Поколения, связанные страхом
Одно из расхожих заблуждений: если помнишь
себя молодым, то и найдешь контакт с молодыми. Я
помню. И что?..
Лет двадцать назад с подачи
властных структур были модны безличные обороты.
Например, есть мнение. Оно, это мнение, как бы
повисало с небес и не принадлежало лично ни
генсеку, ни рядовому комсомольцу.
Так вот, есть мнение, что воспитание в семье
процентов на восемьдесят происходит
бессознательно и спонтанно. То есть не в виде
мероприятий (взбучек, задушевных бесед), а как
невольное копирование, впитывание стиля общения
и пластической, что ли, нравственности. Отец
может прочитать долговязому сыну длинную лекцию
об искренности, но сын вправе сличать его
суждения о гостях, высказанные в глаза и за глаза.
Иначе говоря, прекраснодушные речи
обеспечиваются поведением, как валюта – золотым
запасом. Это понятно.
Простое соображение, что я воспитываю своего
старшего сына, принимая своих гостей или
разговаривая по телефону, навело меня на
грустные размышления. Не то чтобы я гнусно лгал
или сквернословил – это были бы хорошо
различимые грехи, и я принялся бы с ними бороться.
В определенном смысле дело обстоит хуже:
подростку непонятно и неинтересно то, что
интересно мне.
Посетив ряд знакомых семей и понаблюдав за их
детьми, я понял, что мои проблемы не только лишь
мои. Вспоминая, с другой стороны, собственное
детство и отрочество, я не сумел ощутить
подобного провала. Нет, меня всегда тянуло к
старшему поколению, и мой интерес так или иначе
вознаграждался.
Давайте сличим сферы внимания.
– Вот пройдет поколенье,
кончатся все заморочки,
Вот пройдут заморочки,
кончится всё поколенье... –
написал однажды пермский
поэт Дмитрий Долматов,
умерший совсем молодым
Нам – мне и моей компании, смею обобщить, людям
моего возраста и круга – нравится говорить о
прошлом во всевозможных ракурсах. Нашим отцам
(шестидесятникам) до сих пор жгуче любопытно,
палач, например, Бухарин или все-таки жертва. Нам
не столь важен Бухарин, мы скорее
присматриваемся к Радищеву или Пестелю, силясь
понять, откуда пошла язва социализма. Общим,
однако, является базовый принцип: мы обсуждаем
далекое и не зависящее от нас как близкое и
насущное. Различные категории мы примеряем, как
одежды. Нас до сих пор будоражит, какие все-таки
злодеи были Ленин и Сталин.
Мы способны часами беседовать на
профессиональные темы. Причем в свободное время
и бесплатно.
А еще мы готовы говорить о воспитании детей – уже
на излете, переходя к сугубо бытовым вопросам.
Раньше на этом месте значилось где что достать.
Теперь данная проблема потускнела, хотя и
обсуждается по инерции (магазины при фабриках,
оптовые рынки). Действительно, интересно, где
достать деньги. Наступает момент, когда разговор
сползает к этой теме, но не в конструктивном
ключе, а так, к ворчанию и вздохам.
Удивительно ли, что сын без особой жадности
прислушивается к звуковому фону из-за тонкой
стены и не без раздражения ждет, когда
освободится телефон? Тут я его понимаю.
Но вот телефон освобождается, и он набирает номер
приятеля. Теперь уже я краем уха схватываю
нехитрую суть их разговора. Сквозь хохот и в меру
остроумные замечания пристрастно разбирается
какой-то футбол (понимаю! понимаю!). Мальдини,
Рональдо, Зидан. Но где-то к двадцатой минуте
возникает подозрение, что футбол не настоящий.
Речь идет о какой-то компьютерной игре,
имитирующей настоящую, но все равно игре. Этот
трижды слитый бульон реальности привычно бесит
меня.
– Кончай трепаться! Садись за алгебру!
Он тяжело вздыхает, достаточно быстро
сворачивает диалог и раскрывает постылый
учебник. В алгебре сын не видит даже того жалкого
процента реальной жизни, который есть в
телефонной беседе о виртуальном футболе. Я не
говорю, что его (процента) там нет. Я говорю, что
подросток его не видит.
Должны быть точки схода. Чтобы найти их, введем
промежуточное звено: мы в их годы. Одно из
расхожих суеверий: если помнишь себя молодым, то
и найдешь контакт с молодыми. Я помню. И что?
Меня интересовал футбол, но не виртуальный, а
всамделишный, в который я сам играл или который
смотрел. Мы напропалую читали фантастику,
которая так или иначе была связана с
предположениями о будущем.
Можно обобщить, что нас интересовало будущее. Оно
представлялось нам устойчивым и просторным
(вовсе не сплошь лучезарным). Надо было
определить в нем собственное место.
Мы очень много говорили о смысле жизни.
Возможно, лично мой интерес к людям постарше
как-то вытекал из интереса к будущему. Особенно
ярко это проявилось в двадцать два года, когда из
жесткого круга ровесников (класс, курс) я попал в
разновозрастной коллектив лаборатории. Ничто не
мешало мне стать вот таким через пять лет, вот
таким через десять, а таким – через двадцать. В
стоячем воздухе восьмидесятых такие гипотезы
были вполне оправданы.
Сегодня юношам глупо присматриваться в этом
отношении к устаревшим отцам. Ситуация быстро
меняется. Где и в каком виде окажутся они лет
через двадцать – тридцать – тут спасует самый
разнузданный фантаст. Здесь и примерно в такой
же... скажем мягко, социальной и экономической
стадии развития... возможно, но так же
удивительно, как и в любой другой точке.
Различие тогда и сейчас примерно как между
обсуждением тенниса и игрой в теннис.
Двигаясь по этой логической схеме, мы можем
подумать, что интерес к будущему у них заменяется
интересом к настоящему. Так в теории. На практике
они отворачиваются от настоящего. Правда, их
можно понять.
Еще одно наблюдение: наш интерес был и остается в
какой-то степени позитивным. То есть, если я
смотрю фильм, значит, он мне нравится. Неприятие
носит эпизодический характер. Можно охнуть,
проходя мимо телевизора. Но нельзя смотреть и
охать.
У них – наоборот. Мои знакомые молодые люди
презирают Сташевского, но именно из-за этого
никогда не пропустят его клипа. То, что этот
феномен брезгливого интереса не случаен,
отражено в массовой культуре. Урод Мэрилин
Мэнсон, сериал “Элен и ребята”, Жириновский и
особенно Бивис и Батхед – все они так или иначе
ориентированы на такую реакцию.
Наверное, это как-то связано с самоутверждением.
Мы, если честно, в наши сорок лет умеренно боимся
будущего. Надо быть окончательным придурком,
чтобы его бояться сильно или совсем не бояться.
В их годы мы, интеллигентные мальчики из хороших
школ, опасались шпаны.
Они боятся похода в магазин, формальностей при
получении паспорта, очереди в регистратуру в
поликлинике. Не знаю, впрочем, как это
прокомментировать.
Единственный общеупотребимый страх – армия. В
состоянии ли он сплотить поколения? Интересный и
глубокий вопрос...
И последнее серьезное отличие.
Представим себе место работы типа клерка в банке,
то есть: нетрудное по процедуре, денежное,
ненужное людям и нетворческое (говоря точнее,
никак не связанное с самореализацией). Так вот –
для них решающими являются достоинства такой
работы, а для нас – недостатки. Мы предпочли бы
место доцента в вузе, если бы (будем честными до
конца) там все-таки платили деньги. Как сказано у
Островского, есть такие суммы, за которыми
замолкает людская молва. Помолчим и мы.
Остается надеяться, что важнейшие человеческие
константы, как биологические, так и духовные,
одолеют быстротекущее время. Положимся на
Экклезиаста – его угрюмые слова сегодня звучат
ободряюще.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|