Из интервью участников
совещания
«Ни в одном регионе не может быть
райского уголка…»
Георгий Григорьев, министр
образования Чувашской Республики:
– Результаты совещания превзошли все мои
ожидания: несколько дней общения с коллегами
дали ответы практически на все накопившиеся
вопросы о путях совершенствования структуры и
организационно-экономического обеспечения
образования. Очень важно, что на совещании были
представлены все уровни образования и в этой
связи ставился вопрос об интеграции этих уровней
– дошкольного, школьного, профессионального,
высшего. В тех жестких финансовых условиях, в
которых находится сейчас подавляющее
большинство регионов, только такая интеграция
может обеспечить не только выживание, но и
развитие системы.
Я сторонник укрепления управленческой вертикали
в области образования. Ведь сегодня министр
образования не может назначать ни глав
муниципальных органов управления образованием,
ни директоров школ, не имеет даже финансовых
рычагов влияния. Конечно, мы находим понимание с
главами местных администраций и согласовываем
назначения на руководящие должности, но это все
же не совсем то, что нужно.
Владимир Морозов, начальник управления
общего, профессионального образования и науки
администрации Калининградской области:
– Я бы сказал, что состоявшееся в Тюмени
совещание было полезным. Но есть один момент –
это огромные затраты на его проведение. Лучше
было бы проводить совещания по региональным
зонам (Северо-Запад, Сибирь, Поволжье) в форме
деловой игры или мозговой атаки. И не смешивать в
одном зале представителей разных уровней
образования – общего, дошкольного, высшего… Так
можно выработать конкретные рекомендации на
уровне технологий. Ведь оттого, что мы тут два дня
прозаседали, денег не прибавилось…
Что касается схемы финансирования, то очевидно,
что единого варианта для всех придумать нельзя –
слишком разное положение у регионов, и в каждом
регионе норматив должен быть своим. Я хочу у себя
собрать хороших математиков и экономистов и
сделать экономико-математическую модель
оптимизации управления образованием, заложив в
нее пять-шесть параметров. Думаю, что к осени мы
такую модель сделаем.
Я бы очень хотел, чтобы средства массовой
информации, и прежде всего в лице вашей газеты,
оказали нам помощь в освещении проблем
обновления содержания образования, что особенно
актуально в свете предстоящего перехода к
двенадцатилетней школе. Ведь сейчас 90 процентов
рабочего времени начальника регионального
управления съедают вопросы хозяйственные –
уголь, топливо, взаимозачеты. А на основное
содержание – времени практически не остается. И
вот тут вы могли бы нам здорово помочь…
Галия Мухамедьянова, министр образования
Республики Башкортостан:
– Главное в нашем совещании – что состоялся
заинтересованный и конструктивный разговор
профессионалов, причем как в формальной, так и в
неформальной обстановке. Лично мне этот разговор
дал очень много.
Пожалуй, мне ближе самарский подход к
финансированию образования. У меня прямо перед
отъездом в Тюмень состоялся на эту тему разговор
с новым премьер-министром. Возможно, мы даже
внесем коррективы в республиканский закон о
местном самоуправлении, чтобы по крайней мере
средства на зарплату учителей шли через
Министерство образования. Только здесь надо
отдавать себе отчет в том, что сейчас ни в одном
регионе России не может быть райского уголка.
Конечно, многое зависит от конкретных людей,
которые принимают решения – и в этом плане у нас
ситуация относительно благополучная.
Я считаю, что в работе любой системы очень
большую роль играет самостоятельность людей, их
инициатива. Поэтому вертикаль нужна не столько в
административном отношении – кто кого будет
назначать, – сколько в нормативно-правовом
плане: нам необходимо общее понимание вопросов
содержания образования, критериев типов и видов
образовательных учреждений. А в остальном пусть
будет разнообразие…
Ильсур Хадиуллин, первый заместитель
министра образования Республики Татарстан:
– Впервые руководители учебных заведений
всех уровней, начиная с детского сада и
заканчивая университетом, собрались вместе,
чтобы обсудить давно назревшую проблему
структурных и экономических реорганизаций
системы образования. Очень приятно, что не
предъявлялись взаимные претензии, никто никого
не критиковал, – всех объединил вопрос о том, как
за счет внутренних резервов улучшить
экономическое положение образования. Для меня
лично было очень интересным знакомство с
организацией функционирования системы
образования Тюменской области, когда во главу
угла поставлены децентрализация управления и
превращение каждой школы в самостоятельный
субъект хозяйственной деятельности. Правда,
здесь смущает одно: не приведет ли увлечение
директоров хозяйственными вопросами к тому, что
проблемы содержания образования отойдут на
второй план в их работе и в итоге пострадает
самое главное для нас – качество обучения детей?
Сегодня состояние регионального образования
практически целиком и полностью зависит от главы
администрации субъекта Федерации: если он
понимает важность развития этой сферы общества
– образование будет жить. В этом отношении
ситуация в Татарстане вполне благоприятная. Меня
в целом устраивает и та система финансирования
образования, которая сейчас принята в нашей
республике: она позволяет нам своевременно
рассчитываться с учителями и решать вопросы
содержания учреждений на должном уровне.
Единственное, что можно было бы изменить, – это
консолидировать средства на зарплату на уровне
Министерства образования, чтобы они шли в районы
отдельной строкой: такая мера позволила бы
полностью исключить возможность нецелевого
использования средств.
Сейчас для меня главная профессиональная
проблема – как максимально приблизить систему
образования к учителю, сделать его главной
фигурой в этой системе, повысить его социальный
статус. Необходимо уменьшить объем
бумаготворчества, чтобы учителю, администрации
школы было легче работать. Пока все наши законы и
особенно подзаконные акты не в полной мере
способствуют совершенствованию деятельности
учителя, а некоторые, наоборот, затрудняют ее.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|