Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/1999

Архив

Детское управление школой

Давайте доверим нашим ученикам создание законов, по которым они хотят жить. И тогда нам не придется ломать голову над концепциями воспитания, разработкой которых мы сегодня так озабочены

Как часто мы сетуем на то, что живем не в правовом государстве. И еще чаще слышим, как в адрес школы звучат упреки в том, что не учим детей соблюдать законы, не формируем правовое сознание. Чаще всего предлагается решить эту проблему введением дополнительных курсов, изучением новых предметов, написанием новых учебников. Многие учителя убеждены, что такой путь неэффективен.

Многие школы создают свой уклад таким, чтобы он был олицетворением правового сообщества. Уклад школы, а не изучение предметов дает ученику возможность прожить десятилетие своей жизни в правовой безопасности и уважении его детского достоинства.
Это и есть, по мнению учителей, правовое воспитание. Для того чтобы осуществить это, необходимо дать право ученикам управлять своей жизнью в школе.

Но при этом важно сохранить партнерство взрослых и детей, создать ситуацию разделения прав и обязанностей.

Как возможен общественный договор в школе? Что может стать результатом общего решения, а что – результатом решения только учителей или родителей?

Совет по федеральным экспериментальным площадкам, газета «Первое сентября», Образовательный центр «Эврика», Фонд «Эврика» (Голландия) реализуют проект, направленный на создание международной школьной конституции, разработанной учениками школ разных стран.

В начале января наша газета спрашивала учеников о том, как они представляют управление школой. Организаторы проекта получили ответы из 38 школ России и Украины. Сообщили о своем участии в проекте ученики двух голландских школ. 19–22 апреля в Москве пройдет семинар учеников – участников проекта. Будет разрабатываться текст Международной детской конституции.

Сегодня мы публикуем ответы учеников школ из России и Украины.

Наш лицейский парламент существует всего несколько месяцев, мы в самом начале пути, но уже сейчас видим те проблемы, с которыми придется столкнуться и нам, и в других школах. В этом году нашей главной задачей стало принятие «Общелицейского договора», в котором были бы отражены права и обязанности всех участников образовательного процесса. Ваши вопросы стали предметом обсуждения в депутатских группах нашего парламента, где мы пытаемся анализировать происходящее вокруг нас, и выводы не всегда радуют. (5).

Наша школа (гуманитарный лицей) только строится. Все же мы решили принять участие в проекте и посылаем ответы в виде нашего манифеста. Просим нас поддержать. (7).

В нашем лицее существует концептуально обоснованная система соуправления. Верховный орган детской власти – совет президентов во главе с дублером директора школы. (8).

У нас есть своя конституция и совет училища. Круг вопросов, которые входят в компетенцию этих органов, довольно широк: зачисление учащихся по конкурсу (мы готовим специалистов в области питания, кондитерского производства, менеджмента и финансов, всего обучается около 600 человек), различные формы поощрений и наказаний (особенно материальных), использование внебюджетных средств, заработанных самими учащимися, организация досуга, проведение различных форм контроля и помощи отдельным учащимся. Но мы полностью поддерживаем ту точку зрения, что молодежное участие в управлении училища может быть расширено. (9).

У нас третий год проходят общешкольные выборы, работает школьное правительство, президент. В прошлом году была разработана школьная конституция. (11).

Нас 27. Мы учимся в 10 «П» (педагогическом) классе. Для того чтобы ответить на ваши вопросы, мы сначала провели анкетирование среди учащихся 10 классов нашей школы, затем ответы обсудили в классе, сделали выводы. (12).

Наше лицейское сообщество живет по законам республики Ювента, сформулированным в нашей конституции. (13).

Мы, ученики гуманитарно-экономического лицея, считаем главными правами каждого человека, учителя и ученика, право на личную жизнь и ее защиту от чьего бы то ни было вмешательства, право на выбор и собственную позицию, ее защиту всеми возможными законными средствами.Мы настаиваем на праве свободно высказывать собственную точку зрения и берем на себя обязательство слушать противоположную сторону. Нам неприемлемы любые формы конфронтации. А главной целью провозглашаем поиск компромисса и согласия. (14).

“ПС”. Нам прислали письма только ученики, в школах которых уже есть какие-то формы общественного детского или совместного управления. Мы не получили ни одного письма, в котором было бы написано: «У нас нет никакой возможности влиять на свою жизнь в школе».
Но мы надеемся, что этот проект и наши публикации подвигнут и другие школы создавать правовой уклад.
Те письма, которые мы получили, – это опыт учеников, создавших парламенты, советы, думы, сенаты, а также разработавших свои школьные конституции. Во всех письмах – предельная осторожность учеников к правам учителей, уважение к партнерам, сотрудникам. Судите сами.

1. Какие вопросы школьной жизни ученики могут решать самостоятельно?

Мы считаем, что учащиеся могут и должны высказывать свое мнение по всем вопросам, касающимся образовательного процесса, защиты прав и интересов школьников. Учащиеся вносят предложение и обсуждают его вместе со взрослыми, находят решение, удовлетворяющее все стороны, и затем претворяют это решение в жизнь совместно со взрослыми. (1)

Прежде всего те, которые непосредственно касаются школьной жизни: составление расписания, организация праздников, выбор учителя, классного кабинета, организация порядка в школе (дежурство, уборки), вместе с педагогами анализируют и оспаривают отметки, принятие решений о наказаниях и поощрениях. (2).

Так как мы считаем, что каждый учащийся имеет право голоса, то решения должны приниматься не одним человеком, а коллективно, так как эти решения должны устраивать всех. Потому что каждый ученик может посчитать, что его мнение правильное. (3).

Мы считаем, что самостоятельно ученики могут:

Участвовать в разрешении конфликтных ситуаций, затрагивающих честь и достоинство ученика.Создавать школьные СМИ.

Вносить предложения в распределение внебюджетных средств.

Выносить на парламентские дебаты государственные документы.

Четко определять критерии оценки знаний, учет посещаемости.

Решать вопросы внутришкольного распорядка (правила поведения, форма одежды, проведение праздничных мероприятий и т.д.). (5).

Мы считаем, что наши лицеисты могут самостоятельно решить проблемы:
а) выбора дополнительных учебных предметов;
б) организации личного досуга;
в) личной униформы;
г) скорости прохождения учебных программ;
д) экстерната. (7).

Мы провели широкое анкетирование по вопросам, предложенным в рамках создания Международной школьной конституции. Всего было опрошено около 300 учащихся. Они считают, что самостоятельно решать могут вопросы организации досуга, ремонта учебного заведения, аттестации, выбора преподавателя, лишения стипендий. (9).

Ученики могут самостоятельно решать такие вопросы организации жизни, как создание школьной политической системы, разрешение конфликтов (не слишком острых) между учащимися, вопросы расселения по комнатам в интернате. (11).

Когда мы говорим, что нам, ученикам, мало доверяют, мы имеем в виду то, что вполне могли бы справиться с вопросами соблюдения чистоты и сохранности школьного здания и имущества, могли бы помочь школе заработать средства для учебно-воспитательного процесса, а также вполне могли бы самостоятельно организовывать спортивные соревнования, конкурсы, праздники. Конечно, от помощи взрослых (учителей, родителей) отказываться глупо, так как они знают и могут намного больше, чем мы... но ведь когда-то и нам надо начинать. И чем раньше, тем лучше. (12).

Мы считаем, что:
1. Ученики вправе влиять на формирование учебного плана, определяя перечень предметов в той части, которая входит в компетенцию школы.
2. Ученики имеют право голоса (решающего или совещательного) при решении всех вопросов, кроме финансовых.
3. Ученики имеют право на выражение собственной точки зрения как в форме прямого диалога, так и в рамках каких бы то ни было органов.
4. Ученики имеют право представлять свои интересы на всех уровнях и во всех органах.
5. Ученики имеют право создавать любые организации для реализации своих интересов.
6. Ученики имеют право определять время начала уроков, продолжительность перемен.
7. Ученики имеют право участвовать в разработке и принятии кодекса школы.
8. Ученики имеют право организовывать и участвовать в мероприятиях, проводимых в школе и вне ее.
9. Ученики имеют право выбора меню в столовой.
10. Ученики имеют право выбирать лучшего учителя года, который автоматически входит в состав высшего органа школьного самоуправления. (14).

Я считаю, что ученики должны вмешиваться во все вопросы школьной жизни. Но не во всех вопросах их голос должен быть решающим (а вмешиваться, я повторяю, должны во все вопросы, ведь прежде всего решение этих вопросов касается их самих). И лишь вопросы, касающиеся обучения (проводить учителю контрольную или нет, выставлять ли какие-то оценки, следить за программой ученики не должны), должны решаться не то чтобы без вмешательства учащихся, но, может быть, только с выслушиванием их мнений и рассмотрением предложений. (15)

На мой взгляд, это очень неправильно, что учителя практически никогда не спрашивают учеников о расписании уроков. Ведь когда ставят физику – шестым, а труд – первым, это просто неудобно для учеников. Очень часто расписание приводит к невыполнению отдельных уроков и недопониманию предметов. В нашей школе существует форма, и от нас (учеников) требуют, чтобы мы ее носили. При этом часто говорится: ну очень красивое сочетание цветов, очень красиво смотрится. А у нас никто не потрудился спросить, что все-таки нравится нам. Ученик должен обязательно вмешиваться в решение вопроса о содержании обучения. Например, мне абсолютно не нужно углубленное изучение художественных искусств, истории цивилизации, когда я собираюсь поступать на матфак. Я согласна, что для общего развития это необходимо, но ведь не настолько углубленно! Я думаю, что нашей школе стоит перенять опыт создания специализированных классов, где больше внимания уделяется определенным предметам.

Хотелось бы добавить, что в нашей школе существуют все условия для обсуждения расписания с учениками: есть совет старшеклассников, где этот вопрос может быть рассмотрен. (16).

“ПС”. Самый трудный вопрос для детского управления школой – содержание образования. Фактически все авторы писем считают, что самостоятельно определять содержание своего образования они не в состоянии. И на первый взгляд это очевидно – чему учить, выбирают учителя. Но возникает ощущение, что самое главное в школьной жизни, самое важное – содержание образования – от ученика не зависит. Либо ограничивается выбором предметов в старших классах.
Может ли ученик управлять содержанием образования?

 

2. В какие вопросы школьной жизни детям вмешиваться не рекомендуется?

Дети, возможно, будут необъективны в разрешении каких-то конфликтных ситуаций (учитель – ученик – родитель). Хотя в таких случаях, возможно, должны принимать участие и какие-то люди со стороны (например, выпускники, ученики других школ, учителя других школ, психологи и т. д.).

Не должны они иметь также много прав в принятии решений об оценках, потому что опять же они могут быть необъективны, но, впрочем, полностью лишать их права голоса тоже не стоит. (17).

По результатам анкетного опроса учащихся 9–11 классов нашей гимназии детям не рекомендуется вмешиваться в такие вопросы:

Личная жизнь учителя – 6%.
Финансовые – 22%.
Административные – 9,5%.
Вопросы дисциплины – 1%.
Исключение из школы – 2%. (18).

Дети не могут обсуждать степень компетентности преподавателя, а также личные проблемы преподавательского состава. (20).

Ученик не должен вмешиваться в составление школьной программы, в систему выставления оценок. (21).

Не следует вмешиваться в методику обучения, т.е. если учитель разработал определенный план и такая методика устраивает большую половину школы, ее выпускников, значит, так надо, ну а если учитель уже по-серьезному не устраивает ученика, его родителей и таких людей достаточно, чтобы в полной мере предъявить претензии к учителю, то пожалуйста. (22).

Мы понимаем, что существуют такие стороны школьной жизни, в которые нам, детям, вмешиваться не рекомендуется. Например, подбор кадров учителей – это дело администрации, хотя у нас остается право потребовать у нее (администрации) заменить нам учителя, если он ведет себя на уроках некорректно, допускает нарушения дисциплины. (12).

Детям не рекомендуется вмешиваться в решение финансовых вопросов (24% опрошенных), организацию учебного процесса (8% опрошенных), в отношения в педколлективе. (11).

Не надо вмешиваться в составление бюджета школы и написание характеристик. (4).

Вопросы учебной программы (федеральный компонент), административного управления школой, подбор и расстановка педагогических кадров, заключение договоров о сотрудничестве с высшими учебными заведениями рекомендуется решать без детей. (8).

Разумеется, есть вопросы профессионального характера, в которых ученики не могут разбираться, т.к. у них нет специальных педагогических знаний. Это могут быть вопросы, которые учителя обсуждают на педсоветах, совещаниях, с родителями на родительских собраниях. Но даже в таких вопросах, как аттестация учителей, мнение учеников тоже должно учитываться. Ведь бывает, что учителя все хвалят за его уроки, результаты экзаменов или контрольных работ, а на самом деле он не любит учеников, не уважает их достоинство, и они его тоже не любят, он им неинтересен как человек.

Вопросы зарплаты учителей, экономические вопросы, требующие основательных знаний, тоже не могут обсуждаться детьми. (24).

Не рекомендуется вмешиваться в вопросы, связанные с образованием. (25).

Мы считаем, что ученики не могут участвовать в принятии решений по вопросу содержания обучения, так как по желанию учеников в школе могут быть отменены многие очень важные предметы, что было бы большой ошибкой и понизило бы уровень образованности населения. Но в школе должны быть факультативы, где дети смогли бы изучать интересующие их предметы более углубленно. Что касается факультативов, то только ученики должны решать, какие факультативы будут в школе. (26).

Ученики нашей школы считают, что им не рекомендуется вмешиваться в вопросы профессиональной деятельности учителя, в его личную жизнь, в вопросы программ, аттестации, в приказы вышестоящих органов, в финансовые вопросы и вопросы материальной базы школы, ведение школьной документации. (6).

По нашему мнению, дети и учителя должны наравне решать все вопросы школьной жизни. (13).

“ПС”. Ученики – интеллигентные люди. Они отказываются обсуждать личные качества учителей и вообще вмешиваться в их отношения. Но если мы стремимся быть партнерами, равноправными членами школьного сообщества, то давайте спросим себя:
– Если дети считают себя не вправе обсуждать нас, учителей, то, может быть, и нам принять что-то вроде учительского кодекса, запрещающего оценивать личные качества и отношения между детьми?
Многие спросят:
– А что же тогда нам делать? На то мы и учителя, чтобы оценивать детские успехи или неудачи.
Да, это так, но как все-таки ответить на вопрос о границе детского суверенитета? Есть ли у ребенка его личная территория, за границы которой никому, в том числе и взрослому, вторгаться нельзя? На наш взгляд, правовое воспитание и вообще чувство независимого гражданина как раз и возникает при условии абсолютной защищенности ученика от внешнего вторжения.
Возможен ли суверенитет ребенка в школе?

 

3. Считаете ли вы, что ученики могут участвовать в принятии решений по вопросам: содержания обучения, недельного расписания, правил школьной жизни, школьных отметок, тестов?

Отечественная образовательная система долгое время считалась одной из лучших в мире. На мой взгляд, это не совсем так, потому что отличием нашей системы всегда являлся (и является) огромный объем знаний, который преподносился ученикам. При этом до последнего времени совершенно не учитывались ни индивидуальные способности и наклонности, ни желание учеников посвятить себя какому-либо виду деятельности или направлению науки. Мне кажется, что это очень печально, т.к. многие талантливые, одаренные дети просто уравнивались или подавлялись, их способности и наклонности не могли раскрыться. (1).

Ответы гимназистов распределились так:

содержание обучения:

да – 50%, нет – 31,5%, не знаю – 12%;

расписание занятий:

да – 70,5%, нет – 14%, не знаю – 4%;

правила школьной жизни:

да – 80%, нет – 5%, не знаю – 4,5%;

школьные отметки:

да – 40%, нет – 29%, не знаю – 7,4%. (18).

Я считаю, что ученики не могут участвовать в принятии решений по вопросам содержания обучения, расписания занятий, школьных отметок, тестов. Ограниченно могут участвовать в создании правил школьной жизни. (21).

Мы считаем, что ученики могут принимать участие в принятии решений по всем этим вопросам. (20).

Содержание обучения? Да, безусловно. Иногда нам легче замечать плюсы и минусы содержания обучения, чем учителям и другим людям. Ученики точнее знают, чего они хотят, что им нужно, а что нет. Возможен даже такой вариант: ученики вносят свои предложения, потом при их участии составляется программа. Ведь всегда найдется кто-то сильный среди нас в той или иной области знаний. И потом, хоть учителям и трудно это принять, но кто-то может оказаться даже лучше своего учителя. Предложения апробируются на практике в течение какого-то срока. Затем вносятся предложения как со стороны учеников, так и со стороны учителей и принимается окончательное решение относительно программы.

Недельное расписание? Да, у учеников могут быть свои дела и планы, им легче понять, какие уроки надо давать, а какие нет. Они чувствуют, когда могут устать. А усталый человек не проявляет интереса к знаниям.

Лишить права голоса по поводу правил школьной жизни – все равно что лишить прав большую часть граждан государства. А вот по поводу отметок и тестов ученики просто должны выражать свое мнение и отношение к существующей системе, а не принимать конкретное решение. (17).

Если говорить об участии учеников в решении вопросов содержания обучения, то главное условие, я думаю, – это право выбора учебных предметов. Понятно, что основы знаний по всем предметам должны быть у всех, но ведь у каждого есть свои и любимые, и нелюбимые предметы. Может быть, в начальных классах это не так заметно и интересы могут измениться, но к 9 классу каждый из нас уже точно знает, чем он может заниматься часами, что ему просто необходимо, чтобы поступить в выбранный вуз, а что ему совсем неинтересно, не его. Поэтому я считаю, что в 9–11 классах ученики могут вносить свои предложения о количестве часов на изучение определенных предметов и даже объединяться в группы «физиков», «биологов» и т.д. и заниматься этими предметами не целым классом, а только своей группой. Мы понимаем, что составить идеальное расписание невозможно. Но его можно составить так, чтобы не было подготовки к 6 разным урокам в один день или не было 7 уроков. Можно соединить уроки в пары, чередовать трудные предметы и более легкие, устные и письменные, не устраивать больше одной контрольной в день. Мне кажется, что правила школьной жизни должны обсуждаться на общем собрании учеников, учителей и администрации школы. Чтобы каждый ученик знал о правах и обязанностях учителя, завуча или директора, и тогда не будут возникать конфликтные ситуации.

С помощью оценки учитель определяет меру знания учеником своего предмета. Но ведь есть любимые и нелюбимые учителя, любимые и нелюбимые предметы, робкие ученики, которые не могут отвечать при всем классе, бывают разные дефекты (заикание, тихий голос). На мой взгляд, наши оценки с литерами А, В, С очень помогают избежать неприятных ситуаций на уроках. Ученик может быть круглым отличником, но при этом иметь по алгебре 5А, по физике – 5В, а по литературе – 5С, и сразу видно, что его любимый предмет – математика или он собирается поступать в какой-нибудь технический или экономический вуз и поэтому занимается математикой дополнительно, показывает блестящие результаты сверх программы учебника, а по литературе ему хватает обычной программы, он старается, добросовестно учит, все вовремя сдает. Мне кажется, это объективно. Тесты – еще один вариант оценки. За тест нельзя поставить 5 или 2, т.к. в нем учитывается максимальное количество правильных ответов и по ним выставляется количество набранных баллов (78, 95 и т.д.). Это тоже более объективная оценка. Я думаю, что ученики могут выбирать, как будут оцениваться их знания: с помощью теста или устного зачета, экзамена или защиты реферата (проекта). (24).

Учащиеся не могут влиять на содержание обучения, так как имеется государственный стандарт программы обучения.

В наше время больше учеников ездит на обучение за границу. В школе можно создать круг ребят, которые могли бы с учетом накопленного заграничного опыта внести в систему обучения какие-либо коррективы, новшества. В составлении расписания, безусловно, должны участвовать ученики, только они могут определить, насколько загруженным получается учебный день. (8).

Участвовать в принятии решений по вопросам содержания образования?

Да, с 6 класса.

Расписания занятий?

Да, с любого класса.

Правила школьной жизни?

Да, с первого класса (на своем уровне).

Школьных отметок, тестов?

Оценки – да (в любом классе), тест – нет (в любом классе). (7).

“ПС”. Оказывается, дети активно обсуждают свое участие в составлении расписания и систему выставления отметок. Судя по письмам, большинству учеников непонятны критерии, по которым учителя выставляют свои оценки. Это либо принимается как само собой разумеющееся, либо вызывает чувство несправедливости. Многие ученики готовы к тому, чтобы самим разрабатывать собственный учебный план, собственную траекторию образования. Но при этом право ставить отметки всегда остается за учителем и никогда это право не обсуждается. Так и должно быть?
Возможно ли сделать критерии оценки предметом не только обсуждения, но и взаимной договоренности?

 

4. Каким вы видите главный школьный документ, в котором определяются все правила школьной жизни? Как он разрабатывается и принимается?

Главный школьный документ, на наш взгляд, должен быть разработан советом старшеклассников, учителями и директором. В нашей школе такой документ – устав. (3).

В нашей школе существует три главных документа.

«Положение для школьников» утверждено на школьной раде старшеклассников. «Договор между администрацией, учениками и родительским комитетом» утвердили на общем собрании лидеров трех сторон. (4).

Это должен быть «Общественный договор», который опирался бы на международные и государственные документы, касающиеся прав, свобод, обязанностей человека и гражданина, прав ребенка и т.д.

Проекты разрабатываются советом старшеклассников, коллективом учителей и родителями. (5).

В ответах учеников прозвучало, что они очень хотели бы, чтобы всегда во главе школьного парламента стоял любимый человек школы, их директор Рябов Александр Николаевич, добрый и справедливый человек, который к любому ученику школы относится с теплотой и заботой. Во главе школы № 8 президент – директор школы, затем дума или школьный парламент, куда входят учителя (по одному от каждого предмета обучения), ученики (по одному представителю от каждого класса с 5-го по 11-й). (6).

Главным документом нашего лицея является лицейская конституция, которая разрабатывается на основе манифеста. Все документы для строящегося лицея разрабатывались представителями всех школ города (учащимися), инициативной группой учителей и родителей. (7).

Мы, учащиеся многопрофильного лицея № 84, граждане Российской Федерации, соединенные общей судьбой в одном учебном заведении, приняли «Кодекс чести лицеистов» на основе Конвенции о правах ребенка, принятой в 1989 году. Создан комитет защиты прав лицеистов. (8).

“ПС”. Чего греха таить, детские проекты главного документа почти всегда списаны с государственных. Наверное, так и должно быть: школа – зеркало общества и государства. Но при этом мы очень боимся, что школьные конституции будут слишком игровыми и не будут иметь реального влияния на жизнь школы. Мы оказываемся перед нелегким выбором: либо допускать учеников до решения жизненно важных вопросов (деньги, кадры и содержание образования), либо школьная конституция останется игрой в право. Ведь сама школа в таком же положении – у нее есть устав, но он очень часто является формальным, не работает на школу. И тогда в школе вместо становления правового сознания происходит как раз все наоборот: так же как не работают законы во взрослой жизни, так не работают и законы школы.
Возможно ли признание школьной конституции на юридическом уровне?

 

5. Какие наказания или поощрения могут существовать в школе?

На детей мало влияют запреты и наказания – хоть и страшно, но хочется сделать все наоборот. Но все-таки главный вопрос: за что наказывать? Решения должны выноситься по каждому конкретному поводу. Лучше вместо наказания поощрять тех, кто достоин. Это могут быть денежные премии, какие-то послабления в младших классах, можно просто давать конфеты за правильные ответы, присуждать какие-то звания. (17).

Варианты ответов учащихся 9–11 классов

наказания:

исключение – 18%,
временное отстранение – 6%,
испытательный срок – 2%,
штраф – 5,2%,
выговор – 2%,
презрение, позор – 3%,
беседа – 3%,
телесные – 4%,
д/з на каникулы – 1%,
дежурство по школе – 3%,
уборка помещений – 5%.

поощрения:

деньги – 53,7%,
грамоты – 17,8 %,
благодарность – 4%,
приз – 16,8%,
похвальный лист – 2%,
свободное посещение – 1%,
уважение – 3,2%,
освобождение от экзаменов – 3,1%,
отпуск – 1%,
льготы при поступлении в вуз – 1% (18).

Наказания – публичный выговор за невыполнение положенных обязанностей, а также за плохую успеваемость, штрафы за испорченное государственное имущество. (4).

Мы думаем, что поощрения должны существовать, но поощряемых учеников не следует слишком выделять, так как это может отразиться на отношении к ним окружающих. Это может быть: грамота, занесение благодарности в личное дело, положительная отметка. В обычных случаях наказания также не должны быть слишком суровыми. Например, уборка. Если же нарушение серьезное, то обсуждение наказания переходит в совет школы. (3).

При нарушениях с учеником надо разговаривать отдельно, не в присутствии одноклассников или товарищей по школе, никогда не задевать при замечаниях вопросы личного характера.

В основном ученики считают, что не должно быть никаких наказаний, нельзя ставить двойки за пропуски, особых нарушителей надо заставить отработать во внеурочное время на пришкольном участке или выучить наизусть большой параграф, но ни в коем случае не исключать из школы.

Тяжелая экономическая ситуация в городе сказалась и на ответах, в которых прозвучало, что за хорошую учебу и поведение надо бесплатно кормить в столовой, давать булочку и чай. (6).

Парламент республики устанавливает, что главными наказаниями являются примирение сторон, а также публичное извинение. (10).

“ПС”. А без наказаний школа жить не может? Чего же мы хотим? Конечно, больше каникул! Может, не очень красиво, но честно. А если серьезно, то мы хотим, чтобы наше правительство уделило нам больше внимания. Потраченное на нас время и средства обязуемся вернуть с процентами. Дайте нам возможность реализоваться. Мы хотим заявить о себе! Мы готовы все для этого сделать. (5).

 

6. Каким вы видите орган верховной власти в школе? Как он может создаваться, из кого должен состоять, какие вопросы решать, входят ли туда ученики?

Состоит из директора школы и завуча, ученики входят, но какие вопросы решают, не знаю. (21).

Совет школы (состоит из директора, учителей, заместителя директора, родителей, председателя совета старшеклассников и нескольких его помощников) утверждает: учебный план школы на текущий год, план развития и структуру школы, смету расходов и доходов внебюджетных средств школы, перечень платных образовательных услуг, локальные акты школы. Совет принимает решение о ликвидации школы. (3).

Возможные названия: совет учителей и учеников, школьная дума, школьный парламент. Одна из версий состава: 50% отличников и хорошистов, 30% учащихся, имеющих оценку «удовлетворительно», 15% учителей, 5% неуспевающих. (18).

Верховным органом власти является педагогический совет. На уровне детей – совет президентов во главе с дублером директора лицея, который имеет право голоса на педагогическом совете. (8). Согласно проекту конституции высшим органом самоуправления является парламент. Он состоит из трех равных палат: палаты учеников (совет лицеистов), палаты учителей (педсовет), палаты родителей (родительский комитет). (10).

Во главе деятельности стоит школьное собрание, в состав которого входят выборные представители от классных и педагогического коллективов, администрации школы, родительского комитета, детских общественных организаций. Школьное собрание собирается два раза в год. (12).

Орган верховной власти – директор. Законодательная власть – сенат, который выбирается большинством голосов при демократическом голосовании. Состоит из учащихся и шефа-координатора – члена педагогического коллектива. Структура сената – 9 коллегий (внешних связей, печати, детства, финансов, порядка, спорта, культуры, охраны здоровья). (19).

Наше лицейское сообщество живет по законам республики Ювента, сформулированным в нашей конституции.

Верховная власть в республике Ювента представлена президентом, парламентом, правительством, судом чести. С их помощью решаются все вопросы организации школьной жизнедеятельности. (13).

“ПС”. Школа – идеальное пространство для натуральной демократии. Все ученики и учителя и даже родители могут собраться вместе и проголосовать «за» или «против». Так и зарождалась демократия – когда все жители могут участвовать в принятии решения. Такой и должна быть школа демократии – чтобы все могли иметь возможность влиять на принятие решения. Возможно ли, чтобы общее собрание школы решало все без исключения вопросы школьной жизни, или всегда останутся тайные проблемы?

(1) Красноярский край, г.Дивногорск, школа № 4, Кирилл Кирилин, Антон Куликов.
(2) Красноярск, школа «Универс» № 106, группа «Школьный сенат».
(3) Хабаровск, школа № 80.
(4) Украина, Киев, школа № 289.
(5) Ростовская область, г.Волгодонск, Юридический лицей, депутаты парламента: Жарких Виктор, Аболтынь Илья, Живолуп Анастасия, Сизова Наталья, Семергей Артем, Юхачев Евгений, Шоколо Иннеса, Сидоренко Виталий, Рябова Мария, Н.В.Бурашникова, А.Д.Сухоненко.
(6) Пензенская область, г.Каменка, школа № 8, председатель детского объединения «Лидер» Катя Творогова.
(7) Свердловская область, г.Красноуральск, школа-новостройка № 5, манифест Красноуральского гуманитарного лицея «Москва» имени земляка-десантника Андрея Киселева.
(8) Кемеровская область, г.Новокузнецк, лицей № 84, дублер директора лицея О.Кузьмина, пресс-секретарь А.Райх.
(9) Брянск, профессиональное училище № 11, директор С.С.Ковалевский, председатель совета училища И.Б.Зельзбург.
(10) Республика Татарстан, г.Набережные Челны, лицей имени Гали Акыша.
(11) Республика Саха (Якутия), г.Якутск, Республиканский колледж, Алеша Анекиев, Алена Скрябина, Алеша Зиянов, Витя Васильев, Надя Птицына, Алена Иванова, Астал Соловьев, Гера Платонов, Н.И.Гаврильева.
(12) Саратовская область, г.Балаково, школа № 22, 10 «П», ответы подготовили Екатерина Агапова, Анна Христолюбова, Юлия Гаевская, классный руководитель – Анна Юрьевна Хречкова.
(13) Ростовская область, г.Каменск-Шахтинский, лицей № 5, президент республики Ювента Михаил Пастиев.
(14) Саратов, гуманитарно-экономический лицей.
(15) Красноярский край, г.Железногорск, гимназия № 91, Даша Шарыпова, 8 «А».
(16) Красноярский край, г.Железногорск, гимназия № 91, Ольга Засыпкина.
(17) Красноярск, краевой Дворец пионеров и школьников, Школа делового содружества, Ольга Чеканчикова.
(18) Магадан, школа-гимназия № 13, директор Ю.В.Неугасов.
(19) Москва, школа-интернат № 16.
(20) Краснодарский край, г.Анапа, гимназия «Эврика», совет гимназии.
(21) Хабаровск, школа-лицей № 15, без подписи.
(22) Красноярск, «Школа менеджеров» № 143, Ксюша Данилова, 8 класс.
(23) Республика Саха (Якутия), г. Мирный, школа № 7.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru