Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/1999

Архив
Ирина ТИМОФЕЕВА

“...И получил отвращение к учению и книге”

Никто и не знал, что человек, закончивший три класса сельской школы, станет крупнейшим в России книгоиздателем

И.Д.СЫТИН. 1901 г.

Его сравнивали с Уильямом Херстом, называли “американцем” – кто одобрительно, кто с осуждением. Деловая хватка, головокружительная издательская карьера малограмотного выходца из крестьян и восхищали, и раздражали. М.Горький, обязанный Сытину широким распространением своих произведений и финансовой поддержкой, и тот однажды в сердцах назвал его “книгорыночным крокодилом”. В Москве существует музей, помогающий разобраться в личности этого непростого человека.

Cудьба крупнейшего российского книгоиздателя, просветителя, миллионера и мецената похожа на судьбы многих предпринимателей периода возникновения капитализма в России. Отличается лишь одним: после захвата власти большевиками Сытин, имевший к тому времени немалые счета в иностранных банках, не пожелал покинуть родину. “Мне прибылей не надо. Мне только работать”.

Власть национализировала все сытинские предприятия, а он стал бесплатным консультантом Госиздата. В 1928 году Совнарком выделил “русскому Херсту” пенсию в 250 рублей и разрешил остаться в небольшой квартире в доме по Тверской, 12. С 1986 года здесь мемориальный Центр-музей им. И.Д.Сытина.

Поражает аскетичность обстановки. Мебель и светильник в стиле русского модерна в гостиной. Узкая деревянная кровать, трюмо, письменный стол и скульптурка Льва Толстого в комнате, где Сытин работал над знаменитыми мемуарами “Жизнь для книги”. Впрочем, по свидетельству близких, в быту книгоиздатель всегда был неприхотлив. Заработанные средства вкладывал в развитие производства. Деньги шли на выпуск роскошных фолиантов для просвещенной части общества и дешевых книг и учебников для малограмотных крестьян.

Проучившись три года в сельской школе, Иван Сытин вышел оттуда “ленивым и получил отвращение к учению и книге”. Спустя пятьдесят четыре года, на праздновании 50-летнего юбилея его издательской деятельности, Сытина назовут “подлинным министром образования”. “Министр”, правда, писал не очень грамотно до глубокой старости.

Иван Сытин начинал 15-летним приказчиком в книжной лавке купца-старообрядца Петра Шарапова у Ильинских ворот. Через десять лет Сытин открыл собственное дело – мастерскую в две комнатки близ Дорогомиловского моста – и приступил к выпуску лубочных картин. Книгоноши – офени распространяли эту нехитрую продукцию по всем уголкам крестьянской России. Вскоре была учреждена книгоиздательская фирма “И.Д.Сытин и К0“, выпускавшая для малограмотных сказки и произведения классиков, сокращенные, как сказали бы сейчас, до размера комиксов. Предприимчивый, но не слишком сведущий в литературе издатель иногда попадал в курьезные ситуации.

“Посмотрел я рукопись, вижу: написано складно, а главное, очень уж страшно. Такие страсти – просто волос дыбом становится. Ну, думаю, эта книга беспременно пойдет. Купил рукопись, заплатил сочинителю пять рублей, отдал в печать. И что бы вы думали? Нарасхват! Так понравилась, так понравилась! Вдруг подходит ко мне метранпаж и говорит:

– Что мы наделали-то, Иван Дмитриевич?

– Что такое?

– Да ведь мы Гоголя издали, не спросившись.

И показывает мне... “Страшную месть”.

Перелом во взглядах Сытина произошел, безусловно, после знакомства в 1884 году с молодым последователем Толстого Владимиром Чертковым и, почти десятью годами позже, – с А.П.Чеховым. Издатель уже мечтал “завязать связи с недосягаемым для нас миром настоящей литературы и настоящих писателей”. С выпуска рассказов Лескова, Тургенева и Толстого началась многолетняя деятельность культурно-просветительского издательства “Посредник”. Сытин стал единственным посредником между большой литературой и народом. Три года спустя он издал сочинения Гоголя по цене всего 50 копеек и отметил, что “спрос превысил самые смелые мои ожидания”.

По словам Чехова, И.Сытин основал издательскую фирму, “где русским духом пахнет и мужика-покупателя не толкают в шею”. Чехов же убедил Сытина издавать общедоступную популярную газету. “Товарищество И.Д.Сытина” приобрело малотиражный консервативный листок, за короткий срок превратив “Русское слово” в самое популярное независимое российское издание. В нем сотрудничали В.Дорошевич, зять Сытина Ф.Благов, А.Амфитеатров, Виктор Розанов, Блок.

В экспозиции Центра-музея имени И.Д.Сытина – библиотека изданий “Товарищества”: недорогие “народные” книги и учебники (“Русский букварь” Вахтерова раскупался по миллиону экземпляров в год и выдержал 118 изданий), знаменитые сытинские “Всеобщие календари” – тиражи этой “энциклопедии на все случаи жизни” к 1916 году достигали многих миллионов, богато изданные и прекрасно иллюстрированные словари и энциклопедии. Библиотека собрана младшим сыном И.Сытина Дмитрием Ивановичем и в начале 70-х годов нашего века вместе с архивом и квартирой на Тверской, 12, передана им государству.

К 1917 году у Сытина – крупнейшая в России (если не в мире) издательская фирма, сеть книжных магазинов во многих городах империи, пятиэтажная типография “Русского слова” на Тверской и книгоиздательский комбинат на Пятницкой (ныне Первая Образцовая типография). Он организует по всей России народные читальни, строит школу в Мелихове. Выкупает в пользу семьи Толстого заложенную Ясную Поляну за права на все посмертные издания писателя – деловой человек, ничего не скажешь!

Сытину довелось беседовать с двумя последними монархами и Лениным. Вождь мирового пролетариата обещал издателю “его самого не национализировать и предоставить жить как жил, если не против нас”. Умер Сытин в 1934 году в возрасте 83 лет от пневмонии. На Введенском кладбище “последнего магната” хоронили близкие друзья, родственники и несколько его бывших служащих.

С 1986 года последняя квартира И.Д.Сытина – в ведении Общества книголюбов России. В последние годы всю музейную деятельность финансирует созданный при музее клуб молодых частных издателей-полиграфистов “Гайдельберг”. В Центре-музее проходят выставки печатной продукции, живописи, быта дореволюционной России под общим девизом “История Отечества до 1917 года”. “Дальше 17-го года мы идти не хотим принципиально”, – говорит директор музея Наталья Алешина. Вокруг центра сложился постоянный круг посетителей: люди, которые приходили сюда еще детьми, коллекционеры (выставки составляются только из экспонатов частных собраний), музейные работники. Ближайшая музейная выставка “Поэт и пророк” откроется в середине апреля и будет посвящена Пушкину.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru