Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/1999

Архив
Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Когда урок построен грамотно

Ученик воспринимает его как путь, в конце которого видна ясная цель

Каждый урок приносит новые впечатления учителю и детям. Учитель знает, когда у него появляется удовлетворение от своей работы на уроке. Но всегда ли при этом урок состоялся для ребенка?

Психолог Марина Битянова считает, что уроки, которые хорошо воспринимаются детьми, по своей структуре подобны “хорошей фигуре” – одному из фундаментальных понятий психологии восприятия.

 

Куда вписать учебный материал?

В Америке был проведен такой эксперимент. Из резервации, где не было школы, взяли 14–15-летних индейцев и начали их интенсивно обучать. Они очень быстро освоили программу начальной и средней школы и уже в колледже нагнали своих сверстников, которые приступили к учебе значительно раньше. Американцы заинтересовались: в чем причина столь успешного обучения? И выяснилось, что более всего на успех повлияло одно обстоятельство – в племени индейцы получили свою картину мира.

Когда в сознании человека различные знания соединяются в целостную картинку, новая информация легко прикладывается к уже известному и быстро усваивается. В идеале все, что преподносится ребенку в школе – на уроках, в кружках, студиях, школьном театре, – складывается у него в единую картину мира, где отдельные части взаимосвязаны и дополняют друг друга. Скажем, изучаются произведения Толстого, а ребенок каждый день живет совсем в другой реальности, в социально неблагополучной среде, где не принято говорить “пожалуйста”, “извини”, “мой друг”... Чтобы опыт этих отношений стал опытом ребенка, ему надо их как-то прожить. Для этого в школе существует театр.

Конечно, восприятие учебного материала зависит не только от понимания его места в “моей картине мира”. Есть другие факторы, влияющие на это. Самые значимые из них психологи объединили в понятие “хорошая фигура”. Так в гештальт-психологии называется любое явление, которое человек переживает как нечто целостное, осмысленное и понятное – нечто, что не противоречит моим целям и потому не отторгается мной.

Итак, урок – “хорошая фигура”, когда, во-первых, каждый ученик видит, как содержание урока вписывается в его представление о мире. Второй критерий: понимание детьми целей урока.

 

“Ой, я тоже как Пушкин...”

Некоторые учителя говорят: для чего ребенку знать цель урока? Это же мое дело. Разумеется, учитель знает, что цель не научить решать данное, конкретное уравнение, а сформировать навык, который даст ученику возможность развиваться дальше. Но об этих целях должен знать и ребенок. Иначе ребенок чувствует себя так, как будто находится в каком-то темном лабиринте, и даже раздражение приходит потому, что учитель знает, зачем все это здесь происходит, а он – нет.

Совершенно иное чувство возникает, если ребенок ясно видит цель того, в чем ему предлагается участвовать. Дети получают огромное удовольствие просто от ощущения своего интеллектуального роста: “Оказывается, я еще вот что смогу с помощью этого узнать!».

В общении учителя и детей всегда есть моменты, словно специально предназначенные для объяснения учебных задач. Они возникают не только на уроках. Вот какой случай произошел у Марины Битяновой в Пушкинском Лицее (она была там на экскурсии вместе с группой детей 10–12 лет). В лицее много рукописей Пушкина, и вдруг среди них дети видят стихи, написанные рукой поэта. Для многих это было открытием: как, он писал их от руки?! Кто-то восклицает: ой, а я тоже так пишу! Психолог услышала фразу и сказала: вот эти буквы превращаются в наши школьные тексты, в наши письма, в наши книги.
При всем при этом надо учитывать, что тот язык, на котором учитель ставит себе цели, – это не всегда язык восприятия ребенка. Иногда преподаватель идет на урок с установкой, что дети должны проникнуться какой-то определенной проблемой или идеей. Например, сегодня мы поговорим об образе Наташи Ростовой, и дети почувствуют, какая это удивительная, тонкая, поэтичная девушка. А детям неинтересно: почему это я должен думать о ней, когда у меня свои проблемы. В то же время другой учитель построит урок так, что ребенок увидит: в жизни Наташи было то же, что у меня, но поступила она совсем по-другому.

 

Все дальше и дальше по загаданному пути

Чтобы ученик не потерял мотивацию, ее обычно поддерживают “карнавальными” приемами: быстрая смена видов деятельности, яркие примеры, эффектные опыты. Но ребенка, который видит внутреннюю логику урока, не надо мотивировать! Он получает удовольствие оттого, что шаг за шагом целенаправленно продвигается вперед и с каждым следующим шагом растут его знания. Прекрасный пример такого ведения урока был показан в прошлом году в лицее “Надежда”.

Открытый урок русского языка. Тема: сложноподчиненные предложения. В начале учительница нарисовала на доске таблицу и обратилась к детям с вопросом: смотрите, эта таблица пустая, мы ее можем сейчас заполнить? Нет. А вот к концу урока мы ее заполним. Давайте теперь разберемся: какие правила мы из этой темы знаем? Дети живо высказали все, что им известно, и некоторые графы таблицы уже заполнились.

Что сделала учительница? Она сыграла на стремлении ребенка двигаться последовательно.

По ходу учительница даже создала детям тупик, когда они сказали: так не получается, это не про то, это сюда нельзя вставить. “Хорошо, а как сформулировать вопрос, чтобы было про то?”

К концу урока заполненная таблица получилась закономерным продуктом детских размышлений. Заполняя ее, ученики смогли увидеть, почему им не удалось выполнить все домашнее задание. По пустым столбцам дети догадались, что кое-чего не знали и это была хитрость учителя.

В описанном уроке проявилась еще одна психологическая закономерность: “хорошая фигура” – это когда ребенок эмоционально отнесся к тому, что он услышал. Эмоциональная отзывчивость детей повышается, если учитель подает материал так, чтобы в его восприятии участвовали все органы чувств. Предположим, на уроке географии учитель рассказывает о тропическом лесе. Одна ситуация, если учитель просто опишет этот лес, перечислит, что в нем встречается. Такой урок вполне может оказаться “плохой фигурой”, особенно если в нем будет много новой информации. Ткань рассказа скорее всего разорвется на части, ученик запомнит что-то вначале, что-то в середине, что-то в конце, в памяти останутся какие-то фрагменты, а не целостный образ. И совсем другой результат, если вместе с тем дети прочувствуют, какой этот лес теплый, влажный, какой в нем насыщенный воздух.

Вообще когда у детей возникает отторжение, они еще могут сформулировать свой протест: “Мне это не надо”, а вот объяснить почему – им уже сложно. Поэтому при выстраивании урока важно отталкиваться не только от мнения детей, но и от их эмоционального отношения.

“Хорошая фигура” лучше воспринимается на контрастном фоне. Тот же тропический лес – на фоне представления о лесе среднерусской полосы. Существенное значение имеет связь с личным опытом, а у старшеклассников – с будущей профессией. Для подростков все, что они делают, должно иметь практический смысл.

 

От математики к любви, ничего не теряя

В завершение занятия общая картина достраивается при ответе на вопрос: достигнута ли цель урока? Если да, то какой вклад внес каждый, если нет, то каковы причины. Кто больше всех нам сегодня помогал? И кому помогали мы, кому сегодня не хватило подготовки? Очень важно подчеркнуть, что каждый ребенок, если захочет, сможет во всем этом разобраться.

И, наконец, обязательным условием целостности восприятия является обозначение начала и конца урока. “Хорошая фигура” всегда конечна, ее можно прожить, прочувствовать и перейти к другому предмету или отдыху.

Урок начинается с чего-то, что отгораживает класс от предшествующих событий. Дети приветствуют учителя, достают необходимые предметы и как бы говорят: мы сейчас живем здесь. А если они шумят, если у кого-то остались “хвосты” с прошлого урока, их надо обязательно закрыть. Точно так же, если учитель погрузил детей в урок, он должен их оттуда “вытащить”.

Учитель говорит: все, ребята, мы сегодня замечательно поработали. Вася, ты сделал вот это, Петя, ты это недоделал, но завтра сделаешь то-то, Коля, ты придешь ко мне после урока, и мы с тобой дорешаем. Таким образом, он всех “закрыл” и сказал: до свидания, вы молодцы, я вас всех люблю.

Кстати, детей очень раздражает, когда им задают домашнее задание на перемене. Учитель думает: вся причина детского возмущения в том, что он покусился на их личное время. Дело не в этом. Со звонком на перемену в восприятии ребенка урок закончился. Внутренне закончился. И это задание в логику урока не ложится. Как свидетельствует опыт, домашнее задание, которое задано в середине урока, причем с объяснением (я вам это задаю потому, что мы этим все время занимаемся), принимается как естественное и выполняется лучше.

Практику опытных учителей отличает присутствие тех или иных слагаемых “хорошей фигуры”. Но полное ей соответствие встречается редко. Между тем наше восприятие не может быть фрагментарным, и ребенок всегда достраивает “фигуру” до целостного образа. Ну, скажем: “Я этого не понимаю, все это скучно, и мне это не надо”. Или: “Ничего интересного тут не будет. Главное, отсидеть и не высовываться”. Либо: “Я это слушаю, потому что мне важно получить хорошую отметку, чтобы меня любили и я считался сильным учеником”. Все это обладает гораздо меньшей мотивацией, чем грамотно выстроенный урок. Марина Битянова уверена, что уроки, в которых много элементов “хорошей фигуры”, производят на детей хорошее впечатление, их содержание лучше усваивается, и отношение к предмету в этом случае более ответственное.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru