Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/1999

Архив

Домашний театр у школьной доски

В театральной педагогике собрано множество игровых творческих заданий, большую часть которых можно без труда использовать на школьных уроках.

В библиотечке “Первого сентября” скоро выйдет из печати “Хрестоматия игровых приемов обучения”, подготовленная сотрудниками лаборатории театра Института художественного образования РАО Вячеславом Букатовым и Александрой Ершовой. Три задания из этого сборника мы предлагаем вашему вниманию.

Костюм-превращение

Это задание в пору использовать на уроках повторения или закрепления пройденного.

Ученики выбирают два-три персонажа-костюма. Затем в командах (малых группах) они выдумывают историю, объединяющую персонажи: где? когда? как началось? что произошло? чем кончилось? Важно, чтобы задуманное игралось с минимумом слов, весь упор – на происходящее, на действия каждого из исполнителей.

Из того, что под рукой – платки, шарфы, рукавицы, куртки (может быть, вывернутые наизнанку), – создаются маскарадные костюмы.

По ходу дела у детей начинают складываться сюжеты. Какая история-сюжет могла случиться между тигренком и колокольчиком? Какая – между мушкетером и снежинкой? И тому подобное.

Или на физике: какой сюжет мог бы разыграться между Замкнутой Электрической Цепью и Напряжением?

На химии: между Алканами и Ароматическими Углеводородами?

Костюм дает толчок фантазии. Столкновение двух костюмов в одной истории направляет эту фантазию по определенному руслу, в результате чего часто возникает яркий исполнительский эффект.

Иногда на уроке одной из команд удается сыграть довольно протяженную и увлекательную сценку, импровизируя в предлагаемых обстоятельствах сюжета и характера.

Обстоятельства (где? когда? как?) сочиняются во время подготовки. Характер персонажа – будь то Дюймовочка или Углеводород – определяется, как правило, особенностями движения в том или ином костюме. Так, например, связанные шарфом щиколотки делают походку Электрической Цепи ярко характерной.

В самом начале учителю достаточно ожидать лишь обозначения сюжетов. Но по мере усложнения историй, накопления артистического опыта расширяется сюжет, включается большее число костюмов.

Возможны подходы и прямо противоположные. Сначала пары или тройки тянут билетики с именами персонажей, а потом подбирают костюмы из имеющихся деталей одежды.

Иногда полезно всем группам предложить единое событие. Например, Таблица Умножения нашла клад, (или Нечетные Числа, или Катеты). Единое событие может не только разбудить фантазию исполнителей и помочь детям сравнивать работу разных группок, но и увидеть в заданном событии обобщение разнообразного и разнохарактерного поведения совершенно различных персонажей.

Интересно, что девочки часто совершенно спокойно берутся за исполнение мужских ролей, а мальчики – женских. Этюд-сценка от этого, как правило, только выигрывает. Но если мальчику не захочется готовиться к роли Биссектрисы Премудрой, то, конечно, ему следует вытянуть еще один билетик. Билетиков нужно приготовить к занятию с запасом.

Озвучивание иллюстрации

Для озвучивания учитель выбирает иллюстрацию, картинку или диафильм, текст к которым каждой команде (малой группке) можно выдумать по-своему.

Чтобы ученики могли исполнять разные партитуры (шум леса, изображенного на картинке, голос кошки, песня бабушки, вой ветра, стук колес и тому подобное), задание озвучить полезно давать большим командам.

Самыми загадочными оказываются картинки, озвучивая которые можно сыграть диалог из изучаемого параграфа. Слова диалога ученики либо находят в тексте (сами или на слух), либо придумывают. Это разные типы работы, их следует различать и не смешивать). Класс в это время следит, насколько естественно и натурально звучит речь.

Суть задания, помимо выдумывания, припоминания или произнесения написанных слов, еще и в том, чтобы иллюстрирующая речь была действенной, обращенной к кому-то и содержала ожидание ответной реакции. Для этого говорящему необходимо приспособить свое тело к тому делу, которое изображено на картинке.

В упражнении речевая активность объединяется с мышечной. При этом у учеников тренируется точность зрительских оценок.

Шумы

Ученики определяют, “где это было”, по тем шумам, которые издают два (или один) невидимых классу ученика. Когда класс видит звукооператорскую работу исполнителей, то возникает смех, который сковывает и исполнителей, и слушателей. Поэтому либо исполнители прячутся за ширму, либо зрители в классе отворачиваются или закрывают глаза.

Воспроизведение жизненной ситуации, эпизода, обстоятельств, случая может свестись к воспроизведению звуков, входящих в картинку. Например, утро на море, ночь в лесу, на приеме у зубного врача. Темы ученики могут выдумать и сами.

Можно ставить загадки-этюды. Исполнители играют этюд. Класс слушает (смотреть нельзя) и пытается определить: что? где? когда?

Многие учебные темы оживают в условиях подобных творческих загадок. Например,

ботаника:
– Перекрестное опыление ветром;
– Осенние явления в жизни растений;

зоология:
– Поведение млекопитающих;
– Воздействие человека на природу;

география:
– Общая характеристика хозяйства определенной страны (черная металлургия, машиностроение, химическая промышленность, ткачество, сельское хозяйство, транспорт);

физика:
– Работа парового двигателя;
– Работа двигателя внутреннего сгорания

и тому подобное.

В работе с шумами лучше начинать с индивидуальных этюдов и доводить их до исполнения группой в 5–6 человек. Коллективный этюд требует собранности, чувства взаимосвязи, серьезности, четкости в работе.

Часто ученики, начиная с этюдов “Утром”, “Птичий двор”, “В зоопарке”, постепенно выдумывают и играют такие этюды, как “Комар в ночном поезде”, “Авария на шоссе”, “Городская улица”. Тогда их уже не пугает предложение озвучить шумами ни “Круговорот воды в природе”, ни «Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения».

Девятиклассники, например, повторяя эту тему по русскому языку, имитировали то кряхтенье незадачливого ученика, то скрип пера, исправляющего Е на И в предложном падеже, то удовлетворенное причмокивание учителя, проверяющего административный диктант...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru