С методикой во главе
Состав этих пособий
необычен. Это, во-первых, два сборника текстов к
урокам:
“большой” – “Литературные памятники
средневековья” и “маленький”, в который вошли
лирические стихотворения и рассказы классиков
значительно более позднего времени. Во-вторых,
небольшой по объему вкладыш “Страницы
учебника”. В-третьих, объемное методическое
пособие для учителя, включающее подробные
разработки уроков.
Некоторые особенности этого комплекта могут
вызвать удивление – в сборниках текстов нет
привычных для нас заданий и вопросов, “Страницы
учебника” начинаются почему-то не с первой, а с
сорок первой страницы и тоже лишены каких-либо
методических подсказок.
Как же работать с этими книгами? Отвечу как
учитель-практик, уже много лет знакомый и с
программой З.Н.Новлянской и Г.Н.Кудиной, и с
пособиями к ней.
Сегодня учителю все чаще приходится иметь дело
не с отдельными учебниками, а с целым комплектом
учебных пособий, дополняющих друг друга и
обслуживающих разные стороны учебного процесса.
В таком комплекте всегда есть одна главная книга,
остальные же носят вспомогательный характер.
Обычно такой книгой-лидером остается учебник.
В комплекте, с которым я хочу познакомить коллег,
соотношение сил иное. Главная книга в нем –
методические разработки уроков, в которых
воплощена оригинальная концепция литературного
образования. Оригинальность этой концепции в
том, что с первых шагов обучения, еще в начальной
школе, ребенок включается в настоящее
творчество, в живой литературный процесс,
осваивая исходное, базовое для всего искусства
отношение: автор – художественное произведение
– читатель (он же зритель, слушатель).
Основная задача предлагаемого курса –
воспитание эстетически развитого читателя,
способного понимать позицию автора
художественного текста и выносить собственное
суждение о произведении и о жизненных явлениях, в
нем отраженных. Эта задача и решается, когда
включенный в практическую литературную
деятельность ребенок постепенно осваивает
исходное отношение, работая то в авторской, то в
читательской позиции.
Для того чтобы быть автором (создавать
литературное произведение) и быть культурным
читателем (сотворящим автору, понимающим его
оценки и выносящим свои собственные), нужна и
работа в позиции критика, и знание закона
художественной содержательной формы, то есть
работа в позиции теоретика; эти знания
становятся для ребенка-автора и ребенка-читателя
необходимыми средствами практической работы.
Каждый ученик еще в начальной школе, проходя
через смену позиций, приходит в средние классы
уже с достаточным опытом художественного
творчества и попыток критической работы,
практически владея такими сложными
литературоведческими понятиями, как “автор”,
“рассказчик”, “точка зрения”, “ритмический
рисунок”, “жанр”, “род литературы” и так далее.
Поэтому он готов как читатель к введению
развернутого курса истории мировой литературы,
который начинается с пятого класса и длится до
одиннадцатого. Исторический курс позволяет
постепенно создавать у школьников установку на
действие вечного закона художественной формы в
определенном, меняющемся со временем
культурно-историческом обличье. Как показал
опыт, в результате из общеобразовательной школы
выходит читатель, достаточно свободно
ориентирующийся в мировом литературном процессе
как движении содержаний и форм.
Этот конечный итог обучения принципиален, потому
что за пределами школы лишь отдельные наши
выпускники получают дальнейшее образование в
области искусства (в том числе и литературы).
Основная масса людей остается навсегда на том
уровне гуманитарной культуры, который задается
всеобщим средним образованием.
Комплект пособий, о котором идет речь, – это еще
одно звено в цепочке подобных комплектов, уже
разработанных, вышедших из печати и
предназначенных для всех классов начальной
школы, а также для 5 и 6 классов средней ступени
обучения.
Материал седьмого класса представлен в пособиях
в соответствии с двумя основными линиями
обучения. Первая – практика читательской работы
и детское творчество, продолжающаяся с первого
класса. Вторая – история мировой литературы –
начинается в пятом классе и уже представлена в
курсе разделами “Литература Древнего мира” (5
класс) и разделом “Библия – Ветхий Завет.
Калевала. Мифология и фольклор древних славян” (6
класс). Этим двум линиям соответствуют и две
части методического пособия, и два сборника
текстов. Сборник для совершенствования
читательской практики детей содержит в основном
произведения отечественной классики, многие из
которых входили во все традиционные курсы
литературы. Он обеспечивает преемственность
общенационального культурного контекста,
который не должен размываться никакими самыми
кардинальными преобразованиями.
Сборник текстов к исторической части содержит
основные произведения западноевропейской и
отечественной литературы эпохи средневековья,
которые вошли в общечеловеческую сокровищницу
искусства и знакомство с которыми необходимо для
становления культурного человека. Среди них –
русские былины, французский героический эпос
“Песнь о Роланде”, “Слово о полку Игореве”,
житийная “Повесть о Петре и Февронии
Муромских”, поэзия трубадуров, миннезингеров,
вагантов, роман о Тристане и Изольде, духовная
драма “Действо об Адаме”, шедевры русской
литературы XVII века – “Житие протопопа
Аввакума”, “Повесть о Горе-Злосчастии”,
“Повесть о Ерше Ершовиче”.
А открывают эту книгу главы из Нового Завета,
позволяющие познакомить
семиклассников с мировоззренческой основой всей
культуры средневековья.
Разумеется, эти тексты нетрадиционны для нашей
школы, и работать с ними нелегко. Поэтому так
необходимы учителю конкретные разработки
уроков, которые позволяют быстро овладеть новой
методикой работы с новым материалом. Поэтому
методическое пособие и является главной книгой
комплекта. Там и находит учитель все приемы,
проблематизирующие материал, все вопросы и
задания, которые он должен предложить ученикам,
постоянно создавая на уроке ситуацию, в которой
читатель учится встречаться с автором
художественного произведения, видеть его за
текстом, вступать с ним в заочный диалог.
А концентрат знаний содержат в себе “Страницы
учебника”, по сути дела являющиеся очередным
разделом пособия-справочника, который
накапливается и растет от класса к классу
(поэтому “Страницы...” и начинаются в 7 классе с
41-й: предыдущие 40 переходят к ученику из прошлых
лет обучения).
Такой сквозной учебник-справочник позволяет
учителю и школьникам возвращаться при
необходимости к любому из фрагментов ранее
изучавшегося материала.
Мой опыт и опыт других учителей-словесников
нашей школы, работающих с этим комплектом
пособий (как и с пособиями для 5 и 6 классов),
позволяет сделать вывод о том, что даже самые
смелые инновационные идеи могут быть воплощены в
школьной практике, если они имеют полноценное
методическое обеспечение, которым и постарались
оснастить свой курс З.Н.Новлянская и Г.Н.Кудина.
Н.БУРШТИНА,
учитель литературы московской школы № 91
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|