Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/1999

Архив
Екатерина Яковлевна РИМСКАЯ,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры возрастной педагогики МИПКРО, член Экспертного совета Министерства общего и профессионального образования по ОБЖ

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА СЛУЧАЙ ЯДЕРНОЙ ВОЙНЫ

“Основы безопасности жизнедеятельности”, – предмет, который все больше входит в школу, а между тем никто до сих пор точно не знает, что он изучает – жизнь, деятельность, безопасность, опасности? Проблема в том, что под ним нет научной базы, ведь не существует такой науки – ОБЖ. Поэтому содержание его остается расплывчатым и неопределенным, соответственно таким же остается и содержание многочисленных учебников по ОБЖ. Яркие и красиво оформленные, они представляют собой лишь броский набор фактов по гражданской обороне, медицине, боевой технике.
Непонятно только, чему эти учебники учат. К примеру, если мы хотим учить умению самосохранения – давайте будем разбираться с биологией, физиологией, психологией, сопровождая каждый параграф методическими заданиями. Пока такие задания в учебниках – явление не обязательное. Необходимо приводить побольше примеров различных ситуаций, в первую очередь чрезвычайных, учиться анализировать их. В учебнике должны обязательно приводиться инструкции, которые ребенок должен знать на память: к примеру, при пожаре звонить по телефону 01. Эти инструкции могут оформляться в отдельных “памятках”, которые должны быть обязательным приложением ко всем учебникам по ОБЖ.
Неопределенность с предметом ОБЖ приводит к тому, что содержание многих тем разработано крайне слабо, а некоторые темы многократно повторяются в различных классах. И если в начальной школе между ними еще существует какая-то преемственность, то в 5–8 классах темы начинают повторяться. Так, правила дорожного движения изучаются в начальной школе, затем повторяются в 5 классе, затем в 7 и наконец в 10. Но к чему такое дублирование? Нужно менять либо форму изложения темы – в начальной школе, к примеру, акцент должен быть сделан на игровых методах, – либо менять содержание, переходя к более глубокому и серьезному изложению тем. В 10–11 классах можно уже переходить к изучению организации дорожного движения в целом.
Одним из слабых мест учебников по ОБЖ является отсутствие такого раздела, как психология саморегуляции. А ведь именно умению владеть собой нужно учить, начиная с 1 и кончая 11 классом. Кстати, именно умение себя организовать в полном смысле слова способствует развитию ребенка, формированию его привычек, убеждений, взглядов.
Другим серьезным недостатком практически всех учебников по ОБЖ является то, что все они несут на себе явный отпечаток военной темы. И это не случайно, поскольку авторами учебников, как и преподавателями ОБЖ, зачастую являются бывшие военные. Отсюда злоупотребление в учебниках темой военной угрозы. Но стоит ли ребенку с детства внушать мысли о постоянной угрозе, что его со всех сторон подстерегают опасности? Неужели нужно жить в ожидании ядерной войны?
Вообще все учебники по ОБЖ начинаются с изучения техники поведения в опасных условиях, в то время как ребенок зачастую не умеет себя вести в условиях нормальных. Не может не настораживать и то, что в них крайне мало внимания уделяют гуманистическому аспекту. А ведь не менее важно, чем умение выживать, умение жить нормально, не создавая вокруг себя чрезвычайных ситуаций. Ребенку необходимо показать ценность самой жизни, потому что он этого пока не понимает. Достаточно вспомнить о проблемах детского и юношеского суицида. Я бы вообще внесла в учебник по ОБЖ такой раздел: “Методы и способы организации жизни и самоорганизации”. Разве не важно поговорить о том, что такое здоровый образ жизни, об умении ориентироваться и вести себя в окружающей среде – и в городе, и на природе?
Еще одной проблемой ОБЖ является то, что сам статус предмета до сих пор еще только определяется Министерством образования. Неизвестно еще, будет он в школе или нет. А если не будет, то зачем нужны учебники, которые продолжают выходить? Что-то нужно делать и с преподавателями ОБЖ. Его ведут бывшие военруки, но пока министерство окончательно не определится, других преподавателей не будет. Одним словом, может получиться так, что, пробыв еще немного в таком неопределенном состоянии, предмет просто сойдет на нет.
Что же можно и нужно предпринять в нынешних обстоятельствах? Первый вариант – вывести ОБЖ из состава предметов, изучаемых в школе, поскольку он не имеет научной основы, внедрив его при этом в раздел дополнительного образования. Второй вариант – оставить ОБЖ в обязательной программе, подключив к его разработке науку.
Резюме. Сама по себе идея создания курса “Основы безопасности жизнедеятельности” интересна и значима. Но поданная таким образом, как сегодня, она вряд ли способна реализоваться. Нынешние же учебники ОБЖ пока остаются простым сборником фактов, которые дети должны заучивать, но которые на самом деле ничему их не учат.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru