Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/1999

Архив
Алексей КОРОТКОВ

Разлад с отечеством

В любой стране есть люди, которым неуютно внутри национальной традиции. Часто они выглядят нелепо, но они честны в своем отчаянии и, возможно, правы в своем максимализме

В одной из книг Ван Мэна, одного из самых талантливых и тонких писателей современного Китая, есть такие слова: “Кто рожден китайцем – отравлен на веки вечные. То, что мы у себя в Поднебесной наворотили, всему человечеству не расхлебать за тысячу лет”.

Интересно, правда? Один интеллигент сидит в Пекине и пишет про Китай в точности те самые слова, которые тысячи интеллигентов на московских кухнях произносят про Россию. Мир оказывается до смешного подобен себе. И не легковесность сетований на трагическую национальную судьбу тут заставляет задуматься (Поднебесная разгребла свои завалы за десять лет правления Дэн Сяопина), а их странное единообразие.

Так что же это такое – разлад человека со своим отечеством? Что это за приступы самобичевания, когда собственный народ кажется неправильным и одновременно особо несчастным, собственная история – состоящей лишь из мрачных и трагических эпизодов?

Был у меня в жизни период, когда я регулярно наезжал в Таллинн. И там судьба свела меня с довольно занятным персонажем – девушкой-эстонкой и при этом убежденной эстонофобкой. Говоря попросту, это была эстонская Кармен. В дом, где меня гостеприимно приютили, она явилась среди ночи пьяная, больная, в сапогах на босу ногу и в шубе поверх ночной рубашки. Карменситу уложили в постель. Хозяйка дома, приходившаяся ей родной теткой, побежала готовить целебный чай с травками. Я пожертвовал кровными запасами бисептола. В общем, дня за два мы поставили ее на ноги, и девушка, почувствовав человеческое к себе отношение, решила одарить меня откровением. “Слушай, – говорит, – эстонцы – зануды, правильные, аккуратные, все время экономят деньги. Я люблю русских. Русские – хорошие люди, широкие, душевные. Живут как птицы небесные. Пьют много водки”. В один злосчастный день, когда никого дома не было, Карменсита сбежала, прихватив половину хозяйского гардероба. Из моих вещей ничего украдено не было. История прозрачная. Девушка родилась не с той душой, не в той стране. Не хотела жить, как подобает добропорядочной эстонской бюргерше, и не жила, никаких угрызений или комплексов по этому поводу не испытывая.

Для нас, русских, Прибалтика была тогда землей обетованной, кусочком недоступной Европы. Чистота и аккуратность, черепичные крыши и уютные кабачки, сбитые сливки и европейский дизайн милых бытовых мелочей. Мы восхищались Прибалтикой и сетовали на Россию в точности за то самое, за что эстонская Кармен любила Россию и не любила Прибалтику. Так что ж мы, всем народом не там воплотились, что ли? Все 150 миллионов?

На протяжении последних четырехсот лет Запад преподносит миру один и тот же жесткий, но неизбежный урок: быть дикарем очень плохо. Дикаря просто завоевать. Дикаря столь же просто обмануть. И даже когда дикаря никто не хочет завоевывать, обманывать или еще как-нибудь обижать – все равно ему плохо. Просто оттого, что он морально не готов к соблазнам цивилизации.

Когда командор Перри бросил якоря в Токийском заливе, до японцев наконец дошло, что жить в самоизоляции больше нельзя. Надо было догонять и перегонять Запад – иначе съедят. И за 30 лет – последние 30 лет минувшего столетия – Япония сотворила чудо. Построила промышленность и железные дороги. Поставила на европейскую ногу образование, администрацию, финансы, судебную систему. Создала современную армию и флот – один из мощнейших в мире. (На него пожертвовали свои фамильные драгоценности император и вся знать.) Однако же Страна восходящего солнца парадоксальным образом избегла такого явления, как западничество. Заимствуя европейскую технику, она оставалась равнодушной к европейским социальным идеям. Социализм, либерализм, демократизм, пацифизм, профсоюзное движение, авангардное искусство – все это затронуло японское общество лишь краешком или не затронуло вообще. Необходимость догонять вызвала у японцев не комплекс национальной неполноценности, а нечто прямо противоположное – страстную влюбленность в национальную культуру и экзальтированное верноподданничество.

В конце XIХ – начале ХХ века в положении догоняющих (кроме Японии) оказались Германия, Россия, Китай. Все три страны отреагировали совершенно не в японском духе: комплексом национальной неполноценности и вспышкой интереса к либеральным идеям.

Не будем сейчас выяснять, что лучше, что хуже, кто прав или не прав, – это дело личных пристрастий. Отметим лишь следующий культурологический факт.

Бывают цивилизации “безразмерные”, как японское кимоно, а бывают – “сшитые по фигуре”, как европейский костюм. Первые могут свободно развиваться технически, не затрагивая своих фундаментальных духовных основ – нигде не давит, не тянет. Там господствует всеобщее доброжелательное отношение к национальной ментальности, ценностям, образу жизни. А технические дыры латаются техническими же средствами. Вторые же при необходимости меняться, наверстывать упущенное начинают мучительно жать во всех местах. Возникает ощущение (у разных людей в разной степени), что сама необходимость догонять и наверстывать связана с несовершенством национального менталитета. Грубо говоря, не в том дело, что производительность труда маленькая, а в том, что всё как-то не так. Причем в самых глубинных, человеческих основах.

Критическая оценка собственного национального бытия – продукт этически ориентированной культуры. Это не отношения Востока и Запада. Это отношения человека с Небом.

Культуру трансформируют люди (прежде всего молодые люди), которые не вписываются в существующую традицию. В силу самой постановки вопроса эти люди выражают свои претензии не в прагматических терминах (бедно живем, отстаем, производительность труда низкая), а в этических (живем не так, как должно). Скажем, должно уважать человеческое достоинство, а принято пороть на конюшне. Вот так и возникает соблазн обозвать себя варварами.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru