Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/1999

Архив
Александр АДАМСКИЙ

Власть от школы далеко, даже если близко

Видимо, это расстояние не зависит от политики и географии. Оно измеряется только ответственностью перед детьми

Город Железногорск – бывший Красноярск-26. Попасть сюда не просто, а очень просто – выписываешь пропуск и проходишь через КПП. Это раньше здесь был строжайший режим, а теперь на одном из очень секретных производств сняли охрану – если само производство хочет, оно может за свои деньги нанять службы и охранять... свои секреты.

Вообще этот город – реликтовый островок социализма: уютный, чистенький, хорошо выстроенный и тщательно спланированный. Деньги сюда приходят прямо из Москвы и распределяются городскими властями. Бюджет образования составляет почти четверть городского бюджета, и учителя получают зарплату вовремя.

Жить бы и радоваться!

Но...

Точно так же, как город отгорожен КПП от мира, так же, по утверждению учителей, и власть города отгорожена от школы.

Честно говоря, я вначале не мог в это поверить.

По двум причинам. Во-первых, мне казалось, что, чем выше уровень технологии на тех гигантах-производствах, которые составляют основу города, тем выше уровень образовательного сознания горожан и соответственно властей.

Во-вторых, мне казалось, что при отгороженности от региональной власти (город принадлежит к так называемым ЗАТО – закрытым автономно-территориальным образованиям, которых в нашей стране 41, и о них есть специальный закон «О ЗАТО», они финансируются из федерального бюджета и даже имеют особые налоговые льготы) муниципалитет Железногорска должен заботиться о своем образовании, как ласковая мать о единственном ребенке – ни в чем не отказывать и баловать из последних сил.

Признаюсь, ошибся и в первом, и во втором.

В последнее время мы особенно часто обращаемся к теме муниципализации образования. Нам кажется, что наряду с проблемой долгов по зарплате и коммуналке, стандартов, двенадцатилетки и аттестации этот вопрос сегодня ключевой. Потому что школа и люди должны быть как можно ближе друг к другу. Тогда и власть становится подконтрольнее им. Но дело не только в политике, но и в педагогике. Ученик проводит десять (или одиннадцать, или двенадцать тем более) лет своей жизни в таком социальном институте, который принадлежит и управляется жителями его родного района или городка. Соседями. Знакомыми. Родственниками. Сообществом. Ребенок становится частью этого сообщества вначале как ученик, а потом как взрослый. Либо не становится частью этого сообщества вообще. Другой вариант. Ученик учится все эти годы в школе, финансируемой и управляемой далеким и безличным государством. Он и вырастает частью этого государства, а не сообщества. Педагогика родного места – правильная. А педагогика безличного государства – неправильная.

Но в то же время сообщество сообществом, а власть, даже если она переместилась из центра на периферию, осталась по сути своей государственной. И ее надо воспитывать. Вот мы и пишем так часто об этой проблеме, чтобы не ждать, пока местная власть осознает свою ответственность перед детьми и учителями за школу, чтобы помогать учителям и местной власти. Поэтому, если кому-то кажется, что мы слишком много уделяем газетного внимания муниципализации, потерпите, сейчас очень острый период, когда чаша весов может сильно качнуться в сторону ограничения прав местного самоуправления в образовании, – этого нельзя допустить. А тут еще само местное самоуправление делает глупость за глупостью – как будто нарочно дискредитирует идею муниципальной власти в образовании.

Ошибка в том, что образовательная политика местных властей в Железногорске оказалась антидетской. Об этом рассказывают учителя и директора местных школ.

...В городе есть уникальная санаторная школа, в которой учатся дети-инвалиды. Уникальность ее в том, что это дети с самыми разными диагнозами – от почти слепых до неподвижных. Врачи и учителя объединились и создают для каждого ребенка такие программы, которые и вылечивают, и выучивают инвалидов. Чего там только нет: специальная диагностическая аппаратура, огромное количество лечебных приспособлений, вплоть до того, что в бассейне специальное кресло на кронштейне, с помощью которого неподвижные дети впервые в своей жизни оказываются в воде. Врачи говорили, что ребенок, которого с помощью этого кресла поместили в бассейн, плакал от счастья.

Так вот депутаты городского собрания считают, что в момент, когда так туго с деньгами, тратить такие большие суммы на инвалидов расточительно. Говорят, что бюджет санаторной школы раздут и надо бы инвестировать средства в более прибыльные места.

Другой пример. На городском телевидении несколько лет шли программы Молодежной студии. Подростки на примитивной технике на станции юных техников делали серьезные публицистические программы «Post skriptum» – о наркомании, о преступности, брались за самые тяжелые темы. Находили своих героев и в подворотне, и в подвалах. Сюжеты обсуждались и учениками, и их родителями. Заказчиками на эти программы выступала городская власть, платили, правда, смешные деньги, которых не хватало даже на то, чтобы покрывать затраты на электроэнергию. Но наступили другие времена, и уже у тех, кто производит телепрограммы, даже у детей, стали требовать деньги, 130 рублей за минуту. А Молодежную студию из эфира вычеркнули.

А зачем она, городское телевидение ведь может давать прибыль, не служить детским развлечением – так, наверное, подумали в городской администрации.

Самый дикий случай – у школ стали отбирать компьютеры. Да-да, именно так.

Пару лет назад в виде взаимозачетов городским школам предложили сделать заявки на то, что кому необходимо. Кто-то попросил мебель для кабинетов, а самые умные – компьютеры, модемы, принтеры и сканеры. Когда все это свалилось на школы, некоторое время компьютерная роскошь оказалась не у дел – надо было оборудовать помещения, подготовиться. Этим воспользовался учредитель, провел массированные проверки, выявил два факта: в школах компьютеров слишком много, и их используют не по назначению. Вывод: отобрать. Действительно, зачем детям современные компьютеры, у них «ямахи», «корветы», другая допотопная техника – пусть учатся. И стали раскулачивать, стали делить школьную технику между муниципальными службами.

...Между школой и властью в городе – полоса отчуждения. И не только в Железногорске. Многие муниципалитеты сейчас напоминают ребенка, которому в руки попала дорогая вещь, а он и не знает, как с ней обращаться. Того и гляди разобьет. Вот взрослые дяди и грозят пальцем – отберем. А ведь отберут, если маленькие начальники не пойдут в класс к учителям, а может, и к детям и не научатся грамотной детской образовательной политике.

Хочется верить, что люди-то умные – научатся.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru