Борис Илизаров доктор исторических наук,
директор Народного архива
Каждый имеет право на воскрешение
Народный архив уникален,
такого не было в СССР, не было в дореволюционной
России, нет ни в одной из крупных архивных держав:
мы собираем документы обычных рядовых людей. Наш
архив – первая ласточка; я уверен, что со
временем таких архивов будет много.
Десять лет назад, когда мы только начинали, я был
просто одержим идеей, что каждый человек имеет
право на память о себе, на то, чтобы остались
какие-то следы его существования, его пребывания
на земле. Не я это придумал. Известный философ,
библиограф и архивист ХIХ века Николай Федоров,
под влиянием идей которого были Циолковский,
Толстой, Достоевский, считал, что любой человек
имеет право на воскрешение. Причем осуществить
это возможно и необходимо не где-то там,
абстрактно, а здесь, на Земле.
Лет тридцать назад началась у нас дискуссия об
архивах, музеях – что надо сохранять для
потомков и почему. Одни говорили: сохранения
достойно лишь то, что интересует государство и
что оно фиксирует, – документы политических
деятелей и чиновников высших рангов. Остальным
можно пренебречь, потому что все это так или
иначе отражается в указах, постановлениях,
инструкциях, принятых наверху. И действительно,
бюрократическое государство так устроено, что
вся информация стекается наверх, а потом оттуда
спускается с уровня на уровень иерархии.
Но историк в отличие от чиновника прекрасно
сознает, что передаваемая как вверх, так и вниз
информация очень сильно преобразуется, меняется
порой до неузнаваемости в угоду самым разным
интересам; так что, сохраняя только эту
“верхушечную” информацию, мы сохраняем лишь
иллюзии власти – то, что она хотела видеть и
хотела сделать; информации о реальном положении
дел тут практически нет никакой.
И был в дискуссии представлен принципиально иной
подход: надо сохранять как можно больше, все, что
можно, от первых шагов человека, его первого
взгляда на другого человека, их общения – во всем
этом начинается история.
Почему эта дискуссия возникла именно в
шестидесятые годы? Подросло сплошь грамотное,
получившее неплохое образование поколение
людей, привыкших читать и излагать свои мысли
письменно. И рванул поток документов личных и от
личности исходящих. Вал писем захлестнул печать
и все мыслимые инстанции. Жаловались,
протестовали, предлагали, поддерживали. Не
совсем понятно было, что теперь со всем этим
делать. В специальных органах появились
специальные люди, которые все эти письма читали;
потом их просто уничтожали. На самом деле
материал в этих письмах совершенно бесценный...
Потом началась перестройка. Возникло движение за
то, чтобы открыть все архивы, и КПСС, и спецслужб,
открыть полностью, чтобы никаких этих подлых
тайн больше не осталось. К сожалению, сегодня все
возвратилось на круги своя, а тогда – тогда была
эйфория. На ее волне и был создан первый в нашей
стране негосударственный архив.
Мы собирали свидетельства образования многих
партийных групп и общественных движений.
Понимаете, не документы уже сложившихся,
занявших свое место в обществе политических
образований, а тех, кто еще в зародыше, кто завтра
погибнет, распадется, а на его месте образуется
нечто новое – уловить сам момент общественного
брожения и кристаллизации.
Но главным с самого начала стали для нас личные
архивы: письма, дневники, фотографии, записи
семейных расходов – со всем этим к нам
потянулись люди после первых же публикаций об
архиве. У нас появилась возможность попробовать
реализовать свою идею: собирать документы о
повседневной жизни простых людей.
В принципе каждый человек проходит через две
стадии отношения к таким бумагам. Пока он молод,
все эти документы нужны ему как часть чего-то, что
принадлежит ему лично, часть его личной
собственности, чтобы подтверждать свой
социальный и человеческий статус; поэтому он все
это и сохраняет. История личности и история
общества в этом схожи, с историей общества
происходит то же самое: мы все время осмысляем,
кто мы такие и какие у нас есть доказательства,
что мы именно такие. А что-то точно так же
сознательно-бессознательно уничтожается,
изгоняется, вытесняется из памяти. Заботимся мы,
чтобы в глазах потомков выглядеть так, а не иначе,
им всегда немного не так, как на самом деле.
Но годам к 60–75 вся эта самоцензура начисто
уходит, и уже вроде бы все равно, что подумает
внучка, прочитав это письмо или увидев эту
фотографию. Человек задумывается, что же после
него останется в этом мире. Остаются вот эти
письма, дневники, старые бумажки, сохраняющие
отпечаток твоей личности. И куда с этим всем?
Много раз объясняется детям, как все это важно и
необходимо сохранить.
А потом человек уходит, остаются коробки со всем
этим барахлом. В наших квартирах, где коляску
поставить некуда. Но ведь и дети хотели бы
последнюю мамину просьбу исполнить, и у них рука
не поднимается просто на помойку выкинуть, хотя
рано или поздно этим и кончается. Но прежде они
попытаются вручить все это нам.
А мы уже 2–3 года ничего не принимаем.
Я это к тому, что наш архив без новых поступлений
никогда не останется, была бы возможность
принимать...
Материальное положение наше сегодня просто
катастрофическое, хотя сам факт, что мы десять
лет выжили и как-то еще продолжаем жить, –
великое дело. У нас когда-то работали 60 человек,
включая студентов; сегодня работают пять-шесть
человек, пришедшие в самом начале из архивной
системы, в основном пенсионеры. А ведь
объективный интерес общества к нам не упал, люди
до сих пор приходят, приносят, просят: возьмите.
Технические возможности реализовать наши идеи
практически безграничны. Все упирается в
деньги...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|