Виктор ГРОМОВОЙ,
директор гимназии,
г. Кировоград, Украина
Все начинается с уважения
Пока мы не объединимся, чтобы помочь школе,
власть останется равнодушной к нашим призывам
Катастрофическая ситуация с бюджетным
обеспечением образования вынуждает искать ответ
на вопрос: кто поможет школе выбраться из
финансовой пропасти?
...Полтора года назад, побывав на всемирном
съезде директоров школ в Бостоне, я осматривал
место, где была первая публичная школа в Америке.
Именно здесь поселенцы, не ожидая помощи от
метрополии или федерального правительства, сами
взялись за создание тех гражданских школ, на
которых и выросла Америка.
Можно привести десятки примеров, доказывающих
поражающую эффективность капиталовложений в
образование. Но у нас мысль об образовании как
локомотиве социального развития страны разве
что бессовестно эксплуатируется при добывании
политического капитала. На деле на него махнули
рукой.
Именно это безразличное и одновременно
потребительское отношение к школе – основной
камень преткновения.
И от любых новых, специально школьных налогов
предприятия будут скрываться так же, как и от
всех прочих, а всеми брошенный, обшарпанный
образовательный воз из последних сил будут
тянуть те, кто его тянул и доселе.
Именно поэтому во время последнего взрыва
стачечного движения учителей общее собрание
Ассоциации руководителей школ Кировоградской
области выдвинуло перед структурами власти
области и города требование инициировать и
поддерживать общественное движение в поддержку
образования.
Что это означает практически?
Во-первых, обновление традиций шефства над
образовательными учреждениями, но на новой
основе. Причем многие промышленные и деловые
структуры могли бы выступать в роли
соучредителей отдельных учебных заведений.
Такая практика уже получила распространение в
нескольких городах Украины.
Во-вторых, формирование общественной
атмосферы, стимулирующей ответственное
отношение к образовательным учреждениям,
спонсорство и меценатство.
На Западе отказать школе в помощи означает
потерю репутации для любой фирмы. А что страшнее
для любого бизнесмена, чем утрата доброго имени и
доверия местного сообщества?! Но должно быть и
личное убеждение: если я хочу, чтобы у моего
ребенка появилось уважение к учебе и стремление
к ней, я не имею права демонстрировать на словах и
на деле два диаметрально противоположных
отношения к школе, два параллельных мира. Мира с
современным офисом, евроремонтом, мобильным
телефоном и иномарками – и мира обшарпанных
школ, где предметом роскоши считают не только
ксерокс (без которого уже невозможно представить
работу учителя ни в одной стране), а и просто
нормальный туалет. Если я хочу, чтобы мой ребенок
претендовал в своей стране на достойное будущее,
мало нанять репетиторов или отправить учиться за
границу; нужно еще и не допустить, чтобы его
сверстники стали потерянным поколением. Журнал
“Директор школы” недавно поместил материал о
том, какие усилия прилагают французы, чтобы дать
приличное образование алжирским эмигрантам.
Объясняют они это собственными интересами: если
мы не научим как следует этих людей, что живут бок
о бок с нами, то завтра, превратившись в изгоев,
они будут грабить наши дома, убивать наших детей
и взрывать наши офисы...
В-третьих, необходимо утверждать приоритет
общественного начала в управлении образованием.
Родители должны знать, что происходит с их детьми
в школе все десять лет обучения, знать, как они
могут влиять на положение дел в школе, чем ей
помочь, чтобы изменить ситуацию к лучшему.
В-четвертых, необходимо, чтобы родные города
были и стартовой площадкой, и местом приземления
для талантливых выпускников. Для этого и власть,
и деловые круги города, и педагогическая
общественность просто обязаны разработать
программу поддержки одаренных учеников и
студентов своего края (и подумать про ее
финансовое обеспечение). В российских газетах в
последнее время появились сообщения: то в одном,
то в другом регионе медалистов не только лично
приветствовал мэр или губернатор, но и
предоставил каждому из них грант на обучение в
российских и зарубежных вузах. Конечно, это
создает не только реальную возможность
продолжать обучение, но и желание талантливой
молодежи послужить своему городу. К тому же если
каждую золотую медаль необходимо таким образом
отметить, думаю, число их резко уменьшится. Зато
если восторжествует ответственное отношение к
их вручению, проба школьного “золота” резко
возрастет. Возможно, тогда возникнут и
специальные городские экзаменационные комиссии
для претендентов на медали; во многом они смогут
осуществлять и своеобразное отслеживание уровня
каждой школы.
Если наша держава – банкрот, бросивший школу на
произвол судьбы, единственный способ
обеспечения ее нормального функционирования –
поддержка общественных сил.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|