Где граница между повторением и зубрежкой?
В своей прошлой страничке я сгоряча пообещал
написать о том, что помогает учебе: о повторении,
мнемонике и эмоциях. Пообещал и тут же
спохватился. В одной заметке об этом не
расскажешь. Люди пишут статьи, книги,
диссертации, и все равно дело не проясняется.
Казалось бы, чего проще: повторение – мать
учения. Никто не понял это лучше
педагогов-новаторов. Лысенкова в начальной
школе, Шаталов в средней, Огороднов в обучении
пению... Каждый из них по-своему решил проблему
повторения и мнемоники – помощи памяти. Это и
позволило им заложить фундамент педагогики
сотрудничества.
Учиться стало легко и интересно. У детей
появилась эмоциональная мотивация успеха. В
классе развились отношения сотрудничества и
сотворчества. Без связки методика – отношения
учебный успех упрямо ускользает. Сколько ни
повторяй “сахар”, во рту сладко не станет.
Сколько ни повторяй слово “сотрудничество”,
само по себе оно не появится. Сотрудничество в
чем? В учебе. Не умеешь ее организовать – и
отношения с учениками разлаживаются.
Когда я думаю об опыте Шаталова и Лысенковой и
вспоминаю их замечательные уроки, на которых мне
довелось побывать, мне видится не просто
преподавательский блеск и отличный контакт с
детьми. Это можно найти и у других учителей. В чем
же уникальность открытий педагогов-новаторов?
Например, в системе повторения. Ее не углядишь,
посидев на одном уроке. Учитель-гость удивлялся:
“Я делаю в классе почти то же самое, а мои дети
отстают в учебе на год-полтора. Чудеса!”
Вовсе не чудеса, а особое распределение
времени. Педагоги-новаторы смело
экспериментировали с временем и учебным
материалом: когда давать, сколько повторять, как
часто, в какой форме. Словно в аптеке, они
оценивали дозу учебного материала, определяли
периодичность и способы приема.
Одно лекарство полезнее давать ежедневно,
другое – через день. Одно эффективнее начинать с
ударной дозы, другое – с минимальной. Один курс
лечения занимает две недели, другой тянется три
месяца. Можно назначать таблетки, инъекции или
аэрозоль. В медицине все подчинено общей цели:
приспособиться к работе организма и получить
наилучший результат с наименьшим вредом и
затратами.
Все это относится и к учебной памяти. Разные
предметы и темы диктуют разную дозировку
учебного материала, частоту повторения, способ
подачи. К примеру, что принесет больше пользы –
одна двухчасовая лекция или четыре урока по
тридцать минут, распределенных в течение недели?
Да, учебное время как будто одинаковое – сто
двадцать минут, но дробная подача материала
обычно намного выгоднее. Она дает ученику время
освоиться с новизной трудной темы, уяснить и
усвоить сложные концепции. Таковы законы работы
человеческого мозга. Во время учебы нервные
клетки образуют новые связи, это процесс
медленный, трудный. Губка впитывает влагу за
несколько секунд, а мозг усваивает новый навык
порой за многие дни, а то и недели.
Когда мы требуем от ребенка скоростного
усвоения (каждый урок – новая тема!), это все
равно что требовать от яблони зазеленеть,
расцвести и принести плоды в течение одного
месяца. Кроме взаимного разочарования, ничего из
этого не получится.
Что же делать? Педагоги-новаторы работали в
обычных школах, с обычными детьми. Они не могли
менять длину или частоту своих уроков. Зато в
свои законные сорок пять минут они ухитрялись
найти время на повторение и опережение. За тот же
урок класс вместо одной темы повторял три или
четыре.
При этом календарное время на усвоение каждой
темы растягивалось в несколько раз, хотя общее
учебное время могло остаться прежним или даже
сократиться. Время растягивалось и сжималось на
их уроках, словно в теории относительности
Эйнштейна.
Возьмем простой пример. Допустим, по программе
на одну тему отведено два урока за два учебных
дня, в сумме – девяносто минут учебного времени.
Если посвятить этой же теме девять микроуроков
по десять минут, баланс времени останется тем же
– девяносто минут.
Зато вместо двух дней ученики получат для
усвоения материала две недели. Повысится и
эффективность: за десять минут работы дети
меньше устают и отвлекаются, чем за сорок пять.
Я опускаю детали, но результат налицо: ученикам
легче учиться, учителю легче учить. Учебный
материал усваивается прочно и безболезненно.
Самое удивительное, что дробное, растянутое
изучение параллельных тем ведет к ускоренному
прохождению всего предмета.
Парадокс? Лысенкова уже давно проходит
четырехлетнюю программу начальной школы за два с
половиной года. Без спешки и нервотрепки, с
неотобранными детьми. Один из ее приемов –
опережение. Задолго до официального начала
большой темы, например таблицы умножения, она
готовит к ней детей, ежедневно вводя микродозы
предстоящего материала – две-три минуты за урок.
Пришло время учить таблицу, а ученики уже знают
ее наизусть. Опережение – знакомство заранее,
впрок. По сути это повторение, только наизнанку.
Но где граница между повторением и зубрежкой?
Если правильное распределение учебного времени
творит чудеса, почему оно не прививается в школе?
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|