А время кредита все-таки кончается...
Как уберечь подростка, находящегося на
иждивении у государства,
от синдрома иждивенца?
Он из страны глухих.
Весь мир для него – немое кино. Без гула
городских улиц и звука собственного голоса.
Алеша не помнит, когда он узнал, что не такой, как
все. Как и то время, когда исчезла мама (ее увезли
в тюрьму) и брат с сестрой.
Трехлетнего Алешу доставили в Рославльскую
школу-интернат для глухих и слабослышащих. И он
прижился здесь. Спокойно и легко, будто нарочно
родился для этой школы, где все устроено так,
чтобы глухие дети могли не бояться становиться
взрослыми.
Сегодня Алеше уже семнадцать, и он называет себя
шакалом. Так и говорит: “Я как шакал”.
В минувшем году его возили в мамин дом, в поселок
Остер, где она поселилась, обретя свободу, но
детей возвращать не торопилась.
Признаюсь, я не встречалась с Алешей, и эта его
история – взволнованный рассказ завуча школы
Ольги Барбаковой.
Итак, он едет к маме: в гости, навсегда? О чем
думает? Может, о том, что эта поездка даст ему
возможность обрести семью, дом, любовь. Конечно,
Алеша ждал всего этого там, где была мама: и тепла,
и радости.
Чего ждала мама от взрослого парня... Если бы
любила и помнила, сама бы кинулась искать.
Нетрудно представить себе, какой была эта
встреча. Скупые слова, которых он все равно не
услышал, и ни намека на совместное будущее. Как
признался потом Алеша, мать ему не понравилась.
Соседка и то лучше: и еды принесла, и смотрела с
жалостью.
Он вернулся в свою одинокую комнату, что выделили
в школе как старшему. Девятый класс позади, а
пристроить парнишку пока не удается. Чистота у
него, порядок, но вечерами тоскливо. Дети спят.
Ходил просил телевизор, а ему вместо желаемой
игрушки совет: “Купи, у тебя же доллары есть”.
Про доллары знают многие. Алеша сам рассказывает,
мол, меняет пенсионные 300 рублей, чтобы жить потом
в Америке или в Москве, а может, в Витебске...
Вот такая география. На его взгляд, доступная,
потому и тело гирями накачивает, и вещи носит
приличные, которые сам себе докупает на рынке.
Всегда чистый, аккуратный и... беззаботный.
По-прежнему на всем готовом. Привык, и его это
устраивает.
В школе много дел, особенно у взрослых, ведь ребят
здесь около ста, но его это не касается. Он ждет
другой жизни, особенной, как в кино: красивой и
сытой. Зачем же тратить себя? В одиночку выгоднее.
– Мы стараемся давать детям все, чтобы они не
чувствовали себя обойденными. Глухой – еще не
значит несчастный. Мы учим их с этим жить, –
рассказала Ольга Николаевна. – Наши дети очень
контактные. Когда кто-то приходит в школу, они
радуются и говорят комплименты: “У вас красивое
платье, прическа”. И ждут, читая эмоции на чужом
лице. Если вы им улыбнулись – слов не надо, они
знают, пришел друг, понимаете?
Слушаю ее и вспоминаю подобную школу в Великом
Новгороде, где в музыкальном классе учат
слабослышащих малышей. Я видела, как дети
радовались, воспроизводя мелодию. Они были
счастливы, потому что делали это, как все.
Мы не можем долго пребывать в изоляции. Нам нужен
красочный мир образов, звуков и чувствований. Как
утверждают психологи, люди с завязанными
глазами, ушами, лишенные движений не могут долго
пребывать в спокойствии. Они напрягаются, ждут
хоть каких-нибудь ощущений. И если их нет, впадают
в отчаяние.
Вот из-за чего горевала завуч Алешиной школы.
Педагоги старались избавить ребят от
переживаний по поводу своей немощи. “А вышло, –
говорит она, – воспитали жуткого эгоиста. Надо
же, шакалом себя мнит. Как он такой жить будет? Вот
найдем ему скоро в заводском общежитии место, нам
обещали. Но он работать не хочет. Просто беда...”
Говорят, есть много способов и тестов для
распознавания типов людей. Чтобы понять, по
какому принципу человек живет на свете,
достаточно спросить, какую формулу он выбирает: я
для этого мира или мир для меня? Отсюда и
претензии к жизни. Сколько и почему она нам
должна. А может, это мы ей задолжали? Помните,
“хочу я в мир, не мною созданный, внести красивое,
свое...” Если бы каждый из нас прибавлял миру
“свое красивое”, то, по словам философа Николая
Бердяева, мы бы стали продолжателями
Боготворчества на Земле.
Правда, это относится к людям взрослым. “Пока
ребенок мал, все отсчеты он ведет от себя.
Родители существуют, чтобы его кормить и любить.
Учителя – учить. Поля, леса и реки – ему
принадлежать, – писал Леонид Жуховицкий. – У
детей огромный кредит. О них заботятся, как о
саженцах, не получая взамен ничего, но все же
предполагается, что со временем на яблоне
вырастут яблоки”.
“У тебя, Алексей, время кредита кончилось, –
продолжает автор. – Теперь о тебе будут судить по
плодам”. Эта фраза из книги “Счастливыми не
рождаются”. Заметили, имена у наших героев
совпадают. Впрочем, судьбы разные, возраст один –
семнадцать лет, когда только начинаешь
осознанное, взрослое движение по дороге жизни.
Каким ты на нее выйдешь? Человеком, желающим
дарить себя миру и украшать его? Или одиноким,
расчетливым шакалом, презирающим всех, кто
спасал, кормил и старался объяснить, что жизнь
такая дарована, что людей надо любить за то, что
сегодня с тобой рядом и готовы поддержать тебя. А
еще учили сердцем слышать чужую боль, тогда и
своя не так страшна и обидна.
Что бы я сказала Алеше, если бы мы встретились?
Наверное, то же самое. Разве что добавила: сейчас
тебе есть кому помогать – своей маме. Она живая и
одна у тебя.
Я знаю, как дети, растущие в детских домах,
мечтают хоть раз увидеться с теми, кто их бросил.
Я познакомилась с двумя братьями – Колей и Сашей,
четырнадцати и двенадцати лет.
Когда-то, лет десять назад, пьяные родители
забыли их в гостях. Ушли, а Колю с Сашей оставили,
будто бы в магазин выскочили и скоро вернутся.
Всю ночь просидели ребята в подъезде, хозяева
были под стать родителям – выдворили детей из
квартиры, мол, сами дорогу домой найдете. А утром
– милицейский “газик”, потом больница и
школа-интернат, где, как оказалось, дожидались их
две сестрички. Вот и вышло, что только в интернате
и образовалась у ребят семья.
Как-то Колю приглядели гости из Америки, стали
звать с собой, фотографии красивые показывали:
дом, собака, машина.
– Не согласился я, – сказал Колька, – а мои как же
без меня?
Четырнадцатилетний мальчик подрабатывает по
ночам в интернате сторожем. Учителя дают ему
возможность выспаться. На нем ведь трое в семье –
дни рождения, подарки. Колька так и ведет себя,
будто мужичок, всем видом показывая: он – опора.
– У меня мечта есть, – оглядываясь на дверь,
прошептал он. – Летом сбегу, разыщу отца и мать.
Я ждала слов о планах на будущее. Но он молчал. И я
поняла: не было никаких планов, только одно
желание – увидеть, а дальше он разберется сам.
Жизнь длинная и разная, главное, каким ты в ней
захочешь быть.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|