Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/1999

Архив

Всегда хорошо знать, где посмотреть

Говорят, кто-то из будущих великих физиков устраивался на работу в лабораторию Эдисона (вариант – Эйнштейна) и почти на каждый второй вопрос будущего руководителя отвечал – не знаю, но знаю, где посмотреть, после чего был благополучно принят, обогнав других, куда более эрудированных претендентов. Вот тот принцип, с которым наше образование почему-то никак не может смириться, предполагается, что наши несчастные, замученные ученики должны знать абсолютно все – день Бородинского сражения, даты правления всех русских царей, фамилии всех декабристов, даты всех сражений Великой Отечественной войны. Я, конечно, слегка преувеличиваю, но, к сожалению, не так уж сильно. Даты, факты, имена – вот то, что прежде всего требуется от наших детей. Понимание оказывается совсем не главным. И, что интересно, чем старше становятся школьники и чем больше должны теоретически возрастать их интеллектуальные способности, их умение рассуждать, анализировать прочитанное, давать собственную оценку, тем больший объем знаний они должны просто заучить наизусть. Отсюда невыносимо разбухшие учебники по истории для старших классов, зубрежка ненужных сведений. Вступительные экзамены доводят до абсурда нелепость, заложенную еще в структуре средней школы, ведь все вопросы здесь построены только на знании фактов, фактов и еще раз фактов.

Долгучиц Е.А., Колб Е.Г., Меньковский В.И. и д.р. Справочное пособие Собственно говоря, если вдуматься, дело не только в школе. Как часто мы судим о человеке и его способностях прежде всего по тому, что он знает, а не по тому, что он понимает и умеет делать. Не подумайте, ради Бога, что я выступаю против настоящих, глубоких, обширных знаний. Вовсе нет, но, наверное, знание того, “где посмотреть”, может помочь расширить свои знания куда больше, чем бессмысленная зубрежка.
Вышедшие почти одновременно книги И.Родина и Т.Пименовой “Вся история в одном томе” и Е.Долгучица, Е.Колб, В. Меньковского и А.Салькова “Всемирная история новейшего времени”, очевидно, можно рассматривать как попытку в какой-то мере изменить сложившееся отношение к историческим фактам. Перед нами – добротно сделанные справочники. Первая книга охватывает всю российскую историю, а также новую и новейшую историю мира. Казалось бы, неподъемная задача для книги в 530 страниц. Между тем, судя по всему, авторы не собирались написать действительно историю мира. Издание состоит из подробных хронологических таблиц, большинство событий в которых проиллюстрировано еще небольшими цитатами из сочинений историков или краткими пояснениями. Каждая глава к тому же снабжена небольшим пояснением, в котором в тезисной форме описываются основные процессы, происходившие в данную эпоху. Некоторые из приводимых в книге И.Родина и Т.Пименовой фактов общеизвестны, другие в книгах, доступных старшеклассникам, встречаются достаточно редко. Как бы то ни было, они смогут найти здесь множество полезных сведений, которые пригодятся и на вступительном экзамене, и при написании реферата, и просто помогут любознательному ученику удовлетворить свое любопытство.Авторы-составители И.О. Родин, Т.М. Пименова
Не меньшее практическое значение может иметь и второй справочник. Он посвящен только истории двадцатого века – как российской, так и зарубежной, причем собранные здесь сведения доходят практически до сегодняшнего дня, что особенно актуально. Все учителя, преподающие историю современности, знают, как нелегко выстроить в стройную систему события последних лет. Вроде бы все происходило на наших глазах, все еще живо в памяти, все понятно и известно, а вот когда точно был принят тот или иной закон, собирался тот или иной съезд депутатов... Где искать все эти сведения, какие газеты поднимать?
“Всемирная история новейшего времени” строится примерно по такому же принципу, как и “Вся история”. Короткие главки очень сжато излагают основную канву событий, характеризуют важнейшие процессы, далее следуют наиболее принципиальные даты и, что также может быть крайне полезно, объяснения важнейших понятий, связанных с данной темой.
Одним словом, перед нами два справочника, которыми могут пользоваться и старшеклассники, и абитуриенты, и учителя. Другой вопрос – как они будут ими пользоваться. Обе эти книги могут оказаться очень полезными, а могут – очень вредными. Если читатели будут подходить к ним именно как к хорошим, добротным справочникам, материалу для консультаций и размышлений, то обеим книгам не будет цены. Это как бы два маленьких исторических энциклопедических словаря, к тому же написанных во вполне доступной для подростков форме. В аннотации к обоим изданиям конечно же написано, что они могут быть полезны для подготовки к экзаменам. Вот здесь мы уже вступаем на довольно шаткую почву. Действительно, любому старшекласснику, абитуриенту, а может быть, даже и студенту может понадобиться перед экзаменом заглянуть в хороший справочник и срочно выяснить, когда был заключен тот или иной пакт, в какой день встретились интересующие его политические деятели или началось восстание. Наверное, многие с удовольствием прочитают краткие описания исторических эпох и с помощью этих описаний смогут лучше и четче построить свой ответ.
Другое дело, если такие книги кто-нибудь решит использовать в качестве пособия для подготовки к урокам или к экзаменам. Для вступительного экзамена здесь слишком мало связной информации, для школьного урока – слишком много разрозненных фактов. Не дай бог еще какому-нибудь умнику придет в голову излагать своим ученикам на уроке все то, что можно прочесть в таком издании, а потом еще и спрашивать... Мысль конечно же абсурдная, но при нынешнем пристрастии учителей, экзаменаторов, инспекторов, авторов учебников к пространному описанию событий может все что угодно произойти...
Мораль из всего вышесказанного одна. У нас появились два хороших и очень полезных справочника. Хорошо бы и пользоваться ими как справочниками. Может быть, работа с такими книгами поможет учителям привить детям одно очень важное, но обычно слабо развиваемое в школе умение, и наши ученики будут не только знать о тех или иных событиях, но и сумеют сообразить, “где о них посмотреть”.

Тамара ЭЙДЕЛЬМАН,
заведующая кафедрой истории
гимназии № 1567

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru