Василий Кольченко,
Нью-Йорк
В школу с автоматом
Как распознать угрозу? Ранние знаки для
учителей и родителей
Чтобы спустить курок, соображения хватает и
ребенку. Один из символов американской школы
последних десятилетий – металлодетектор у
входа. Такой же, как в аэропортах и банках, где
опасаются ограблений или террористов. Кого же
боятся в школе? Учеников, несущих спрятанное
оружие.
На самом деле металлодетекторы установлены
лишь в немногих школах, где администрация
отчаялась повлиять на детей педагогическими
средствами. Обычно это случается в районах с
бедным населением, высокой безработицей и
преступностью. Но проблема школьного насилия
существует не только в этих районах.
В прошлом учебном году в американских школах
случилось несколько убийств, о которых узнал
весь мир.
Во всех случаях трагедия происходила в
относительно благополучных городах и школах. Это
лишь усиливало шок. Кто мог подумать, что эти
симпатичные ребята, вовсе не выглядевшие
кровожадными злодеями, способны на такое? Их юный
возраст шокировал еще сильнее. Если
двенадцатилетний мальчишка берет в руки автомат,
чего ожидать дальше? Да понимает ли он, что
творит?
Но, чтобы спустить курок, соображения хватает и
ребенку. Возможно, ему не хватает чего-то другого
– не только эмоциональных тормозов, но и
морального запрета, совести, сочувствия.
Чем объяснить волну школьных убийств? Как
предупредить новые трагедии? Причины называют
разные. Первая: доступность оружия.
Вторая: насыщенные насилием фильмы и
компьютерные игры. Кто знает, сколько часов дети
проводят перед экраном, впитывая
дистиллированную жестокость и облагороженный
садизм любимых героев. Для одних это временное и
безвредное увлечение, другие втягиваются, входят
во вкус. Для них грань между игрой и реальностью
постепенно стирается.
Один из способов – помочь учителям и родителям
распознать ранние признаки опасного детского
поведения.
Ранняя диагностика. Вот что должно насторожить
взрослого.
– Если ребенок стал жертвой насилия. Среди
таких детей есть и те, что сами чаще прибегают к
насилию, то ли в отместку, то ли наученные
жестоким опытом и дурным примером.
– Если ученика постоянно дразнят, запугивают,
не принимают в игры и общие дела, унижают дома или
в школе. Чувствуя себя униженным и отверженным,
ребенок поначалу может замкнуться в себе,
избегая контактов. Позже отчаяние может толкнуть
его на агрессию, на попытку отомстить и своим
мучителям, и “всему миру”.
– Если детские рисунки или рассказы постоянно
возвращаются к теме насилия, направленного на
конкретных людей – детей, членов семьи, других
взрослых. Например, когда ребенок без конца
рисует горящую школу или хвастается, что убьет
дедушку, это может оказаться не только невинными
детскими фантазиями, но и симптомом серьезных
эмоциональных проблем.
– Неконтролируемые вспышки ярости. Такие
вспышки бывают у многих людей, но иногда они
становятся все более частыми и интенсивными.
Если сила гнева несоразмерна с вызвавшей его
мелкой причиной, это говорит о растущей
опасности насилия.
– Признаки импульсивного, жестокого и
агрессивного поведения в прошлом или настоящем.
Эти дети часто избивают других детей, издеваются
над сверстниками и малышами, крадут, лгут,
обманывают, устраивают поджоги, уродуют ценные
вещи, мучают животных.
– Нетерпимость и предвзятость. Такая
предвзятость по отношению к другим людям
несправедлива и оскорбительна. Она часто
основана на различиях в расе, национальности,
религии, языке, сексуальной ориентации,
способностях или внешности.
– Пристрастие к наркотикам или алкоголю. Оно не
только вредит здоровью, но и снижает
самоконтроль подростков, делает их беззащитными
и беспомощными. При этом они чаще оказываются в
плену насилия – иногда в роли жертвы, иногда в
роли палача.
– Участие в подростковых бандах. Оно обычно
ведет к агрессивности и насилию. Банды
привлекают молодежь иллюзией защиты,
запрещенного братства, презрения к опасности. В
ходу особые атрибуты, обряды, тайные знаки.
– Неоправданный доступ к огнестрельному
оружию. Известны истории о пяти-шестилетних
детях, нашедших заряженный пистолет в ящике
комода, где его спрятали родители. Начинается
игра, пистолет неожиданно стреляет – партнер по
игре ранен или убит. Статистика показывает, что
дети в домах с оружием гораздо чаще стреляют в
других или сами становятся его жертвами.
– Серьезные угрозы насилия. Пустые угрозы
часто произносят в сердцах, под горячую руку. Их
надо отличать от угроз реальных. Вероятность их
исполнения растет, если подросток имеет
конкретную цель и детальный план, объясняющий,
как он собирается совершить акт насилия против
себя или других.
Оставьте ребенка в покое, но не бросайте его в
беде. Пытаясь предсказать поведение трудного
ребенка (а ведь каждый ребенок по-своему трудный),
мы часто попадаем в неясную зону эмоциональных
крайностей, в туманную область на границе между
психологией и психиатрией. Эта граница всегда
была и будет размыта.
Правильный совет звучит по-другому: оставьте
ребенка в покое, но не бросайте его в беде. Ему
нужно наше внимание, сочувствие и забота, а если
надо, то и помощь специалистов.
В списке ранних тревожных знаков, предложенном
американскими психологами и педагогами, нет
ничего такого, что не встревожило бы любого
нормального родителя или учителя. Но знакомство
с ним прибавляет взрослому уверенности и
решимости. Оказывается, его боль и беда известна
и описана, подобное случается не только в его
семье или классе.
Осознание опасности заставляет нас думать и
действовать, быть внимательнее и активнее,
гуманнее и настойчивее. Психические болезни
часто лечат таблетками. Психологические недуги
нередко излечиваются любовью. Возможно, ребенок
страдает, он одинок, он стоит на краю пропасти,
готовый к непоправимому шагу. Протяните ему руку.
Иногда этого достаточно, чтобы удержать от
падения.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|