Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/1999

Архив

Надежный курс в информационной стихии

Без малого год назад в «Информатике» – еженедельном приложении к газете «Первое сентября» – учительской общественности был представлен круглый стол «Школьная информатика в России». В нем приняли участие не просто профессионалы, но, по существу, представители целых направлений в этой области. «Чему учить?» – вот тема, вокруг которой ломались полемические копья мэтров. И только один голос – А.Г.Кушниренко – пытался вывести спор из схоластического тупика к просторам земных реалий. Позволю себе процитировать одно из его наиболее «крамольных» высказываний.
«Что именно составляет содержание предмета информатика в России в настоящее время? Ответ на этот вопрос очень прост: то, что учитель счел нужным делать в отведенное на это время. Как только часы на предмет выделены – все остальное определяет конкретный учитель в меру своего разумения и с учетом ресурсов, которые есть у него в распоряжении: учебники и методпособия, компьютеры, программное обеспечение. С этой точки зрения учебники первичны, а программы курсов вторичны». И о том же в постскриптуме: «Так что же должно входить в современный фундаментальный курс информатики? Ответ невозможно дать в одной фразе или двухстраничной программе. Ответом на этот вопрос будут новые учебники».
Рискну объявить: невольное пророчество А.Г. Кушниренко начало сбываться. Новый трехтомный учебник информатики с самым современным и в значительной степени фундаментальным курсом лежит передо мной на столе. Если, рецензируя это пособие, я покажусь кому-то слишком пристрастным, прошу прощения: оно действительно слишком мне нравится.
Пособие состоит из трех независимо распространяемых книг, изданных во второйСимонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. половине прошлого года совместно издательствами АСТ-Пресс и Информ-Пресс. Первая книга (С.Симонович, Г.Евсеев, А.Алексеев. Общая информатика: Учебное пособие для средней школы) представляет, условно говоря, базовый курс, рассчитанный на изучение в 5–9 классах общеобразовательной школы. Вторая книга тех же авторов (Специальная информатика: Учебное пособие) ориентирована на профессиональную подготовку старшеклассников (да и всех заинтересованных в этом). Третья книга (С.Симонович, Г.Евсеев. Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс) содержит относительно разнородный материал, но в основном именно такой, в котором наиболее часто нуждаются и учитель, и школьник.
При отсутствии образовательного канона курс, представляемый рецензируемым изданием, имеет смысл оценивать по одному критерию: насколько успешно в нем реализованы продекларированные авторами принципы и задачи курса; оценивать достоинство самих этих задач нет никакого смысла (кроме философского): они продиктованы жизнью.
Главная задача курса – это позволить обучаемому «вписаться» в современное мировое информационное поле эпохи персональных компьютеров. Преувеличить сложность такой задачи невозможно: у всех на глазах каждые два-три года картина этого поля существеннейшим образом обновляется. Как успевать в этой непрерывной гонке за все новыми программно-аппаратными средствами и информационными технологиями?
Ответ авторов банален: надо прежде всего получить базовые знания. Потому что только на их основе человек может организовать собственное, непрерывное самообразование и самосовершенствование.
На закладку базовых знаний в курсе ориентирована прежде всего «Общая информатика». Чтобы стало понятно, какой круг тем в ней очерчен, приведу заголовки разделов:

  • Информатика и вычислительная техника
  • Обработка информации в компьютере
  • Знакомство с операционной системой Windows 95
  • Объекты Windows 95
  • Элементы управления Windows 95
  • Устройства ввода и вывода информации
  • Настройка Windows 95/98
  • Стандартные программы Windows 95
  • Мультимедийные возможности компьютера
  • Установка и запуск программ
  • Обслуживание компьютера
  • Электронная связь.

Приведенный перечень указывает на то, что базовые в понимании авторов знания в информатике сосредоточены вокруг понятия информации и средств ее компьютернойСимонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. обработки. То есть – никакой «алгоритмической линии», которая, очевидно, отнесена авторами к профильному компоненту информатики, а не общеобразовательному, как это было в недавней традиции. (Действительно, этой линии посвящен в «Практической информатике» специальный раздел «Разработка алгоритмов и программ», имеющий фактически факультативный статус. К нему мы еще вернемся.) Видно также, что авторы ориентированы на закладку базовых знаний не в абстрактно-теоретическом исполнении, а в привязке к конкретной платформе – Windows 9x на компьютерах линии IBM PC.
Сразу замечу, что эти факты констатированы мной не как достоинства или недостатки данного курса, а только для указания тех пределов, которыми вполне, очевидно, сознательно ограничили себя авторы для реализации поставленной задачи. При этом сразу становится ясно, кому данный курс окажется полностью или частично бесполезен: во-первых, тем, кто вынужден изучать информатику в условиях устаревшей (и/или иноплатформенной) материальной базы, а во-вторых, тем, кто рассматривает информатику только как дополнительный повод позаниматься математикой (часто эти категории вынужденно совпадают). Этим категориям нужен курс информатики с другими задачами.
Итак, введя вполне разумные ограничения на сферу излагаемых базовых знаний, авторы курса систематически и методично приступают к рассмотрению соответствующего материала. Собственно, само это изложение, форма и «фактура» подаваемого материала (а вовсе не тематический состав) прежде всего и составляют уникальность данного издания.
Сначала о форме.
Все пособия курса выполнены по «визуальному принципу»: каждый разворот страниц представляет собой законченную тему, сопровождаемую наглядным пособием. Подбор этих пособий тщательно продуман и безукоризненно выполнен. На первой странице каждого раздела кратко аннотируется рассматриваемая тема, а на последней располагаются «Контрольные вопросы». На развороте в конце каждой главы (которых 26 только в «Общей информатике») даются перечни итоговых тезисов. Все это чрезвычайно облегчает поиск, восприятие и усвоение материала, а также контроль за его усвоением со стороны учителя. В конце каждого тома помещен «Словарь терминов», более чем нелишний для ориентировки в англоязычных аббревиатурах и специальной терминологии.
Но самое важное в этом издании – это то, что стиль подачи материала напоминает не просвещение (дикарей – миссионерами), а посвящение (мастерами – учеников) в тайны ремесла. Даже при рассмотрении чисто практических вопросов в пособии решается задача не просто обучить приемам правильной работы, но и раскрыть механизмы, задействованные в технологии, раскрыть такие технические детали, знание которых позволяет проникнуться логикой вещей, заложенной в изучаемый продукт. Для достижения этой цели авторы не избегают «лишних» подробностей, знание которых еще недавно сочлось бы прерогативой специалистов. И не забывают бросить взгляд на историю того или иного вопроса, что задает должный общекультурный потенциал «Общей информатики». А все потому, что данное учебное пособие создано вовсе не для «рядового пользователя» (к каковым, видимо, причисляют себя авторы обзора «Беседы Пети и Васи об информатике» – «Учебники» №22 от 19.11.98), а для культурного и грамотного, которому важно и полезно знать и об ошибках фирмы Microsoft, и о различиях FAT16 и FAT32.
Итак, «Общая информатика» нацелена на закладку базовых знаний. А на их основе вСимонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика: старших классах можно уже переходить к профессиональной подготовке, ориентированной на специальности, порожденные компьютерной революцией. Этой теме и посвящена «Специальная информатика».
С самого начала в ней ставится задача научить будущего специалиста самостоятельному освоению нового программного продукта (раздел «Освоение новых программных средств»). Ну а дальше... Одной только компьютерной графике отводится более 100 страниц. И обучают при этом вовсе не «кнопконажимательству» – такой-то литературой будущий профессионал обзаводится самостоятельно по мере надобности, – а опять-таки принципиальным вопросам. В их числе математическим основам векторной графики и ее соотношению с растровой, принципам цветоделения и цветовым моделям. Изучаются возможности основы работы с графическими пакетами Adobe Photoshop и Adobe Illustrator.
Вообще к уникальности подачи материала в «Специальной информатике» добавляется и уникальность тематического состава. Помимо классической офисной троицы (Word-Excel-Access), целая глава посвящена таким средствам автоматизации работы в офисе, которые согласуют электронный и бумажный документообороты (сканеры, программа FineReader) и обеспечивают перевод иноязычных документов. В отдельных главах – самая распространенная профессиональная издательская система QuarkXPress, средства просмотра Web-страниц и автоматизация их разработки, введение в язык HTML.
Последний том издания – «Практическая информатика» – весьма разнороден по составу. Более двухсот страниц отводится практике работы с системами Windows 9x. Еще полторы сотни – обслуживанию управляемого этими системами компьютера и действиям в нештатных ситуациях. Такая поддержка остро необходима учителю не только для подготовки заданий для практических занятий, не только для повседневного обслуживания техники, но и для того, чтобы отвечать на множество вопросов своих учеников, имеющих собственный опыт экспериментирования в этих системах на домашних компьютерах.
Специальный раздел посвящен использованию компьютера для подготовки преподавателями разных дисциплин учебно-методических материалов и творческих работ. В нем рассмотрены создание и редактирование формул средствами Word (компонент Microsoft Equation), работа с рисунками и таблицами в этом процессоре, создание интерактивного документа для проверки знаний и ряд других вопросов.
Неудачным, на мой взгляд, и не соответствующим задачам издания является только раздел «Разработка алгоритмов и программ». Его присутствие невозможно оправдать даже предполагаемой попыткой удовлетворить «Обязательному минимуму содержания образования по информатике», так как понятие «исполнитель» в этом разделе все равно не рассмотрено. «Разбиение задачи на ряд подзадач» – это все, что можно отыскать относящегося к структурному программированию, анонсированному во «Введении» тома. Только незнакомством с современным состоянием программирования можно объяснить отнесение событийной управляемости программой к свойствам или характеристикам объектно-ориентированного программирования (с. 249). Вообще «карта» современного программирования в данном разделе сильно искажена, что выглядит наибольшим недостатком в свете задач данного курса; о более частных недостатках этого раздела говорить после этого не имеет смысла.
Но этот локальный недостаток, к счастью, не способен испортить такую «бочку меда», какой, уверен, явится для читателя данный курс школьной информатики.

Андрей МАРГУЛЕВ,
учитель информатики лицея
«Вторая школа» г. Москвы

 

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru