Книжка вприпрыжку
Что важнее для ребенка – уметь анализировать
литературу или просто чувствовать ее, радуясь
хорошим стихам, рассказам, былинам?
Лидия Корнеевна Чуковская, великолепный знаток
и ценитель литературы, оставила воспоминания о
первых уроках поэзии, которые дал ей и ее брату их
замечательный отец Корней Иванович.
“Он очаровывал нас поэзией, вовлекал нас в нее,
как других детей в детстве вовлекают в музыку”.
“Давать слушателям какие бы то ни было сведения
о поэзии – исторические или формальные – до
того, как она сама по себе стала их душевной
потребностью, – занятие бессмысленное,
схоластическое и даже вредное. Зачем в самом деле
забивать взрослым и детям головы сведениями о
том, когда и каким размером был написан “Медный
всадник”, почему так долго не печатался, когда
наконец напечатан и как его встретила критика,
если слушатели не испытали наслаждения,
произнося вслух и про себя, ложась спать и
вставая:
Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна,
бурлива,
И затопляла острова”.
И дальше Лидия Корнеевна вспоминает, что
основные стихотворные размеры Корней Иванович
показал детям, когда брату было уже лет десять, а
ей лет семь. “Еще позже он стал рассказывать нам
биографии поэтов: Шевченко или Байрона, Пушкина
или Лермонтова... Тогда же, в Куоккале, в лодке, он
не ставил себе целью обогащать нас познаниями, а
всего лишь счастьем. И счастье это исподволь
учило нас познавать мир. И Россию”.
Корней Иванович Чуковский, когда писал для детей,
нередко прыгал по комнате на одной ноге.
Маленького читателя-слушателя тоже так и
подмывает попрыгать, когда мы ему читаем
“Крокодила”, “Путаницу” или “Телефон”. А нас
что-то не очень... Кто же воспринимает Чуковского
ближе к авторскому замыслу?
Дошкольники почти все любят слушать и
рассказывать стихи, сказки и истории.
Почему среди школьников так мало
книгочеев?
Нет ли в этом нашей вины? Не мы ли отваживаем
наших детей от чтения, когда пытаемся вырастить
их читателями?
Впервые я задумался об этом лет сорок назад,
когда еще свежи были школьные воспоминания об
уроках литературы. Что мы делали на этих уроках?
Учились тому, как правильно понимать искусство. И
тогда же у меня возникли первые сомнения: “Нужно
ли учить малыша правильно понимать
художественные произведения, если мы хотим,
чтобы он вырос хорошим читателем?”
Кажется, эти сомнения оказались плодотворными.
Поэтому и хочу поделиться ими с родителями и
коллегами-учителями.
Можем ли мы научить малыша лучше понимать стихи и
сказки, чем он это делает? Да и нужно ли с
произведениями искусства делать то, что обычно
называют словом понимать?
Когда речь идет о деловых, научных или учебных
текстах (описание устройства прибора, задачи по
математике или статьи по истории), сомнений нет –
их нужно понимать. Нужно учить ребенка (с
шести-семи лет) выделять в них главное,
пересказывать и объяснять их.
А что мы имеем в виду, когда говорим о понимании
художественного произведения? Как мы судим о том,
понимает или не понимает дошкольник или младший
школьник стихотворение, сказку, былину?
Мы, взрослые, задаем ребенку вопросы к
произведению и сравниваем детские ответы с теми,
которые считаем правильными.
Но, во-первых, одно и то же произведение искусства
разные люди могут понимать неодинаково. И далеко
не всегда наше понимание авторского замысла
ближе к этому замыслу, чем восприятие малыша.
Конечно, было бы неточно утверждать, будто
ребенок понимает стихи Чуковского или Маршака
лучше, чем взрослые. Слово понимает в этом случае
не слишком удачно. Заменим его на чувствует,
переживает, воспринимает. И тогда придется
признать, что детское восприятие поэзии ближе к
авторскому, чем наше. Кому же у кого учиться?
К тому же есть и во-вторых. Человек (взрослый ли,
дошкольник или школьник), который воспринял,
прочувствовал произведение искусства, сплошь и
рядом не может объяснить свои переживания
словами. А еще чаще не хочет. И имеет право. (Зато
как часто случается, что тот, кто не чувствует
поэзии или музыки, хорошо знает, как правильно
говорить о них. Этого ли мы хотим от нашего
ребенка?)
Педагогические сомнения
К чему же нам стремиться, приобщая ребенка к
чтению художественной литературы? Чтобы ребенок
понимал произведения искусства? Или переживал
их? Так и напрашивается ответ: “Чтобы и понимал, и
переживал одновременно”.По-моему, ответ опасный,
если его не уточнить.
Да, конечно, нужно и то и другое. Но стремиться
сберечь и защитить мы, на мой взгляд, должны
непосредственные читательские переживания. Из
пары переживания – понимание первые более
нуждаются в нашей защите. Потому что понимание
произведения (особенно наше взрослое понимание,
переданное детям) может довольно быстро
обесценить и вытеснить детские переживания. И
тогда он перестанет любить чтение. Конечно, он и
без этого чувства может стать средней руки
литературным критиком, литературоведом и
учителем литературы. Но читателем быть он
перестанет и лишится радости общения с великими
собеседниками.
И если во многом другом я продолжаю сомневаться,
то здесь у меня сомнений нет: “Собственное
понимание (оценка, мнение) о произведении должно
возникать у читателя (любого возраста) после
того, как произведение прочувствовано”.
Понимание произведения искусства – это
результат осознания своих читательских
переживаний и их связи с “устройством”
произведения.
Способность к читательским переживаниям,
зарождающаяся еще в раннем детстве, – это
огромное достижение нашего ребенка, это
замечательная способность, которую мы должны
ценить, беречь и лелеять. А понимание придет
потом.
Вспомним, что еще В.Г.Белинский предостерегал
взрослых от педагогического стремления
растолковать ребенку прочитанное: “Не
заботьтесь о том, что дети мало тут поймут, но
именно и старайтесь, чтобы они как можно менее
понимали, но больше чувствовали. Пусть ухо их
приучается к гармонии русского слова, сердца
переполняются чувством изящного; пусть поэзия
действует на них, как и музыка, – прямо через
сердце, мимо головы, для которой еще настанет
свое время”.
Можно ли понять эти стихи, если не прочувствовать
их?
Аквариум
В аквариуме есть кусочек моря.
Но часто умирают рыбешки.
Потому что у аквариума четыре стены.
А у моря нет берегов.
Хорошо, что в аквариуме нет
Золотой рыбки.
Вот и все, что я хотела рассказать
О маленьком море и Золотой рыбке.
Вадим Левин (для шестилетних)
Встреча
– Здравствуйте, листочки!
Откуда вы?
– Из почки.
– А я – из дома в детский
сад
И я вам очень-очень рад.
Летний ливень
Гром стреляет как из пушки,
Хлещет дождь по спинам луж.
Под дождем сидят лягушки –
Принимают теплый душ.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|