Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/1999

Архив
Александр ПАНФИЛОВ,
Владимирская область – Москва

Школа сто первого километра

Ее хотели закрыть, но нашлись люди, которые перешли через дорогу и спросили: чем вам помочь?

Я все представляю, как сыро и весело там сейчас. Как оглушительно звенят ручьи. Как сверкают в лучах солнца монастырские купола. Как дети бегут по лужам в школу, норовя посильнее шлепнуть сапогом по воде. И кажется (как это всегда весной), что все трудности одолимы. Но познакомился с этой крошечной деревенской школой я еще в феврале.

Ранним утром на улице было минус тридцать пять. Потом поднялось солнышко, мир засветился серебром, и столбик термометра нехотя пополз вверх. “Ну как, согрелись? – нетерпеливо спрашивала директор школы Тамара Владимировна Ильязова. – Пойдем посмотрим?”

И мы пошли. Сначала из теплой учительской в прохладный коридор. В коридоре стояло с десяток лыж. На стенах висели листы ватмана с ребячьими рисунками и стихами, с фотографиями недавнего юбилея. Кое-где отвалилась штукатурка, обнажив безнадежно сгнившие бревна, из бревен сыпалась труха.

Из коридора мы выбрались на ледяную улицу, мороз тут же прихватил уши и щеки. Дальше наш путь лежал мимо стен возрожденного монастыря. Тамара Владимировна широко улыбнулась: “Вот она!”

Перед нами были стены будущей новой школы. Стены пока стояли без крыши, но Тамара Владимировна, кажется, крышу уже видела. И не только крышу, но и всю школу – какой она станет к началу следующего учебного года. Мы пробирались по предполагаемому коридору. “Вот здесь будет класс, – говорила она. – А это будет буфет. А это – спортзал. А вот там, на втором этаже, – зимний сад...” Говорила в будущем времени, но настойчиво слышалось настоящее. Особенно нежным ее голос становился, когда она доходила до зимнего сада. Тамара Владимировна учит детей биологии, потому эта нежность понятна. У себя дома она снимает урожай с лимонного дерева. “Настоящие лимоны! – восклицала она. – Тонкокожие... Ки-и-ислые такие!” Теперь рядом с лимоном растет ананас. Что же будет расти в зимнем саду?!

“А взгляните, какая чудесная кладка”, – показывала она на кирпичи и смеялась от удовольствия. Не рассмеяться вместе с ней было невозможно.

125 лет – не возраст!

Предыстория этих стен такова. Школа-девятилетка в селе Махра (это недалеко от Александрова, что во Владимирской области) осенью отметила юбилей – ей исполнилось 125 лет. Вместе со школой юбилей отметило и школьное здание. Оно было специально выстроено для школы 125 лет назад – выстроено на средства земства и сельского общества. Пока существовало земство, за школой ухаживали. После революции земства не стало – не стало и ухода. Начальную школу в свое время лишь приспособили под восьмилетку, переделав учительскую квартиру в классы. Последний же капремонт датирован 1911 годом. С конца семидесятых годов здание находится в аварийном состоянии.

Сельская власть настаивала на самом простом и радикальном выходе – школу закрыть. В пяти километрах от Махры живет город Карабаново. Вот пусть там дети и учатся, говорила власть. От школы сплошная головная боль, а нет школы – нет и проблемы. Учителя возмущались: как можно таких детей отправлять в город, где сплошь соблазны? Каких – таких? Об этом чуть ниже.

Скорее всего все произошло бы так, как сельская власть и замыслила. Спас случай. Дело в том, что когда-то в Махре действовал знаменитый на всю Россию монастырь, основанный сподвижником Сергия Радонежского Серафимом Махрищским.

В советские времена монастырь разделил общую судьбу – размещался в нем и госпиталь, и детдом, и дом отдыха Мурманского пароходства. Восстанавливать пришлось практически с нуля. К счастью, нашелся хороший помощник – концерн “Росэнергоатом”. По старым чертежам уже заново выстроены храм и надвратная церковь.

Школа находится через дорогу от монастыря, хорошие люди из “Росэнергоатома” сами через эту дорогу перешли, постучались в школьную дверь, спросили: чем помочь? А когда президент концерна Э.Н.Поздышев ближе познакомился с местными ребятами, он сказал: “Таким детям сам Бог велел помогать” – и предложил: а давайте построим новую школу! Половину средств взялась вложить администрация Владимирской области, половину – энергетики. Если бы не августовский кризис, махринские дети уже учились бы в новом чудесном здании, построенном по нестандартному проекту. Бог даст, в сентябре они все-таки отпразднуют новоселье.

Об этом все здесь очень сильно мечтают, а когда сильно о чем-нибудь мечтаешь, мечта обязательно сбывается.

Таковы внешние декорации. Внутреннее же – это дети, и о них махринские учителя говорили тоже много и с удовольствием. В школе учатся 30 детей. На тридцать детей тут восемь учителей – соотношение замечательное. Есть классы, в которых учится по одному человеку. “Мы очень любим свою школу, – отвечают дети на вопрос, нравится ли им учиться. – Вот только, – вздыхают они, – отвечать приходится часто...”

Три мешка муки вместо книг и газет

Несколько учителей Махринской школы живут в Александрове, ездят каждый день на работу и с работы, путь неблизкий. Разве нельзя найти работу в городе? – спрашивал я. Можно, отвечали они. Тут не в каких-то особенных сельских благах дело. Учителя во всей стране живут трудно. Махринские учителя не исключение. Нищенской зарплаты своей они не видели четыре месяца. В счет долга по доплате за методлитературу выдали им по три мешка муки. Были рады и тому. Тамара Ильязова один свой мешок отдала техничке, моющей полы в школе. “А два мешка проедаем”, – говорит она, улыбаясь. Она все время улыбается – глядя на нее, можно подумать, что в стране нашей полный порядок. И остальные учителя улыбаются.

Игорь Вячеславович Шестаков (тоже, кстати, из Александрова) повел меня в один из классов (их и всего-то три в школе) показывать школьный музей. Вообще-то он преподает физику, но параллельно и историю освоил. И в смысле внутренних предпочтений история даже перетягивает. Это и без слов было видно – по тому, как он о музейных экспонатах рассказывал. Вдруг выбежал из класса, через несколько минут вернулся, таща в руках расписную чашку: “Посмотрите, – воскликнул, – настоящий кузнецовский фарфор, дре-евний... Я его под замком держу, чтобы не расколотили...” А не под замком тоже много любопытного. Лапти, самовары, керосинка. Да что там лапти – тут целый стеллаж осколков древнегреческих амфор. Настоящих. Древнегреческое-то школе подарили, а вот все остальное ребята сами собирали, переворошив чердаки и подвалы своих домов. “Они всяким делом, – говорил Игорь Вячеславович о своих подопечных, – так славно загораются. Видели бы вы, как один мальчишка целые сани старого добра в школу вез...” И снова зазвучало уже знакомое: ах, какие замечательные дети! Такие дети... Из-за них Игорь Шестаков и мотается каждый день из Александрова.
Не забудем, что при всем при том село Махра – это пресловутый сто первый километр, на котором десятилетиями оседала не лучшая, мягко говоря, часть нашего общества. По-другому – зона социального риска. Масса неполных и неблагополучных семей. При мне в учительскую зашли три милиционера из Карабанова. “Мы тут у вас почистили немного, теперь вам полегче жить будет. Троих забрали, вот еще двоих поймать надо... Поймаем”. Такая жизнь. А дети замечательные.

Не в смысле каких-то особенных учебных успехов. Успехи у них обычные. Учится в школе и отличница, но в большинстве своем выпускники школы идут дальше учиться в училища. Хотя есть тут и свои поэты, художники, музыканты... В журнале “Пионер” кое-кто публикуется. Но разброс в способностях слишком велик: с одной строны, отличница, с другой... Вот в девятом классе учится мальчишка с диагнозом олигофрения, его старший брат с таким же диагнозом окончил спецшколу и безнадежен, а этот – радуются родители – почти нормальным стал. Два брата – небо и земля. Хотя вообще-то должны были быть одинаковыми. Но школа сотворила чудо.

Нет, не в способностях дело. В другом. Этому другому учителя и какие-то качественные определения давали. Какие они, дети? Они, говорили учителя, добрые, дружные, заботливые. Но больше учителя не абстрактными определениями оперировали, а наглядным материалом, рассказывая разные истории.

Огонек в учительской

Людмила Николаевна Куфтина, чудом вырвавшаяся из горящего Таджикистана и три года проработавшая на ферме при коровах, говорила: “Те, которые старше, конечно, посдержаннее, а вот младшие как учителя увидят, так ему на шею и вешаются. И объятия, и поцелуи – в общем, полная любовь. С каждым встречным здороваются приветливо. Удивлению городских нет предела...”

“Однажды засиделась я допоздна, – это уже Тамара Ильязова рассказывает. – Вдруг слышу, входная дверь хлопнула, шорохи какие-то в коридоре. Я из учительской выглядываю – наш мальчишка стоит озирается. Ты зачем тут? – спрашиваю. Да вот, отвечает, шел мимо, а в школе окно горит. Я подумал, что воры забрались, и побежал со всех ног школу от них спасать...”

Все это – об удивительной школьной атмосфере, создаваемой детьми и учителями вместе. Атмосфере, в которой всем хорошо. В городских школах и училищах атмосфера другая, считают в Махре. В городе, куда уходят дети, окончив девятилетку, им неуютно. Они идут утром на автобусную остановку и, не удержавшись, заглядывают в свою родную школу. Можно мы немного посидим на ваших уроках, просят они. И сидят. Слушают. И, явно страдая, идут к подъехавшему автобусу.

При директоре Тамаре Ильязовой учительский коллектив Махринской школы основательно помолодел, а молодежь умеет с надеждой смотреть в будущее. Энергии хватает, идей выше головы. И детей в Махре рождается в последние годы все больше, так что школа пустовать не будет. “Конечно, – говорила Тамара Владимировна, – нам необыкновенно повезло в том, что мы встретились с прекрасными людьми из “Росэнергоатома”, с его президентом Эриком Николаевичем Поздышевым. Он необыкновенный человек. Вот только надоело все время зависеть от равнодушных чиновников. Я хочу зарабатывать свои деньги, хотя бы немного. Еще и поэтому мы так ждем переезда в новое здание. Там будут мастерские. А в зимнем саду мы станем выращивать рассаду и продавать ее односельчанам, которые сейчас каждую весну едут за ней в город...”

Будущего в наших разговорах было очень много. Пусть же оно сбудется.

Фото автора


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru