Все хотят, чтобы у школы появились деньги
Но никто не знает, сколько ей на самом
деле необходимо. А как это узнать?
Сегодня, следя за развитием ситуации вокруг
Сербии, за ворохом других политических событий
общество как будто забыло о том, что сотни тысяч
работников образования по-прежнему ждут, когда
же им заплатят деньги.
Газеты и телевидение на время перестали
показывать учителей-забастовщиков и тех, кто
устраивает пикеты прямо в коридорах или даже
кабинетах руководства. Но от этого ситуация не
становится легче: десятимиллиардный долг, внутри
которого меньшая часть – зарплата учителям, а
большая – долги самой системы образования
энергетикам и другой обслуге. От зарплатных
долгов никто не отказывается, но денег пока нет.
Долги по обслуге никто не собирается платить, но
и никто не собирается их списывать,
амнистировать. Идет бессмысленная политически и
экономически и унизительная по нравственному
основанию возня: знают, что мы бедные, но хотят,
чтобы мы были еще и должниками. Нет, не так: никто
специально этого не хочет. Нет никаких злых сил,
которые преднамеренно хотят унизить школу,
учителей. Но природа школьной жизни такова, что
по-другому и быть не может.
Пока учителя не взбунтовались, пока, сгорая от
стыда и унижения, не пошли на забастовки, никто и
не подумал спросить: “ У вас в школе есть
деньги?”
И до сих пор нет ответа на главный вопрос:
“Сколько денег нужно школе?” Много раз я
спрашивал об этом директоров школ, в ответ они
все вздыхали и грустно замечали: “Да сколько ни
дадут, все мало будет”.
Никто не знает, сколько денег необходимо школе.
А как это узнать?
В Законе РФ “Об образовании” сказано, что
управление образованием в России является
государственно-общественным. Что это значит
экономически?
Попробуем представить себе один из вариантов
экономической жизни школы. Но школы не простой, а
полностью соответствующей закону. У нее есть
устав, лицензия, расчетный счет, а также договор с
учредителем. А еще у этой школы есть общественный
орган управления.
Так и слышится в этом месте замечание читателя:
“Зачем это нужно, все это уже было, от этих
родительских комитетов один вред и никакого
толку”. Правильно, правильно, мы с этим согласны,
и в том виде, в котором эти комитеты были в
советских школах, никто их не собирается
возрождать. Но... Для того чтобы обеспечить
ребенку образование в школе как в общественном
институте, ей, школе необходим такой
общественный орган управления, который был бы
уполномочен решать финансовые и кадровые
вопросы, а также вопросы содержания образования.
И это, повторим, условие выживания школы. Но для
этого государству и ведомству надо поделиться
своей властью над ней.
Как же так, снова удивится читатель, – зачем же
тогда все эти разговоры об усилении вертикали?
Как говорил Симон Львович Соловейчик: “То – то,
а это – это”. И вертикаль надо укреплять, и
власть местного сообщества усиливать.
Необходимо развивать обе эти ветви управления.
Потому что как только мы нарушим баланс, как
только перевесит хоть одна из сторон –
вертикально-государственная или
горизонтально-общественная, школа опрокинется.
Как сейчас – провозгласили муниципализацию, а
ресурсов никаких нет, теперь “даешь все
обратно!”.
Лозунг дня таков: “Сильное государственное
управление системой образования и сильное
общественное управление школой”.
Ну хорошо, предположим, согласится читатель, а
что дальше, что с этим делать, как это работает?
А работает это так.
1. Администрация школы рассчитывает стоимость
образовательной программы школы. Все
существующие затраты. Все, что направлено на
образование ученика и на обеспечение условий
этого образования, включая коммунальные услуги.
Только не по тем “нормативам”, которые
сложились за долгие годы царствования
остаточного принципа, а по своему разумению или
методикам. Вот бы где экономисты пригодились, да
где их найти, этих экономистов для образования,
они же все экономисты по экономии на
образовании...
Стоимость образовательной программы – бюджет
школы.
Совет школы (попечительский) утверждает
образовательную программу школы (все курсы,
программы, кружки, мероприятия, экскурсии – все)
и соответствующий этой программе бюджет школы.
Совет школы направляется с этим бюджетом к
учредителю.
Вот здесь тонкий момент. Обычно с учредителем
общается администрация школы, подчиненная этому
самому учредителю. А надо сделать так, чтобы и
образовательную программу, и бюджет школы
предъявляли учредителю (администрации
муниципалитета) граждане, избиратели,
налогоплательщики. Пусть органы местного
самоуправления вступают в дискуссию на тему
“денег нет” со своими избирателями, а не со
своими подчиненными.
Совет школы и учредитель достигают
компромисса. Конечно, будет торг, но торговаться
с гражданами – это одно, а торговаться с
директором – это другое.
4. Бюджет школы, согласованный советом с
учредителями, окажется меньше, чем был. Но что
такое разница между бюджетом, утвержденным
советом, и бюджетом, утвержденным учредителем?
Это и есть сумма так называемых дополнительных
образовательных услуг. Но эта сумма впервые
образуется на законных основаниях – как та часть
бюджета школы, которая не может быть обеспечена
учредителем. Ведь саму образовательную
программу совет школы уже утвердил? То есть
родители и педагогический коллектив пришли к
взаимному согласию по поводу того, что они должны
предоставить детям? Да. Вот только в бюджете
образовался дефицит. Тогда, если родители могут и
хотят сохранить образовательную программу, ими
же утвержденную, они начинают искать, чем покрыть
дефицит бюджета школы. Это могут быть их личные
средства или чья-то благотворительность.
...Все хотят, чтобы у школы появились деньги. Но
этого не произойдет, пока школа сама не
посчитает, сколько ей нужно, а общество не
выступит полномочным представителем школы в
финансовых отношениях с государством. Ведь в
конечном итоге бюджет системы образования – это
сумма бюджетов школ.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|