Это типичное Кораблино
Жизнь образования в дотационном
районе
Цифры и эмоции для судебного
исполнителя
Население территории составляет 28 тысяч
человек, из них 16 тысяч живут в единственном
городе – райцентре Кораблино. Градообразующее
предприятие – комбинат шелковых тканей,
работающий на половину своих мощностей. Основные
деньги в бюджет поступают от комбината,
Ключанского спиртзавода, каменного карьера и
дорожно-строительного предприятия, причем
только у спиртзавода нет задолженностей по
налогам. Сельское хозяйство, за исключением
одного колхоза, убыточно.
Район дотационен, причем дотация составляет
более половины муниципального бюджета. Как и
везде, две трети дотации образуют взаимозачеты, и
лишь одна треть поступает живыми деньгами. На
образование идет четвертая часть бюджета –
порядка 12,5 млн рублей.
В районе 21 основная школа и 6 начальных, 13 детских
садов. Вакансий по школам практически нет:
помогает работа педагогического класса на базе
школы № 2, а также приток беженцев из Северного
Кавказа и Средней Азии. Задержек зарплаты
практически нет, но большая проблема с выплатами
книгоиздательских компенсаций. Учителя, которым
надоело ждать положенных по закону денег, подали
в суд на районное управление по делам
образования и молодежной политики, которое хоть
и не является распорядителем бюджетных средств,
тем не менее несет юридическую ответственность
за их своевременное поступление. В итоге счет
управления по хозяйственным нуждам был
арестован, а в кабинет его начальника Валентины
Антоновой наведался судебный исполнитель.
Валентина Ивановна до сих пор пребывает в
недоумении по поводу этого визита: какие
материальные ценности предполагал обнаружить и
арестовать судейский чиновник?
Конфликт разрешился довольно легко и тоже
типично по-русски. Состоялся эмоциональный
женский разговор истцов с ответчицей, в
результате которого иск был отозван: Антонова
объяснила возмущенным педагогам, что даже если
продать с молотка помещение роно со всем
имуществом, этого не хватит на покрытие хотя бы
половины месячной задолженности. Зато никакой
методической информации учителя получать больше
не будут… Как ни странно, именно это оказалось
решающим аргументом: к своей работе учителя из
глубинки относятся с традиционной серьезностью
и по-прежнему очень дорожат возможностью узнать
что-то новое.
Криминальные сироты
На сегодня в районе существует одно
профессионально-техническое училище, созданное
на базе объединения двух – текстильного и
сельскохозяйственного. Именно училище создает
основные проблемы как ведомству Валентины
Антоновой, так и районной администрации в целом:
оно комплектуется не только за счет кораблинских
учащихся, но и набирает ребят со стороны. А
поскольку сельскохозяйственные ПТУ есть почти в
каждом районе, училище вынуждено брать очень
сложный контингент – детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые
съезжаются сюда со всей области.
Кораблинский район считается одним из наиболее
благоустроенных в области: компактный, через
него проходит железная дорога, не очень далеко от
Рязани… Поэтому, окончив училище, эти ребята не
хотят уезжать из города, требуют жилье и работу.
При этом нередкая ситуация, когда они через месяц
сбегают с того предприятия, на которое их
устроили районные власти: к сожалению, вся наша
государственная политика попечения над сиротами
направлена на воспроизводство иждивенчества.
Так, сейчас в Кораблине двенадцать
великовозрастных восемнадцатилетних сирот,
которые напрочь отказываются работать. И не
только в непрестижных колхозах: муниципальные
власти сумели уговорить директора
преуспевающего ОАО «Ключанский спиртзавод»
Николая Колесника взять обделенных судьбой
ребятишек к себе на оклад, втрое превышающий
среднюю зарплату по району. Буквально через
неделю сирот с фирмы попросили: они не желали
ничего делать.
Избавиться от непрошеных гостей власти не могут:
как выгнать сироту из общежития? Хотя сейчас
именно они дают в основном молодежную
преступность: школьников на учете состоит очень
мало. Пять лет назад подростковая преступность
вообще была самой острой проблемой района, но ее
удалось снять благодаря изменению
образовательной политики. Был выдвинут простой и
уже порядком поистрепавшийся тезис: если детям
будет интересно и комфортно в школе, на улицах
станет значительно безопаснее. Создали
социально-психологическую службу, провели
исследования среди учащихся, помогли школам
найти свое лицо – в итоге преступность снизилась
в 2–3 раза. В сельской местности эта проблема не
стоит уже много лет, хотя социум там часто
оставляет желать лучшего: школа превратилась в
своего рода культурный центр микрорайона. Но вот
как быть с сиротами – власти пока не знают…
Как же на деревне без Сороса?
Сказать, что каждая школа в районе имеет
свое лицо, очень просто. Гораздо труднее сделать
так, чтобы ставшая уже клишированной фраза
получила хотя бы относительное подтверждение на
практике. Кажется, у кораблинцев это в какой-то
степени получается.
На протяжении последних пяти лет постоянно
растет количество выпускников основной школы,
поступающих в старшие классы: раньше таких было
около 40%, сейчас уже перешагнули за 60. В вузы
поступили 80% выпускников. Школы района имеют
соглашения с радиоакадемией, медицинской и
сельскохозяйственной академиями. Многие ребята
поступают на коммерческой основе: Ключанский
спиртзавод оплатил учебу детей всех своих
сотрудников.
В 1992 году НИИ диагностики, адаптации и развития
(центр ДАР) открыл 11 школ здоровья в одиннадцати
областях России. Кораблинцы включились в этот
эксперимент: район находится в чернобыльской
зоне, и проблема здоровья детей стояла
достаточно серьезно. Так, средняя школа № 2,
расположенная в райцентре, стала школой
здоровья.
Школа получила ставки логопеда, преподавателя
ЛФК, врача, медсестры, двух психологов,
социальных педагогов (одним из них является сама
Валентина Антонова – главный инициатор проекта).
Здесь есть мини-бар с ингаляциями, травяными
чаями, массажером для глаз. Есть большой
ингалятор, работающий на целый класс. Каждую
осень и весну детей поят целебными травяными
вытяжками, клюквенными морсами; готовят
желудочно-кишечные, почечные, сердечные,
успокаивающие настои.
Теперь ослабленных детей со всего района
направляют в эту школу. Из 908 учащихся 494 страдают
заболеваниями костно-мышечной системы, 296 –
эндокринными заболеваниями, 92 – заболеваниями
органов пищеварения.
Центр ДАР подарил школе оборудование для класса
«Здоровье», в котором занимаются дети из
начальной школы и группы продленного дня. В
классе создана домашняя обстановка: круглые
матовые светильники вместо физически и морально
устаревших люминесцентных ламп, удобные парты,
под крышками которых размещается все
необходимое для занятий, огромные мягкие игрушки
по углам комнаты. В шкафу – театральные костюмы,
сделанные выпускниками Строгановского училища.
Еще один дорогой – в прямом и переносном смысле
– подарок: школа получила уникальные станки
стоимостью 90 тыс. рублей, которые позволят
собственными силами решать проблемы мебели и
интерьера. В специально созданном для этого
помещении уже сушат пиломатериал, заготовленный
для производства нового поколения парт и
стульев. Правда, ко многим из полученных станков
учитель труда боится подпускать детей: они
сделаны явно в расчете на руки взрослых…
Однако оздоровительная направленность школы
никак не отразилась на учебных программах в
сторону их чрезмерного облегчения. В коллективе
работают пять соросовских преподавателей (по
физике, химии, биологии, математике), директор
Жанна Константиновна Баранова – трехкратный
соросовский преподаватель физики. На базе школы
постоянно проводятся региональные соросовские
олимпиады. В соответствии со специализацией
учебного заведения за счет часов школьного
компонента здесь преподается валеология.
Так что в плане интеллектуальной насыщенности
учебного процесса районная школа здоровья
вполне может конкурировать с районной гимназией
– средней школой № 4. Эту последнюю Валентина
Антонова скромно называет памятником себе: в то
время, когда по всей стране закрывают учебные
заведения, в скромном рязанском райцентре
открыли новую школу для одаренных детей, причем
без помощи меценатов и спонсоров – за неимением
таковых.
Мысль создать небольшую школу, рассчитанную на
детей, не испытывающих проблем с обучением,
появилась у Валентины Ивановны три года назад. И
вот здание детского клуба, находящееся в
аварийном состоянии, с полузатопленными
подвалами и дырявой крышей, начинает
переделываться под школу. Как вообще такое
возможно – профессиональный секрет Антоновой;
единственное, в чем она мне призналась, врать в
разных высоких инстанциях ей пришлось для этого
просто постоянно. Но это тот случай, когда ложь
действительно во спасение…
Сейчас школа функционирует уже в полную силу;
единственное, что еще не до конца приведено в
порядок, – это помещение спортзала. Учреждение
рассчитано на 254 места. Имеет компьютерный и
лингафонный классы, отвечающие современным
требованиям. С 3 по 11 класс преподается
информатика.
Строго говоря, юридически средняя школа № 4
гимназией не является: это название закрепилось
за ней в обыденном языке кораблинцев. Поэтому
права осуществлять отбор учащихся администрация
не имеет. В крупном городе это неизбежно создало
бы проблемы: директору пришлось бы или брать
всех, или воевать с качающими права родителями. В
глубинке все как-то проще. «В школу будущего
первоклассника берем всех, – рассказывает
директор Надежда Тимофеевна Тюрина, – затем
проводим тестирование. Если ребенок показывает
низкие результаты, объясняем родителям, что ему
будет трудно и дискомфортно у нас учиться. И, как
правило, обходится без обид, не говоря о
конфликтах».
Село Ключ: спирт и школа
Имя директора ОАО «Ключанский
спиртзавод» Николая Колесника на Рязанщине
знают все. Водка «Колесник» пользуется огромной
популярностью у жителей как мужского, так и
женского пола по причине невысокой цены и весьма
приличного качества. Закуска под водку обычно
заправляется одноименным майонезом, а наутро
рязанцы орошают пересохшее горло минеральной
водой с тем же названием. Столица
водочно-продуктовой империи – село Ключ,
расположенное на территории Кораблинского
района.
Ключ насчитывает многовековую историю. Оно
получило свое название из-за расположенного на
его территории родника чистейшей воды с высоким
содержанием серебра. В советское время возле
села был построен спиртзавод, производивший
спирт-сырец. Социальные последствия такого
соседства сказались незамедлительно: население
от мала до велика начало стремительно спиваться,
а село – угасать. Количество учеников в местной
школе с 300 человек сократилось до 47, и встал даже
вопрос о ее закрытии. Валентине Антоновой
пришлось использовать все свои способности по
введению в заблуждение высоких проверяющих
инстанций, чтобы правдами и неправдами сохранить
школу: в случае ее ликвидации село было бы
обречено.
А восемь лет назад спиртзавод возглавил
Колесник. Запустили майонезный цех, начали
производство водки. Сейчас завод – это скорее
комплекс: в его ведомство перешел местный совхоз,
он производит легкие вина, майонез, минеральную
воду... Сейчас все жители села работают либо на
заводе, либо в заводском совхозе и получают очень
приличные – не только по рязанским меркам –
деньги. Построено пять благоустроенных
многоквартирных домов, приезжает много молодежи.
Сейчас в сельском округе живет около тысячи
человек, в самом селе Ключ – порядка семисот.
Рождаемость растет. Количество детей в школе
увеличилось до 160 ребятишек. Помимо сельчан, на
заводе работает и половина Кораблина: каждое
утро несколько автобусов подвозят людей.
Спиртзавод содержит ведомственный детский
садик, при котором в этом учебном году открыли
начальные классы – чтобы немножко разгрузить
Ключанскую среднюю школу. Все работники
социальной сферы на территории сельского округа
– учителя, воспитатели, медсестры, фельдшеры –
получают от завода надбавку в 500 рублей. Во время
задержки зарплаты она их сильно выручает.
Конечно, завод помогает и школе. Однако не деньги
фирмы сыграли решающую роль в том, что в 1996 году
она стала школой года России. Главная заслуга в
этом принадлежит ее директору – заслуженному
учителю России Татьяне Ивановне Видехиной.
Татьяна Ивановна – уроженка села Ключ. Она
закончила Ключанскую школу, поступила в
пединститут, но не закончила его и с четвертого
курса вернулась в свою школу. Полтора года
проработала учителем физики, потом в 1980 году
назначили директором. Сейчас по стажу она самый
старый директор в районе.
Выпускнице деревенской школы, которую на всем
протяжении учебы в институте да и после
постоянно преследовал статус сельского
выпускника и соответствующее отношение, было
совершенно ясно, с чего нужно начинать: сделать
так, чтобы дети были адаптированы к жизни и не
комплексовали. А для этого нужно и перестроить
весь учебный процесс, и отрегулировать
материальную сторону школьной жизни.
Учителя называют свою школу комплексом. Да
по-другому и нельзя в сельских условиях: если
дать ученику только пять часов занятий в день –
что он будет делать после них? Сельская школа
должна работать до вечера. Поэтому с приходом
Видехиной здесь начали создавать спортивные
секции, театр, музыкальные и художественные
кружки, музей. При этом старались не забывать о
здоровье детей, а сейчас вообще вывели здоровье
на первый план – образование, воспитание и
адаптация к жизни идут уже потом. Двигательный
режим увеличили до максимума: зарядка до занятий,
спортивный час, во всех классах по часу
хореографии в неделю, каждый день – несколько
спортивных секций, трудовое обучение на
участке... Кстати, по поводу зарядки приходится
биться с родителями: они считают, что это не
нужно.
«С родителями вообще нелегко, – жалуется Татьяна
Ивановна. – Здесь играет роль и алкогольный
фактор, и фактор обеспеченности, накладывающийся
на низкий уровень общей культуры: мы им
хореографию, музыку, театральную студию – а им
ничего не надо! Вчера парень споткнулся на уроке
физкультуры, упал, ушибся – какой был скандал!» С
детьми таких проблем не возникает: у них нет
сомнений по поводу того, что все это им нужно.
Педагогический коллектив работает со своим
директором с самого начала: в этом году в школу
пришли только два молодых специалиста! Всего 21
человек, половина имеет первую или вторую
категории, высшая – только у Видехиной.
Ключанской средней школе пошел четвертый
десяток: ее нельзя считать ни старой, ни молодой.
Никаких следов евроремонта, никакой
дорогостоящей мебели или навороченных классных
досок – словом, ожидавшихся признаков
покровительства г-на Колесника я не обнаружил.
Все дышит деревенской основательностью – мебель
старая, но в идеальном состоянии, то же можно
сказать о стенах, поле и потолке, досках и
наглядных пособиях: в полностью рабочем
состоянии сохраняются выпущенные еще в 60–70-х
годах карты и таблицы. В каждом кабинете висит
электрифицированный стенд: щелкая тугими
тумблерами, которым, наверное, сто лет в обед,
учитель может наглядно продемонстрировать
питомцам правило родного языка или физическую
формулу. Это ключанское «ноу-хау». Все очень
практично, удобно и просто. «Моя задача как
директора – чтобы у учителя было все, – говорит
Татьяна Ивановна. – Чтобы он не пришел ко мне и не
сказал: я этого не делаю, потому что у меня нет
того и того». И начала она с приведения в порядок
того, что было под рукой. И уже после от щедрот
спиртзавода появились три видеосистемы и
современный компьютерный класс.
За восемнадцать лет создана большая
хозяйственная база: гаражи, овощехранилище,
теплица-розарий на 500 квадратных метров.
Обзавелись техникой: два трактора, три машины
(“ЗИЛ”, “ГАЗ”, “УАЗ”), весь прицепной
инвентарь. Все это служит как хозяйственным
нуждам школы, обеспечивая полностью бесплатное
двухразовое питание (обед из четырех блюд для
всех и полдник для группы продленного дня), так и
задачам образования и подготовки к жизни.
Самостоятельно заготавливая себе продукты на
зиму, дети приучаются к труду на земле; в то же
время приусадебные участки – и особенно розарий
– исполняют роль учебных лабораторий для
занятий по биологии, химии, экологии. Впечатляют
и хозяйственные результаты деятельности
школьников: от продажи роз получили 20 тысяч
рублей, от участка – 25 тонн картофеля, 7 тонн
капусты, полтонны моркови, свеклы, лука плюс
смородина, яблоки – хранилище забито. «Нам самим
столько не съесть, поделимся с детским садиком»,
– улыбается директор.
Если попытаться подвести итог встреч и
разговоров в Кораблинском районе, вывод
напрашивается один: школа в глубинке продолжает
жить. Жить нелегкой жизнью, постоянно
сталкиваясь с новыми проблемами и решая их по
мере возможности за счет собственных средств и
средств своего территориального сообщества,
давно не надеясь на какую-то помощь сверху и не
особенно интересуясь вынашиваемыми где-то
далеко планами реформ и инноваций. И этот вывод
очень обнадеживает…
P.S. Автор очень признателен
Евгению Николаевичу Рожнову за помощь в работе.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|