Е.ЗЛОБИНА, А.ШЛУИНСКИЙ,
словесники московской школы № 1199
Зримо сбивая с толку...
“Зима обволакивает бахромой деревья”;
“зримым подтверждением его словам на солнце
заблестели главы Кижского погоста”; “звериные и
человеческие рельефы” – встретив подобные
обороты в ученических тетрадях, любой нормальный
словесник берет красную ручку и... Но что делать,
если мы обнаруживаем их в “Сборнике текстов для
проведения письменного экзамена по русскому
языку за курс основной школы (9 класс.
Изложение)”? Посмеяться? Какой может быть смех,
если книжка, составленная Л.М.Рыбченковой и
В.Л.Скляровой, утверждена Министерством
образования именно в качестве официального
экзаменационного материала.
Конечно, можно надеяться на лучшее:
половина текстов претензий не вызывает. Но очень
возможно, что жребий изберет худшую половину и
детям придется излагать нечто вроде:
“Челобитчик лишился сына по тому одному, что
положился на уверение ответчика сделать его сына
счастливым, но который не только не сдержал
обещания своего, но, лишив отца сына, столько лет
без вести пропадавшего, был причиною всего его
несчастия...” Это, заметим, цитата из документа
Петровской эпохи, и на своем месте – то есть в
книге В.Н.Балязина “Тысяча занимательных
сюжетов из русской истории” – она вполне мила.
Но какой, скажите, гений памятливости способен
удержать в голове эдакую громоздкую и
многословную конструкцию?
Еще один отличный способ сбить
экзаменующихся с толку – загрузить их память
большим количеством имен (по возможности
незнакомых), цифр и дат. Так, в тексте № 33
мимоходом упомянуты Растрелли, Росси, Кваренги,
Захаров и Воронихин; в тексте № 47 перечислено
двенадцать героев Бородинского сражения; в
тексте № 38 приведено семь дат, причем две из них
точные, с указанием дня и месяца... Положим,
учитель имеет право написать на доске всю эту не
поддающуюся запоминанию информацию, но зачем она
вообще нужна, если дело идет о проверке знания
русского языка?
А в итоге выходит, что вместе с
экзаменационным материалом нам предлагается
проблема нравственного порядка: что лучше (хуже)
– лицемерно поддерживать авторитет начальников
от образования, делая вид, что сборник достойно
выполняет свою задачу или приучать к лицемерию
наших учеников, отвечая на вопросы по тексту:
“Да, конечно, это неграмотное безобразие. Но что
толку возмущаться? Не мы устанавливаем правила
игры. А министерские методисты и чиновники в
отличие от нас не обязаны разуметь грамоте: им
ведь экзамен сдавать не надо”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|