Елена Камбурова: «Жизнь каждого человека очень
сильно зависит от того, какие песни он слушает»
Народная артистка России Елена Камбурова,
руководящая сегодня театром Музыки и Поэзии, –
одна из легенд отечественного песенного жанра.
Ее пение – это искусство, представляющее синтез
музыки, поэтического слова и вдохновенного
актерского творчества. Сегодня она у нас в
гостях.
С тех пор как я начала петь и до сегодняшнего
дня характер моего творчества вряд ли претерпел
особенные изменения. Например, в начале 80-х я
исполняла песенный цикл В.Дашкевича на стихи
Маяковского, который очень любила, и с годами
вновь возвращалась к фрагментам из этого цикла.
Бывало, что в мой репертуар попадали некие
случайные вещи, с которыми я тут же расставалась
и никогда уже к ним не возвращалась. Но это было
начало, когда я еще могла ошибаться. А уже потом
песни, которые приходили, никогда больше не
уходили (я лишь на время могу с ними расстаться).
Так что мои “направление”, “дорога”, “лицо”
все те же.
По какому принципу я выбираю свой репертуар?
Вот я беру какую-то песню, и поначалу кажется, что
она вроде не моя, но начинаешь прислушиваться к
ней, ворожить, что-то придумывать – и уже так не
кажется. И получается, что мое – все, в чем есть
какая-то важная суть, когда есть про что, когда
это интересно выражено, когда это может стать
монологом, диалогом – словом, все, кроме того, что
построено на невежественном и грубом попсовом
мышлении. Вот это действительно не мое.
А во всем остальном я не ставлю себе никаких
рамок. Если мне хочется петь моцартовские песни и
если в них я себя хорошо чувствую, то с
удовольствием буду их петь. Или вот, например, я
давно хотела спеть “Песни и пляски смерти”
Мусоргского. У нас их исполняют лишь
филармонические певцы. Но поют чисто вокально, не
выявляя театральную и драматическую суть. А вот
Шаляпин когда-то пел их гениально, соединяя
музыкальное прочтение с абсолютным актерским
решением. Цикл на стихи Маяковского и
мандельштамовский цикл, а также “Реквием”
Ахматовой – все это требует тонкого соединения
актерского творчества с музыкальным. Из
аналогичных работ последнего времени – песня
Высоцкого “Дом”. Помню, что на первых репетициях
я была в полной растерянности: просто не знала,
как к этому подступиться. И никто тебе никогда не
подскажет, как это надо сделать: подсказчик один
– песня.
А вообще я выбираю для себя только то, что, как
говорится, ложится на душу. Но всех авторов моей
афиши объединяет одно: они – истинные поэты. Ну а
тема моих песен – сама жизнь, космос этой жизни, и
от меня зависит только решение, как именно я это
сделаю.
Мне предлагают огромное количество песен,
почти каждый день приносят новые кассеты для
прослушивания, но очень мало действительно
интересного и чисто поэтически, и музыкально. Для
меня же очень важна интонация, которая, совпадая
со стихами, поднимает их, давая им крылья, – иначе
зачем тогда музыка? А представители авторской
песни, к сожалению, часто приземляют чужие стихи,
которые без их музыки и интереснее, и объемнее. В
соединении же с примитивной мелодией они
уничтожаются. Вот вам пример – стихи Арсения
Тарковского “Только этого мало”, озвученные
Софией Ротару. С моей точки зрения, стихи эти
оказались абсолютно уничтоженными.
С другой стороны, музыка сокращает расстояние
от стихов до сознания зрителей. Это все равно что
просто прочитать пьесу или увидеть ее на сцене.
То же самое и в песне.
Даже сегодня, когда так трудно с гастролями, я
очень много езжу по стране. Только что вернулась
с Дальнего Востока... Зритель – это последнее
звено, замыкающее круг “поэт – музыкант –
исполнитель – зритель”. Все лучшее, что может
быть в зрителе – его дыхание, его настроение, его
фантазия, его благородство, – вплетается в ткань
песни. Ведь песня – живое существо, абсолютно
оживающее в зрительном зале. И невозможно
представить себе, что я точно так же, например,
смогу спеть свой концерт в пустом зале. И на
репетиции я ведь тоже один человек, а на
спектакле – другой. Это значит, что влияние
зрительного зала огромно. Ведь концерт – это
наше свидание с ним. И очень часто зритель
превышает мои ожидания, когда он вдруг
оказывается необычайно талантливым и его
энергия и фантазия дают вспышки моей энергии и
фантазии.
В самом начале своего пути, в первой половине
70-х, у меня была ориентация лишь на молодежь моего
возраста. Я считалась молодежной певицей, да и
сама думала, что зрелым людям меня не понять.
Проходило время, менялось само студенчество,
которое к 80-м стало абсолютно другим, а сейчас, к
концу 90-х, имеет в большинстве своем попсовое
мышление. Хотя молодые и сейчас приходят на мои
концерты и многие являются их постоянными
слушателями.
Вообще для меня идеальный зритель тот, кто
прекрасно меня понимает, – понимает, что, почему
и как я пою, который в состоянии мне сам что-то
подсказать. Во всяком случае, я знаю определенно:
трудно в моем зале находиться человеку с грубым
сознанием. Но бывают, например, люди, которые
могут и не понимать смысла, но способны кожей
чувствовать мою интонацию. Приходят на концерты
и дети, которые слушают меня с огромным
вниманием.
Многие считают мои песни печальными и
спрашивают, насколько в них отразилось мое
понимание собственной жизни. Вот если бы была
возможность прожить две жизни и сравнить эту мою
жизнь с какой-то другой, то я более четко могла бы
понять, какая она была на самом деле, моя жизнь.
Дело еще и в том, что только по прошествии
какого-то времени более точно осознаешь и
понимаешь, каким ты был. Вот сейчас я могу сказать
о своем детстве и юности более четко в отличие от
последнего периода, который мне достаточно
трудно и анализировать, и понимать. Все видится
на расстоянии. Знаю, что в детстве я очень многие
вещи воспринимала в сумеречном свете, много
грустила, плакала. В детстве у всех нас мало
юмора. А сейчас палитра моего взгляда на жизнь
изменилась. Я научилась каким-то новым вещам –
например, видеть себя со стороны, что очень
полезно, потому что многие кажущиеся тебе драмы
на самом деле не драмы, а так, неприятности, и
вообще все относительно.
Но самое главное, как я предполагаю, через
какое-то время я пойму о себе одну важную вещь:
что все-таки я была во многие моменты жизни очень
счастлива и эти моменты принадлежали именно
сцене. Да, были мгновения, когда я чувствовала,
что лечу над залом... У поэтов и музыкантов (я ведь
среди них) есть эта возможность полета. Почему я и
считаю, что в здоровом обществе каждый человек
должен петь. Чтобы ощутить радость парения. И
именно потому должно существовать огромное
количество самодеятельных хоров. А наши люди
сегодня перестали петь! Нет, не обязательно для
того, чтобы тебя все слышали. Но петь – надо. Это
свойственно человеку. Это его поднимает, это дает
ему совершенно особое ощущение действительного
счастья.
Еще хочу сказать вот о чем. Это очень важно,
какие песни слушают люди. Я убеждена: от того,
какие песни слушает каждый, принимая их душой и
сердцем, очень зависит его жизнь на земле.
Монолог записала
Ольга ИГНАТЮК
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|