К.Станиславский: “Моё природное
упрямство...”
В начале 20-х годов большая часть
прославленной труппы МХТ гастролировала по
Европе и Америке. Жизнь оставшихся в Москве
артистов была очень тяжела, поэтому они решили,
что их товарищи останутся за границей навсегда.
Но и жизнь гастролеров была немногим
слаще. Денег, во всяком случае, у них не было.
Тогда шестидесятилетний Константин Сергеевич
Станиславский соглашается на предложение
американцев написать и издать на английском
языке книгу “Моя жизнь в искусстве”.
В напряженных условиях заграничных
гастролей (за два года – 561 спектакль!) великий
реформатор театра в короткий срок пишет мемуары.
На вырученные деньги труппа получает
возможность вернуться в Москву.
Здесь К.С.Станиславский незамедлительно
приступает к подготовке русского издания,
которое увидело свет в 1926 году. Вторая книга,
“Работа актера над собой”, будет напечатана
лишь в 1938 году. А ведь над ней Константин
Сергеевич начал работать в 1907 году!
Мемуары начинаются с описания
артистического детства. Мы надеемся, что
учителям будет интересно познакомиться с
материалами первой главы, названной
Константином Сергеевичем очень неожиданно –
УПРЯМСТВО.
ФОТО С АВТОГРАФОМ публикуется впервые
“Умейте любить искусство в себе, а не
себя в искусстве. Если вы будете эксплуатировать
искусство, оно вас предаст; искусство очень
мстительно. Повторяю вам еще раз: любите
искусство в себе, а не себя в искусстве – это
должно быть вашей руководящей нитью. Не театр
существует для вас, а вы для театра. Нет высшего
наслаждения, чем работа в искусстве, но она
требует жертв”.
Очевидец
Я родился в Москве в 1863 году – на рубеже
двух эпох. Я еще помню остатки крепостного права,
сальные свечи, карселевые лампы, тарантасы,
дормезы, эстафеты, кремневые ружья, маленькие
пушки наподобие игрушечных.
На моих глазах возникали в России
железные дороги с курьерскими поездами,
пароходы, создавались электрические прожекторы,
автомобили, аэропланы, дредноуты, подводные
лодки, телефоны – проволочные, беспроволочные,
радиотелеграфы, двенадцатидюймовые орудия.
От сальной свечи – к электрическому
прожектору, от тарантаса – к аэроплану, от
парусной – к подводной лодке, от эстафеты – к
радиотелеграфу, от кремневого ружья – к пушке
Берте и от крепостного права – к большевизму и
коммунизму.
Поистине – разнообразная жизнь, не раз
изменявшаяся в своих устоях.
С корабля на бал
В шестидесятых и семидесятых годах
Москва и Петербург танцевали. В течение сезона
балы давались ежедневно, и молодым людям
приходилось бывать в двух-трех домах в один
вечер.
Я помню эти балы. Приглашенные приезжали
чуть ли не цугом, со своей прислугой в парадных
ливреях на козлах и сзади, на запятках. Против
дома, на улице, зажигались костры, а вокруг
костров расставляли угощение для кучеров. В
нижних этажах дома готовился ужин для приехавших
лакеев.
Богатые щеголяли цветами, нарядами. Дамы
увешивали грудь и шею бриллиантами, а любители
считать чужие богатства вычисляли их стоимость.
Те, которые оказывались наиболее бедными среди
окружающей их роскоши, чувствовали себя
несчастными и точно конфузились своей нищеты.
Котильоны с самыми замысловатыми
фигурами, с богатыми подарками и премиями
танцующим длились по пяти часов беспрерывно.
Чаще всего танцы кончались при дневном свете
следующего дня, и молодые люди прямо с бала,
переодевшись, отправлялись на службу в контору
или в канцелярию.
Домашний быт
Мой отец, Сергей Владимирович Алексеев
[1836–1893], чистокровный русский и москвич, был
фабрикантом и промышленником. С четырнадцати лет
он работал в конторе золотоканительной фабрики
прадеда. А впоследствии возглавил все дело.
Моя мать, Елизавета Васильевна
Алексеева [1841–1904], по отцу русская, а по матери
француженка, была дочерью известной в свое время
парижской артистки Варлей, приехавшей в
Петербург на гастроли.
Варлей вышла замуж за богатого
владельца каменоломен в Финляндии Василия
Абрамовича Яковлева, которым поставлена
Александровская колонна на бывшей Дворцовой
площади.
Родители не любили светской жизни и
выезжали только в крайних случаях. Они были
домоседы.
Мать проводила свою жизнь в детской,
отдавшись целиком нам, ее детям, которых было
десять человек.
Отец, до самого дня свадьбы, спал в одной
кровати с моим дедом, известным своей
патриархальной жизнью старинного уклада,
унаследованной им от прадеда – ярославского
крестьянина, огородника. После женитьбы [в 1859 г.]
он перешел на свое брачное ложе, на котором спал
до конца жизни; на нем он и умер.
Мои родители были влюблены друг в друга
и в молодости, и под старость. Они были также
влюблены и в своих детей, которых старались
держать поближе к себе.
Дебют
Яркое воспоминание из далекого прошлого
относится к моему первому сценическому
выступлению. Это было на даче в имении Любимовка,
в тридцати верстах от Москвы, около полустанка
Тарасовка Ярославской железной дороги.
Спектакль происходил в небольшом
флигеле, стоявшем во дворе усадьбы. В арке
полуразвалившегося домика была устроена
маленькая сценка с занавесью из пледов.
Как полагается, были поставлены живые
картины “Четыре времени года”. Я – не то трех-,
не то четырехлетним ребенком – изображал зиму.
Как всегда в этих случаях, посреди сцены
ставили срубленную небольшую ель, которую
обкладывали кусками ваты.
На полу, укутанный в шубу, в меховой
шапке на голове, с длинной привязанной седой
бородой и усами, постоянно всползавшими кверху,
сидел я и не понимал, куда мне нужно смотреть и
что мне нужно делать.
Ощущение неловкости при бессмысленном
бездействии на сцене, вероятно, почувствовалось
мною бессознательно еще тогда, и с тех пор и по
сие время я больше всего боюсь его на подмостках.
После аплодисментов, которые мне очень
понравились, на бис мне дали другую позу. Передо
мной зажгли свечу, скрытую в хворосте,
изображавшем костер, а в руки мне дали деревяшку,
которую я как будто совал в огонь.
“Понимаешь? Как будто, а не в самом
деле!” – объяснили мне.
При этом было строжайше запрещено
подносить деревяшку к огню. Все это мне казалось
бессмысленным. “Зачем как будто, если я могу
по-всамделишному положить деревяшку в костер?”
Нет дыма без огня
Не успели открыть занавес на бис, как я с
большим интересом и любопытством потянул руку с
деревяшкой к огню. Мне казалось, что это было
вполне естественное и логическое действие, в
котором был смысл.
Еще естественнее было то, что вата
загорелась и вспыхнул пожар. Все всполошились и
подняли крик. Меня схватили и унесли через двор в
дом, в детскую. Я горько плакал.
После того вечера во мне живут, с одной
стороны, впечатления приятности успеха и
осмысленного пребывания на сцене, а с другой
стороны – неприятности провала, неловкости
бездействия и бессмысленного сидения перед
толпой зрителей.
Мой первый дебют кончился провалом, и
произошел он из-за моего упрямства, которое
временами, особенно в раннем детстве, доходило до
больших размеров. Мое природное упрямство в
известной мере оказало и дурное, и хорошее
влияние на мою артистическую жизнь. Вот почему я
о нем рассказываю.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|