Александр ПАНФИЛОВ,
Владимирская область – Москва
Школа сто первого километра
Ее хотели закрыть, но нашлись люди, которые
перешли через дорогу и спросили: чем вам помочь?
Я все представляю, как сыро и весело там сейчас.
Как оглушительно звенят ручьи. Как сверкают в
лучах солнца монастырские купола. Как дети бегут
по лужам в школу, норовя посильнее шлепнуть
сапогом по воде. И кажется (как это всегда весной),
что все трудности одолимы. Но познакомился с этой
крошечной деревенской школой я еще в феврале.
Ранним утром на улице было минус тридцать пять.
Потом поднялось солнышко, мир засветился
серебром, и столбик термометра нехотя пополз
вверх. “Ну как, согрелись? – нетерпеливо
спрашивала директор школы Тамара Владимировна
Ильязова. – Пойдем посмотрим?”
И мы пошли. Сначала из теплой учительской в
прохладный коридор. В коридоре стояло с десяток
лыж. На стенах висели листы ватмана с ребячьими
рисунками и стихами, с фотографиями недавнего
юбилея. Кое-где отвалилась штукатурка, обнажив
безнадежно сгнившие бревна, из бревен сыпалась
труха.
Из коридора мы выбрались на ледяную улицу,
мороз тут же прихватил уши и щеки. Дальше наш путь
лежал мимо стен возрожденного монастыря. Тамара
Владимировна широко улыбнулась: “Вот она!”
Перед нами были стены будущей новой школы.
Стены пока стояли без крыши, но Тамара
Владимировна, кажется, крышу уже видела. И не
только крышу, но и всю школу – какой она станет к
началу следующего учебного года. Мы пробирались
по предполагаемому коридору. “Вот здесь будет
класс, – говорила она. – А это будет буфет. А это
– спортзал. А вот там, на втором этаже, – зимний
сад...” Говорила в будущем времени, но настойчиво
слышалось настоящее. Особенно нежным ее голос
становился, когда она доходила до зимнего сада.
Тамара Владимировна учит детей биологии, потому
эта нежность понятна. У себя дома она снимает
урожай с лимонного дерева. “Настоящие лимоны! –
восклицала она. – Тонкокожие... Ки-и-ислые такие!”
Теперь рядом с лимоном растет ананас. Что же
будет расти в зимнем саду?!
“А взгляните, какая чудесная кладка”, –
показывала она на кирпичи и смеялась от
удовольствия. Не рассмеяться вместе с ней было
невозможно.
125 лет – не возраст!
Предыстория этих стен такова.
Школа-девятилетка в селе Махра (это недалеко от
Александрова, что во Владимирской области)
осенью отметила юбилей – ей исполнилось 125 лет.
Вместе со школой юбилей отметило и школьное
здание. Оно было специально выстроено для школы
125 лет назад – выстроено на средства земства и
сельского общества. Пока существовало земство,
за школой ухаживали. После революции земства не
стало – не стало и ухода. Начальную школу в свое
время лишь приспособили под восьмилетку,
переделав учительскую квартиру в классы.
Последний же капремонт датирован 1911 годом. С
конца семидесятых годов здание находится в
аварийном состоянии.
Сельская власть настаивала на самом простом и
радикальном выходе – школу закрыть. В пяти
километрах от Махры живет город Карабаново. Вот
пусть там дети и учатся, говорила власть. От школы
сплошная головная боль, а нет школы – нет и
проблемы. Учителя возмущались: как можно таких
детей отправлять в город, где сплошь соблазны?
Каких – таких? Об этом чуть ниже.
Скорее всего все произошло бы так, как сельская
власть и замыслила. Спас случай. Дело в том, что
когда-то в Махре действовал знаменитый на всю
Россию монастырь, основанный сподвижником
Сергия Радонежского Серафимом Махрищским.
В советские времена монастырь разделил общую
судьбу – размещался в нем и госпиталь, и детдом, и
дом отдыха Мурманского пароходства.
Восстанавливать пришлось практически с нуля. К
счастью, нашелся хороший помощник – концерн
“Росэнергоатом”. По старым чертежам уже заново
выстроены храм и надвратная церковь.
Школа находится через дорогу от монастыря,
хорошие люди из “Росэнергоатома” сами через эту
дорогу перешли, постучались в школьную дверь,
спросили: чем помочь? А когда президент концерна
Э.Н.Поздышев ближе познакомился с местными
ребятами, он сказал: “Таким детям сам Бог велел
помогать” – и предложил: а давайте построим
новую школу! Половину средств взялась вложить
администрация Владимирской области, половину –
энергетики. Если бы не августовский кризис,
махринские дети уже учились бы в новом чудесном
здании, построенном по нестандартному проекту.
Бог даст, в сентябре они все-таки отпразднуют
новоселье.
Об этом все здесь очень сильно мечтают, а когда
сильно о чем-нибудь мечтаешь, мечта обязательно
сбывается.
Таковы внешние декорации. Внутреннее же – это
дети, и о них махринские учителя говорили тоже
много и с удовольствием. В школе учатся 30 детей.
На тридцать детей тут восемь учителей –
соотношение замечательное. Есть классы, в
которых учится по одному человеку. “Мы очень
любим свою школу, – отвечают дети на вопрос,
нравится ли им учиться. – Вот только, – вздыхают
они, – отвечать приходится часто...”
Три мешка муки вместо книг и газет
Несколько учителей Махринской школы живут в
Александрове, ездят каждый день на работу и с
работы, путь неблизкий. Разве нельзя найти работу
в городе? – спрашивал я. Можно, отвечали они. Тут
не в каких-то особенных сельских благах дело.
Учителя во всей стране живут трудно. Махринские
учителя не исключение. Нищенской зарплаты своей
они не видели четыре месяца. В счет долга по
доплате за методлитературу выдали им по три
мешка муки. Были рады и тому. Тамара Ильязова один
свой мешок отдала техничке, моющей полы в школе.
“А два мешка проедаем”, – говорит она, улыбаясь.
Она все время улыбается – глядя на нее, можно
подумать, что в стране нашей полный порядок. И
остальные учителя улыбаются.
Игорь Вячеславович Шестаков (тоже, кстати, из
Александрова) повел меня в один из классов (их и
всего-то три в школе) показывать школьный музей.
Вообще-то он преподает физику, но параллельно и
историю освоил. И в смысле внутренних
предпочтений история даже перетягивает. Это и
без слов было видно – по тому, как он о музейных
экспонатах рассказывал. Вдруг выбежал из класса,
через несколько минут вернулся, таща в руках
расписную чашку: “Посмотрите, – воскликнул, –
настоящий кузнецовский фарфор, дре-евний... Я его
под замком держу, чтобы не расколотили...” А не
под замком тоже много любопытного. Лапти,
самовары, керосинка. Да что там лапти – тут целый
стеллаж осколков древнегреческих амфор.
Настоящих. Древнегреческое-то школе подарили, а
вот все остальное ребята сами собирали,
переворошив чердаки и подвалы своих домов. “Они
всяким делом, – говорил Игорь Вячеславович о
своих подопечных, – так славно загораются.
Видели бы вы, как один мальчишка целые сани
старого добра в школу вез...” И снова зазвучало
уже знакомое: ах, какие замечательные дети! Такие
дети... Из-за них Игорь Шестаков и мотается каждый
день из Александрова.
Не забудем, что при всем при том село Махра – это
пресловутый сто первый километр, на котором
десятилетиями оседала не лучшая, мягко говоря,
часть нашего общества. По-другому – зона
социального риска. Масса неполных и
неблагополучных семей. При мне в учительскую
зашли три милиционера из Карабанова. “Мы тут у
вас почистили немного, теперь вам полегче жить
будет. Троих забрали, вот еще двоих поймать надо...
Поймаем”. Такая жизнь. А дети замечательные.
Не в смысле каких-то особенных учебных успехов.
Успехи у них обычные. Учится в школе и отличница,
но в большинстве своем выпускники школы идут
дальше учиться в училища. Хотя есть тут и свои
поэты, художники, музыканты... В журнале “Пионер”
кое-кто публикуется. Но разброс в способностях
слишком велик: с одной строны, отличница, с
другой... Вот в девятом классе учится мальчишка с
диагнозом олигофрения, его старший брат с таким
же диагнозом окончил спецшколу и безнадежен, а
этот – радуются родители – почти нормальным
стал. Два брата – небо и земля. Хотя вообще-то
должны были быть одинаковыми. Но школа сотворила
чудо.
Нет, не в способностях дело. В другом. Этому
другому учителя и какие-то качественные
определения давали. Какие они, дети? Они, говорили
учителя, добрые, дружные, заботливые. Но больше
учителя не абстрактными определениями
оперировали, а наглядным материалом, рассказывая
разные истории.
Огонек в учительской
Людмила Николаевна Куфтина, чудом вырвавшаяся
из горящего Таджикистана и три года
проработавшая на ферме при коровах, говорила:
“Те, которые старше, конечно, посдержаннее, а вот
младшие как учителя увидят, так ему на шею и
вешаются. И объятия, и поцелуи – в общем, полная
любовь. С каждым встречным здороваются
приветливо. Удивлению городских нет предела...”
“Однажды засиделась я допоздна, – это уже
Тамара Ильязова рассказывает. – Вдруг слышу,
входная дверь хлопнула, шорохи какие-то в
коридоре. Я из учительской выглядываю – наш
мальчишка стоит озирается. Ты зачем тут? –
спрашиваю. Да вот, отвечает, шел мимо, а в школе
окно горит. Я подумал, что воры забрались, и
побежал со всех ног школу от них спасать...”
Все это – об удивительной школьной атмосфере,
создаваемой детьми и учителями вместе.
Атмосфере, в которой всем хорошо. В городских
школах и училищах атмосфера другая, считают в
Махре. В городе, куда уходят дети, окончив
девятилетку, им неуютно. Они идут утром на
автобусную остановку и, не удержавшись,
заглядывают в свою родную школу. Можно мы немного
посидим на ваших уроках, просят они. И сидят.
Слушают. И, явно страдая, идут к подъехавшему
автобусу.
При директоре Тамаре Ильязовой учительский
коллектив Махринской школы основательно
помолодел, а молодежь умеет с надеждой смотреть в
будущее. Энергии хватает, идей выше головы. И
детей в Махре рождается в последние годы все
больше, так что школа пустовать не будет.
“Конечно, – говорила Тамара Владимировна, – нам
необыкновенно повезло в том, что мы встретились с
прекрасными людьми из “Росэнергоатома”, с его
президентом Эриком Николаевичем Поздышевым. Он
необыкновенный человек. Вот только надоело все
время зависеть от равнодушных чиновников. Я хочу
зарабатывать свои деньги, хотя бы немного. Еще и
поэтому мы так ждем переезда в новое здание. Там
будут мастерские. А в зимнем саду мы станем
выращивать рассаду и продавать ее односельчанам,
которые сейчас каждую весну едут за ней в
город...”
Будущего в наших разговорах было очень много.
Пусть же оно сбудется.
Фото автора
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|