Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/1999

Архив
Василий Кольченко,
Нью-Йорк

В школу с автоматом

Как распознать угрозу? Ранние знаки для учителей и родителей

Чтобы спустить курок, соображения хватает и ребенку. Один из символов американской школы последних десятилетий – металлодетектор у входа. Такой же, как в аэропортах и банках, где опасаются ограблений или террористов. Кого же боятся в школе? Учеников, несущих спрятанное оружие.

На самом деле металлодетекторы установлены лишь в немногих школах, где администрация отчаялась повлиять на детей педагогическими средствами. Обычно это случается в районах с бедным населением, высокой безработицей и преступностью. Но проблема школьного насилия существует не только в этих районах.

В прошлом учебном году в американских школах случилось несколько убийств, о которых узнал весь мир.

Во всех случаях трагедия происходила в относительно благополучных городах и школах. Это лишь усиливало шок. Кто мог подумать, что эти симпатичные ребята, вовсе не выглядевшие кровожадными злодеями, способны на такое? Их юный возраст шокировал еще сильнее. Если двенадцатилетний мальчишка берет в руки автомат, чего ожидать дальше? Да понимает ли он, что творит?

Но, чтобы спустить курок, соображения хватает и ребенку. Возможно, ему не хватает чего-то другого – не только эмоциональных тормозов, но и морального запрета, совести, сочувствия.

Чем объяснить волну школьных убийств? Как предупредить новые трагедии? Причины называют разные. Первая: доступность оружия.

Вторая: насыщенные насилием фильмы и компьютерные игры. Кто знает, сколько часов дети проводят перед экраном, впитывая дистиллированную жестокость и облагороженный садизм любимых героев. Для одних это временное и безвредное увлечение, другие втягиваются, входят во вкус. Для них грань между игрой и реальностью постепенно стирается.

Один из способов – помочь учителям и родителям распознать ранние признаки опасного детского поведения.

Ранняя диагностика. Вот что должно насторожить взрослого.

– Если ребенок стал жертвой насилия. Среди таких детей есть и те, что сами чаще прибегают к насилию, то ли в отместку, то ли наученные жестоким опытом и дурным примером.

– Если ученика постоянно дразнят, запугивают, не принимают в игры и общие дела, унижают дома или в школе. Чувствуя себя униженным и отверженным, ребенок поначалу может замкнуться в себе, избегая контактов. Позже отчаяние может толкнуть его на агрессию, на попытку отомстить и своим мучителям, и “всему миру”.

– Если детские рисунки или рассказы постоянно возвращаются к теме насилия, направленного на конкретных людей – детей, членов семьи, других взрослых. Например, когда ребенок без конца рисует горящую школу или хвастается, что убьет дедушку, это может оказаться не только невинными детскими фантазиями, но и симптомом серьезных эмоциональных проблем.

– Неконтролируемые вспышки ярости. Такие вспышки бывают у многих людей, но иногда они становятся все более частыми и интенсивными. Если сила гнева несоразмерна с вызвавшей его мелкой причиной, это говорит о растущей опасности насилия.

– Признаки импульсивного, жестокого и агрессивного поведения в прошлом или настоящем. Эти дети часто избивают других детей, издеваются над сверстниками и малышами, крадут, лгут, обманывают, устраивают поджоги, уродуют ценные вещи, мучают животных.

– Нетерпимость и предвзятость. Такая предвзятость по отношению к другим людям несправедлива и оскорбительна. Она часто основана на различиях в расе, национальности, религии, языке, сексуальной ориентации, способностях или внешности.

– Пристрастие к наркотикам или алкоголю. Оно не только вредит здоровью, но и снижает самоконтроль подростков, делает их беззащитными и беспомощными. При этом они чаще оказываются в плену насилия – иногда в роли жертвы, иногда в роли палача.

– Участие в подростковых бандах. Оно обычно ведет к агрессивности и насилию. Банды привлекают молодежь иллюзией защиты, запрещенного братства, презрения к опасности. В ходу особые атрибуты, обряды, тайные знаки.

– Неоправданный доступ к огнестрельному оружию. Известны истории о пяти-шестилетних детях, нашедших заряженный пистолет в ящике комода, где его спрятали родители. Начинается игра, пистолет неожиданно стреляет – партнер по игре ранен или убит. Статистика показывает, что дети в домах с оружием гораздо чаще стреляют в других или сами становятся его жертвами.

– Серьезные угрозы насилия. Пустые угрозы часто произносят в сердцах, под горячую руку. Их надо отличать от угроз реальных. Вероятность их исполнения растет, если подросток имеет конкретную цель и детальный план, объясняющий, как он собирается совершить акт насилия против себя или других.

Оставьте ребенка в покое, но не бросайте его в беде. Пытаясь предсказать поведение трудного ребенка (а ведь каждый ребенок по-своему трудный), мы часто попадаем в неясную зону эмоциональных крайностей, в туманную область на границе между психологией и психиатрией. Эта граница всегда была и будет размыта.
Правильный совет звучит по-другому: оставьте ребенка в покое, но не бросайте его в беде. Ему нужно наше внимание, сочувствие и забота, а если надо, то и помощь специалистов.

В списке ранних тревожных знаков, предложенном американскими психологами и педагогами, нет ничего такого, что не встревожило бы любого нормального родителя или учителя. Но знакомство с ним прибавляет взрослому уверенности и решимости. Оказывается, его боль и беда известна и описана, подобное случается не только в его семье или классе.

Осознание опасности заставляет нас думать и действовать, быть внимательнее и активнее, гуманнее и настойчивее. Психические болезни часто лечат таблетками. Психологические недуги нередко излечиваются любовью. Возможно, ребенок страдает, он одинок, он стоит на краю пропасти, готовый к непоправимому шагу. Протяните ему руку. Иногда этого достаточно, чтобы удержать от падения.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru