Власть от школы далеко, даже если
близко
Видимо, это расстояние не зависит от
политики и географии. Оно измеряется только
ответственностью перед детьми
Город Железногорск – бывший
Красноярск-26. Попасть сюда не просто, а очень
просто – выписываешь пропуск и проходишь через
КПП. Это раньше здесь был строжайший режим, а
теперь на одном из очень секретных производств
сняли охрану – если само производство хочет, оно
может за свои деньги нанять службы и охранять...
свои секреты.
Вообще этот город – реликтовый островок
социализма: уютный, чистенький, хорошо
выстроенный и тщательно спланированный. Деньги
сюда приходят прямо из Москвы и распределяются
городскими властями. Бюджет образования
составляет почти четверть городского бюджета, и
учителя получают зарплату вовремя.
Жить бы и радоваться!
Но...
Точно так же, как город отгорожен КПП от
мира, так же, по утверждению учителей, и власть
города отгорожена от школы.
Честно говоря, я вначале не мог в это
поверить.
По двум причинам. Во-первых, мне
казалось, что, чем выше уровень технологии на тех
гигантах-производствах, которые составляют
основу города, тем выше уровень образовательного
сознания горожан и соответственно властей.
Во-вторых, мне казалось, что при
отгороженности от региональной власти (город
принадлежит к так называемым ЗАТО – закрытым
автономно-территориальным образованиям, которых
в нашей стране 41, и о них есть специальный закон
«О ЗАТО», они финансируются из федерального
бюджета и даже имеют особые налоговые льготы)
муниципалитет Железногорска должен заботиться о
своем образовании, как ласковая мать о
единственном ребенке – ни в чем не отказывать и
баловать из последних сил.
Признаюсь, ошибся и в первом, и во втором.
В последнее время мы особенно часто
обращаемся к теме муниципализации образования.
Нам кажется, что наряду с проблемой долгов по
зарплате и коммуналке, стандартов,
двенадцатилетки и аттестации этот вопрос
сегодня ключевой. Потому что школа и люди должны
быть как можно ближе друг к другу. Тогда и власть
становится подконтрольнее им. Но дело не только в
политике, но и в педагогике. Ученик проводит
десять (или одиннадцать, или двенадцать тем
более) лет своей жизни в таком социальном
институте, который принадлежит и управляется
жителями его родного района или городка.
Соседями. Знакомыми. Родственниками.
Сообществом. Ребенок становится частью этого
сообщества вначале как ученик, а потом как
взрослый. Либо не становится частью этого
сообщества вообще. Другой вариант. Ученик учится
все эти годы в школе, финансируемой и управляемой
далеким и безличным государством. Он и вырастает
частью этого государства, а не сообщества.
Педагогика родного места – правильная. А
педагогика безличного государства –
неправильная.
Но в то же время сообщество сообществом,
а власть, даже если она переместилась из центра
на периферию, осталась по сути своей
государственной. И ее надо воспитывать. Вот мы и
пишем так часто об этой проблеме, чтобы не ждать,
пока местная власть осознает свою
ответственность перед детьми и учителями за
школу, чтобы помогать учителям и местной власти.
Поэтому, если кому-то кажется, что мы слишком
много уделяем газетного внимания
муниципализации, потерпите, сейчас очень острый
период, когда чаша весов может сильно качнуться в
сторону ограничения прав местного
самоуправления в образовании, – этого нельзя
допустить. А тут еще само местное самоуправление
делает глупость за глупостью – как будто нарочно
дискредитирует идею муниципальной власти в
образовании.
Ошибка в том, что образовательная
политика местных властей в Железногорске
оказалась антидетской. Об этом рассказывают
учителя и директора местных школ.
...В городе есть уникальная санаторная
школа, в которой учатся дети-инвалиды.
Уникальность ее в том, что это дети с самыми
разными диагнозами – от почти слепых до
неподвижных. Врачи и учителя объединились и
создают для каждого ребенка такие программы,
которые и вылечивают, и выучивают инвалидов. Чего
там только нет: специальная диагностическая
аппаратура, огромное количество лечебных
приспособлений, вплоть до того, что в бассейне
специальное кресло на кронштейне, с помощью
которого неподвижные дети впервые в своей жизни
оказываются в воде. Врачи говорили, что ребенок,
которого с помощью этого кресла поместили в
бассейн, плакал от счастья.
Так вот депутаты городского собрания
считают, что в момент, когда так туго с деньгами,
тратить такие большие суммы на инвалидов
расточительно. Говорят, что бюджет санаторной
школы раздут и надо бы инвестировать средства в
более прибыльные места.
Другой пример. На городском телевидении
несколько лет шли программы Молодежной студии.
Подростки на примитивной технике на станции юных
техников делали серьезные публицистические
программы «Post skriptum» – о наркомании, о
преступности, брались за самые тяжелые темы.
Находили своих героев и в подворотне, и в
подвалах. Сюжеты обсуждались и учениками, и их
родителями. Заказчиками на эти программы
выступала городская власть, платили, правда,
смешные деньги, которых не хватало даже на то,
чтобы покрывать затраты на электроэнергию. Но
наступили другие времена, и уже у тех, кто
производит телепрограммы, даже у детей, стали
требовать деньги, 130 рублей за минуту. А
Молодежную студию из эфира вычеркнули.
А зачем она, городское телевидение ведь
может давать прибыль, не служить детским
развлечением – так, наверное, подумали в
городской администрации.
Самый дикий случай – у школ стали
отбирать компьютеры. Да-да, именно так.
Пару лет назад в виде взаимозачетов
городским школам предложили сделать заявки на
то, что кому необходимо. Кто-то попросил мебель
для кабинетов, а самые умные – компьютеры,
модемы, принтеры и сканеры. Когда все это
свалилось на школы, некоторое время компьютерная
роскошь оказалась не у дел – надо было
оборудовать помещения, подготовиться. Этим
воспользовался учредитель, провел массированные
проверки, выявил два факта: в школах компьютеров
слишком много, и их используют не по назначению.
Вывод: отобрать. Действительно, зачем детям
современные компьютеры, у них «ямахи», «корветы»,
другая допотопная техника – пусть учатся. И
стали раскулачивать, стали делить школьную
технику между муниципальными службами.
...Между школой и властью в городе –
полоса отчуждения. И не только в Железногорске.
Многие муниципалитеты сейчас напоминают
ребенка, которому в руки попала дорогая вещь, а он
и не знает, как с ней обращаться. Того и гляди
разобьет. Вот взрослые дяди и грозят пальцем –
отберем. А ведь отберут, если маленькие
начальники не пойдут в класс к учителям, а может,
и к детям и не научатся грамотной детской
образовательной политике.
Хочется верить, что люди-то умные –
научатся.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|