Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/1999

Архив
Елена ЛОСЕВСКАЯ

В чем цели школы?

Как решать проблемы перегрузки?
Где искать источники финансирования?

Этим и многим другим вопросам была посвящена конференция “Образовательная политика в России: опыт, уроки, перспективы”

Организаторами конференции стали Форум “Российская школа”, Высшая школа экономики, Университет Российской академии образования, Федеральный институт планирования образования, Федеральный совет по экспериментальным площадкам Министерства образования. За два дня участники обсудили немало педагогических проблем. А начали с самой, по их мнению, неразрешимой – экономической политики в образовании.

Центр, регион и муниципалитет за столом переговоров

Пожалуй, никогда еще социальный статус учителя в нашей стране не был таким низким, как теперь. Никогда школа не была такой нищей и финансово беспомощной.

Конечно, в этой ситуации можно не утруждать себя поиском причин и обвинить во всем муниципальную власть – она, дескать, довела школу и учителей до такого ужасного существования.

Но разумнее, наверное, признать, что нынешнее состояние – закономерный результат политики, которую проводило государство в течение последних нескольких лет. По сути, уже состоявшаяся передача школы в ведение муниципалитетов – правильный шаг. Местная власть ближе к школе. Но верная в принципе идея пока исполнена однобоко: возложенная на местное самоуправление обязанность быть учредителем и опорой школы пока что финансово не подкреплена.

– Не изъятие собственности от одного уровня в пользу другого, не прямое переподчинение муниципалитетов регионам поможет сегодня снять напряжение и приблизиться к решению социальных и финансовых проблем в образовании, а четкое разграничение компетенций и полномочий и установление межбюджетных отношений центра, регионов и муниципалитетов, – отметил Владимир Аверкин, председатель Новгородского областного департамента образования.

Как это может происходить в реальности? Известен эксперимент, проводимый в Самарской области и основанный на нормативном финансировании: большая часть школьных денег сосредоточена в регионе и предназначена для зарплаты учителям и поддержки муниципальных структур, а местные власти отвечают за коммунальные расходы и ремонт школ.

Правда, такой вариант естественен лишь для регионов-доноров, причем по отношению к депрессивным муниципалитетам. Но есть и другой, предполагающий многоуровневое финансирование. В этом случае к местным и региональным органам подключается центр.

Специалисты считают, что необходимо ввести субвенции на образование – федеральные средства должны быть выделены на конкретные цели (скажем, зарплату учителям и учебные расходы) и проходить через государственное казначейство, не задерживаясь в центре или регионах. Очевидно, при этом каждая школа должна быть полноценным юридическим лицом. Такое право хоть и закреплено за школой Законом “Об образовании”, но многими управленцами воспринимается в штыки: директора якобы не готовы к финансово-хозяйственной самостоятельности.

Директор московской школы №1060 Анатолий Пинский отметил, что необходимо разработать и принять пакет федеральных законов – “О нормативном бюджетном финансировании образовательных учреждений”, “О минимальных социальных стандартах”, “Об обеспечении минимальных бюджетных обязательств муниципальных образований в социальной сфере”.

Уклад как отдельная область образования

От экономической политики разговор перешел к проблемам содержания образования.

Ректор Московского института повышения квалификации работников образования (МИПКРО) Алексей Семенов так и сказал: кто возьмется за содержание образования, обречен искать ответы на массу вопросов. В чем цели школы? Что остается после ее окончания? Что стоит за ЗУНами и как их мерить? Какое место в жизни ребенка занимает образование вне школы? Как решать проблемы перегрузки? Что важнее – втиснуть в головы детей как можно больше знаний или научить добывать их?

К сожалению, любой эксперимент учитель вынужден вести с оглядкой на вузы: именно они, как это ни печально, диктуют школам свои условия, которые мало чем отличаются от прежних и сдерживают – от бессилия или сознательно? – поиски школ. Вот и приходится бесконечно спрашивать себя и друг друга – что же такое школа: социальный институт или кузница абитуриентов? Для большинства, кто в вузы не пойдет, – первое, а для 20 процентов нацеленных на поступление – второе.

Но и к школе немало нареканий. Ее постоянно, вполне заслуженно и резонно обвиняют в том, что она не поспевает за меняющимся миром. И в то же время многие сомневаются – а нужно ли это школе, может быть, ее главное достижение заключается именно в сохранении консервативного ядра?

Чаще других на страницах газет обсуждается проблема государственных образовательных стандартов. Все варианты, которые предлагались в течение нескольких лет, по мнению большинства педагогов и специалистов, не выдерживали никакой критики. То же самое касается и законопроекта о стандартах, который был внесен осенью 1997 года в Госдуму. Как известно, принятие этого закона хотели отложить по меньшей мере до 2000 года, но вдруг к концу 98-го его разработчики предприняли повторное наступление.

– Создание единого образовательного пространства не может быть целью стандартов, – говорит Виктор Фирсов, председатель научно-педагогического объединения “Образование для всех”. – Под стандартами следует понимать некую систему ограничений, обеспечивающих свободу развития.

Что касается целей школы – нужны ли они и какие, – тут тоже немало разногласий. Если их определяют педагоги, одержимые благородным демократическим порывом, – это одна школа, если дети – уже совсем другая. А может быть, стоит говорить не о целях, а о ценностях? – призывают некоторые к осторожности, – а то ведь можем и не заметить, как достигнем состояния, когда цель оправдывает средства...

– Не думаю, что нужно вытягивать из ребенка его цели. Он должен договориться сам с собой, а школа – создать пространство, в котором он мог бы искать себя, учиться жить в открытом обществе, – считает директор известной московской Школы самоопределения Александр Тубельский.

Это самое пространство не что иное, как уклад, который зачастую влияет на ребенка гораздо больше, чем самые сильные методики и технологии. В этом пространстве нет кем-то заранее четко определенных правил игры, их определяют дети, родители, педагоги в процессе взаимодействия друг с другом.

Почему в одних школах, несмотря на отсутствие изощренных методик, тем не менее сохраняется ценность образования, терпимость и гуманность в отношениях, а в других, где есть и культуросообразные технологии, и всевозможные курсы по выбору, царит агрессия? Те, кто придает созданию школьного уклада особое значение, признаются, что экспериментировать с ним гораздо сложнее, чем с программами, но именно уклад, а не программы во многом определяют содержание образования.

Когда презумпция невиновности не в счет

Проблемы аттестации школ и учителей оставили на десерт. Впрочем, как показывает жизнь, этот десерт явно несъедобен для тех, кого им периодически потчуют заботливые управленцы. Что представляет собой процедура аттестации, известно всем директорам и учителям. Чрезмерно громоздкая, сопровождающаяся большим количеством бумаг, она часто становится инструментом расправы с неугодными. Время от времени министерские чиновники обновляют акты и положения, но к лучшему ничего не меняется. Местные законотворцы придумывают свои правила игры. Коррупция при проведении аттестаций стала уже привычным явлением. Принцип презумпции невиновности в данном случае не в счет – поди-ка еще докажи, что ты невиновен! Как-то даже неприлично в таких условиях говорить о том, что аттестация может быть стимулом развития.

– По-моему, происходит путаница, – считает Ефим Рачевский, директор образовательного комплекса “Царицыно”. – Аттестация школ имеет смысл в том случае, если школа претендует на более высокий статус. В ряде регионов под вывеской аттестации чиновники начинают проводить экспертизу, аналогичную грантовой. Но почему же в безгрантовом пространстве я должен кому-то что-то доказывать?

Ниже мы публикуем отрывок из итоговой резолюции конференции. Нам кажется, эти предложения поддержит большинство учителей и директоров.

Участники конференции считают необходимым:

“До введения государственных образовательных стандартов временно аттестовать и аккредитовать стабильно работающие государственные образовательные учреждения приказами по соответствующим ведомствам без проведения аттестационных процедур.

Установить временный порядок аттестации образовательных учреждений по их заявлению или требованию государственной инспекции.

Нормативно закрепить четкий и исчерпывающий перечень критериев аттестации и применяемых аттестационных процедур.

Исключить вмешательство органов, осуществляющих аттестацию, в компетенцию образовательных учреждений – текущий контроль учебной работы и процедуры промежуточной аттестации.

...Установить два независимых параметра, определяющих размер заработной платы педагога – стаж и профессиональную категорию.

Присваивать педагогическим работникам профессиональные квалификационные категории без ограничения срока их действия.

Расширить практику передачи права аттестации педагогов на высшую и первую категории на муниципальный уровень и на уровень образовательного учреждения”.

Резолюция будет направлена в Министерство образования. А мы в ближайшее время постараемся узнать мнение чиновников по этим вопросам.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru