Наш метод назывался “Форт Байяр”
С утра был каприз: не захотела чистить
зубы. Благодаря капризу научилась читать
Собственно, она давно умела, лет с четырех, если
подразумевать под чтением мучительное
“вэ-е-эс-нэ-а”, чуть позже – послоговое с
неизбежным ступором в конце многосложных слов.
Уж шесть нам близится, а беглого все нет – и
оттого картинки интереснее букв, а хвастливое “я
вам сейчас почитаю” означает, что, водя
пальчиком по странице, она прочитает наизусть
стихотворение. “Но, детка, у тебя книжка
Успенского, а ты декламируешь Хармса”. Чистый
взгляд, кроткое возмущение: “Там стихи – и там
стихи. И какая тебе разница?” Всяческие мудрые
пособия и руководства “для подготовки
дошкольников к школе” вызывали у нее стойкое
сопротивление.
...Так вот, она не захотела чистить зубы –
случился очередной и, честно говоря, не такой уж
редкий день вредности. Подлизываясь, я
предложила ей поиграть на компьютере – и
получила ответ невероятный, фантастический: “А
ну его!” Я включила телевизор – и увидела катер,
покидающий Форт Байяр под белые быстрые титры. И
тут она разревелась по-настоящему.
Дело в том, что вот уже года два она неистовая
фанатка этой передачи. Отними и мультфильм, и
компьютер, но “Форт Байяр” – это наше все. После
сентябрьских серий “Русские в Форте” ребенок
стал смотреть... новостные выпуски НТВ, громко
приветствуя криками великих спортсменов –
Агалакову, Максимовскую и Глускера.
...Но воскресную передачу она пропустила, мы
были в гостях, и вот, оказалось, утренний повтор –
тоже. Страшное открытие: “Я больше никогда не
увижу этот выпуск!” – грозило слезами на весь
день. Пытаясь спасти день, я осторожно сказала:
“Ну давай сами поиграем... подумаешь”. “Давай!”
– заорала она.
Просто, очень просто, еще проще. Берется десять
(а можно и двадцать) полосок бумаги для подсказок.
Не нужен нам берег французский, нам нужны
подсказки, ассоциативные загадки, игра ума, а не
мышц – вот за что дети, оказывается, так любят
“Форт”: за сверхдоступность интеллектуальных
побед. (По этой части “Форт” превосходит даже
“Поле чудес”.) Итак, мы пишем загадки-подсказки,
прикладываем к ним всякую ерунду и прячем в
разных местах. “№ 1. Чтобы получить подсказку № 1,
надо почистить зубы. Почистив зубы, надо пойти на
кухню, найти на столе зеленое яблоко, в
сердцевине которого ты найдешь то, что ищешь”.
Ребенок читает вслух! Почти без усилий.
Ребенок читает быстро!
И бежит чистить зубы.
И достает из недоеденного яблока канцелярскую
скрепку и новую записку. Быстро, быстро, время
поджимает!
“Что, уже захотела подсказку № 2? Ну, хитрая
бестия! Ладно, так и быть, разрешаю залезть ко мне
в сумку и найти то, что всегда говорит чужим
голосом”.
Визжа от удовольствия, быстро находит
маленький диктофон и читает новую подсказку.
“Так-так. А теперь открой Серебряную книгу
сказок, страницу 162, найди восьмую строку сверху и
подумай, где искать следующую подсказку”. Там
про шкатулку, полную драгоценностей.
Драгоценности – жемчуга да изумруды – у нас в
доме носит только она (не важно, что это китайская
бижутерия, – в отличие от матери она любит
“ходить, как артистка”). Открывает свою шкатулку
– так и есть: мой рабочий блокнот!
...Вот так и собралось: диктофон, блокнот,
скрепка, дискета, карандаш и под занавес – родная
газета “Первое сентября”. Не мудрствуя лукаво,
ребенок завопил: “Работа!” А я, собрав все монеты
в доме (вот где пригодилась неденоминированная
медь!), рассыпала их по столу. Добычу взвесили на
ладони: она составила тридцать два “золотых”
байяра. И это был, конечно, абсолютный рекорд. А
следующим утром она читала (про себя!) “Алису в
стране чудес”.
Конечно, давно можно было придумать, узнать,
применить какие-то методики, развивающие игры...
Но из какого-то суеверного страха я не стала
покупать ей в свое время Кубики Зайцева – может
быть, потому, что их эффект слишком безусловен. Не
настаивая на чтении как таковом, я все же ждала,
что в один прекрасный день глаза сами потребуют
не букв, но текста – не учитывая великого понятия
“мотивация интереса”, на котором, собственно, и
держится вся педагогика.
Кстати, о мотивации. Не мною замечено, что
именно в семьях гуманитариев, “бумажных
семьях”, где невозможно сделать шаг, не задев
газеты и не наступив на выпавший листок
какой-нибудь рукописи, дети сравнительно поздно
учатся читать – к шести-семи годам, а то и в школу
идут, лишь буквы зная. Это, конечно, не правило
(есть масса примеров от обратного), но довольно
распространенное явление. Если родители все
время читают, набирают что-то на машинке или
компьютере – это интересно лишь вначале, года в
три, а потом книга, скажем так, девальвируется:
если много, то уже невкусно. И чтобы избежать
этого, нужно либо строго контролировать
интерьер, либо делать книгу малодоступной –
подарком, наградой... либо придумать какой-то свой
“Форт Байяр”.
Вчера она позвонила мне от бабушки и небрежным
голосом сообщила: “Ну, прочитала я твоего
Достоевского”. Не успела я испугаться, как она
добавила: “Любопытная сказка!” Выяснилось, что
действительно прочитала, но в адаптированном
виде в детской хрестоматии – “Мальчик у Христа
на елке”. А теперь собирается читать Леонида
Андреева. “Не надо, а?” – попросила я, вспомнив
социальный пафос “Петьки на даче”, а что там
может быть еще, в хрестоматии-то... Но “не надо” –
тоже катализатор. По ее необычайно кроткому
голосу: “Ну, если ты так просишь...” – я поняла:
прочтет. Непременно прочтет.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|