Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/1999

Архив
Вадим ЛЕВИН

Книжка вприпрыжку

Что важнее для ребенка – уметь анализировать литературу или просто чувствовать ее, радуясь хорошим стихам, рассказам, былинам?

Лидия Корнеевна Чуковская, великолепный знаток и ценитель литературы, оставила воспоминания о первых уроках поэзии, которые дал ей и ее брату их замечательный отец Корней Иванович.
“Он очаровывал нас поэзией, вовлекал нас в нее, как других детей в детстве вовлекают в музыку”.
“Давать слушателям какие бы то ни было сведения о поэзии – исторические или формальные – до того, как она сама по себе стала их душевной потребностью, – занятие бессмысленное, схоластическое и даже вредное. Зачем в самом деле забивать взрослым и детям головы сведениями о том, когда и каким размером был написан “Медный всадник”, почему так долго не печатался, когда наконец напечатан и как его встретила критика, если слушатели не испытали наслаждения, произнося вслух и про себя, ложась спать и вставая:

Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна,
                             бурлива,
И затопляла острова”.

И дальше Лидия Корнеевна вспоминает, что основные стихотворные размеры Корней Иванович показал детям, когда брату было уже лет десять, а ей лет семь. “Еще позже он стал рассказывать нам биографии поэтов: Шевченко или Байрона, Пушкина или Лермонтова... Тогда же, в Куоккале, в лодке, он не ставил себе целью обогащать нас познаниями, а всего лишь счастьем. И счастье это исподволь учило нас познавать мир. И Россию”.
Корней Иванович Чуковский, когда писал для детей, нередко прыгал по комнате на одной ноге. Маленького читателя-слушателя тоже так и подмывает попрыгать, когда мы ему читаем “Крокодила”, “Путаницу” или “Телефон”. А нас что-то не очень... Кто же воспринимает Чуковского ближе к авторскому замыслу?
Дошкольники почти все любят слушать и рассказывать стихи, сказки и истории.

Почему среди школьников так мало книгочеев?

Нет ли в этом нашей вины? Не мы ли отваживаем наших детей от чтения, когда пытаемся вырастить их читателями?
Впервые я задумался об этом лет сорок назад, когда еще свежи были школьные воспоминания об уроках литературы. Что мы делали на этих уроках? Учились тому, как правильно понимать искусство. И тогда же у меня возникли первые сомнения: “Нужно ли учить малыша правильно понимать художественные произведения, если мы хотим, чтобы он вырос хорошим читателем?”
Кажется, эти сомнения оказались плодотворными. Поэтому и хочу поделиться ими с родителями и коллегами-учителями.
Можем ли мы научить малыша лучше понимать стихи и сказки, чем он это делает? Да и нужно ли с произведениями искусства делать то, что обычно называют словом понимать?
Когда речь идет о деловых, научных или учебных текстах (описание устройства прибора, задачи по математике или статьи по истории), сомнений нет – их нужно понимать. Нужно учить ребенка (с шести-семи лет) выделять в них главное, пересказывать и объяснять их.
А что мы имеем в виду, когда говорим о понимании художественного произведения? Как мы судим о том, понимает или не понимает дошкольник или младший школьник стихотворение, сказку, былину?
Мы, взрослые, задаем ребенку вопросы к произведению и сравниваем детские ответы с теми, которые считаем правильными.
Но, во-первых, одно и то же произведение искусства разные люди могут понимать неодинаково. И далеко не всегда наше понимание авторского замысла ближе к этому замыслу, чем восприятие малыша.
Конечно, было бы неточно утверждать, будто ребенок понимает стихи Чуковского или Маршака лучше, чем взрослые. Слово понимает в этом случае не слишком удачно. Заменим его на чувствует, переживает, воспринимает. И тогда придется признать, что детское восприятие поэзии ближе к авторскому, чем наше. Кому же у кого учиться?
К тому же есть и во-вторых. Человек (взрослый ли, дошкольник или школьник), который воспринял, прочувствовал произведение искусства, сплошь и рядом не может объяснить свои переживания словами. А еще чаще не хочет. И имеет право. (Зато как часто случается, что тот, кто не чувствует поэзии или музыки, хорошо знает, как правильно говорить о них. Этого ли мы хотим от нашего ребенка?)

Педагогические сомнения

К чему же нам стремиться, приобщая ребенка к чтению художественной литературы? Чтобы ребенок понимал произведения искусства? Или переживал их? Так и напрашивается ответ: “Чтобы и понимал, и переживал одновременно”.По-моему, ответ опасный, если его не уточнить.
Да, конечно, нужно и то и другое. Но стремиться сберечь и защитить мы, на мой взгляд, должны непосредственные читательские переживания. Из пары переживания – понимание первые более нуждаются в нашей защите. Потому что понимание произведения (особенно наше взрослое понимание, переданное детям) может довольно быстро обесценить и вытеснить детские переживания. И тогда он перестанет любить чтение. Конечно, он и без этого чувства может стать средней руки литературным критиком, литературоведом и учителем литературы. Но читателем быть он перестанет и лишится радости общения с великими собеседниками.
И если во многом другом я продолжаю сомневаться, то здесь у меня сомнений нет: “Собственное понимание (оценка, мнение) о произведении должно возникать у читателя (любого возраста) после того, как произведение прочувствовано”. Понимание произведения искусства – это результат осознания своих читательских переживаний и их связи с “устройством” произведения.
Способность к читательским переживаниям, зарождающаяся еще в раннем детстве, – это огромное достижение нашего ребенка, это замечательная способность, которую мы должны ценить, беречь и лелеять. А понимание придет потом.
Вспомним, что еще В.Г.Белинский предостерегал взрослых от педагогического стремления растолковать ребенку прочитанное: “Не заботьтесь о том, что дети мало тут поймут, но именно и старайтесь, чтобы они как можно менее понимали, но больше чувствовали. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердца переполняются чувством изящного; пусть поэзия действует на них, как и музыка, – прямо через сердце, мимо головы, для которой еще настанет свое время”.

Можно ли понять эти стихи, если не прочувствовать их?

Надя Дурихина, 6 лет

Аквариум

В аквариуме есть кусочек моря.
Но часто умирают рыбешки.
Потому что у аквариума четыре стены.
А у моря нет берегов.
Хорошо, что в аквариуме нет
Золотой рыбки.
Вот и все, что я хотела рассказать
О маленьком море и Золотой рыбке.

Вадим Левин (для шестилетних)

Встреча

– Здравствуйте, листочки!
Откуда вы?
– Из почки.
– А я – из дома в детский
сад
И я вам очень-очень рад.

Летний ливень

Гром стреляет как из пушки,
Хлещет дождь по спинам луж.
Под дождем сидят лягушки –
Принимают теплый душ.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru