Топлёный снег
1953 год. Это время называлось “после
войны”
Отец был прав, когда сказал мне раздраженно:
“Ты рвалась из Донбасса в Москву”. Я именно
рвалась, он точно нашел слово.
Не я одна рвалась, мы все рвались. Десяток
молодых учителей и человека три постарше – из
них двое, муж и жена, знаменитые Нобели, блистали
потом в Москве, – кто из нас хотел остаться
навсегда здесь, в поселке, где черный снег зимой и
черная пыль летом, где липкая, как клейстер, грязь
весной, где по воскресеньям страшновато выходить
из дома.
Все мы с чувством пели печальную песенку на мои
слова и на мотив “Кирпичиков”, сочиненную еще в
сентябре: “И не знали мы и не ведали, что в такой
попадем мы Париж, эх, Ханжоновка, туча черная, ты
зачем сине небо коптишь?”
Коксохимический завод, железнодорожная
станция и окрестные рудники – эти владения
легендарного капиталиста, названные в его честь,
прельщали нас гораздо меньше, чем Москва, где он
же выстроил когда-то свою “фабрику грез”.
И тем не менее совсем не случайно я сочиняла
свою песню в сентябре. Ибо в январе я бы ее не
сочинила и не спрашивала бы, зачем коптит небо
поселок Ханжонково. К тому времени я уже не
только знала, что коптит не напрасно, я знала, что
не напрасно попала сюда.
Помню очень отчетливо: в сером ватнике, в
больших хозяйских валенках я иду по дорожке к
дому, прижимая к себе тазик со снегом. Здесь все
так делают – снег надо растопить, и будет мягкая
вода, ею хорошо стирать, мыть голову. Руки у меня
красные, заледеневшие – замерзли, пока
утрамбовывала снег, а перед этим еще снимала с
него черный верхний слой. Увидали бы меня
знакомые москвичи в этом пролетарском антураже,
наверно, ужаснулись бы, пожалели, думаю я и
улыбаюсь – как ни странно, это мне их жалко. Я-то
вернусь в Москву и вновь буду ходить по театрам и
музеям, а они ведь никогда не побывают тут, в гуще
жизни народной, выражаясь высоким слогом.
В гуще жизни народной я оказалась не по своей
воле. Собиралась в аспирантуру, но узнала, что с
моей фамилией мне светит только сельская школа
или рабочий поселок. И тут я выбрала сама.
Романтично. По стопам отца. (Отец автора,
знаменитый писатель Василий Гроссман, начинал
свой творческий путь в Домбассе. – Ред.) Узнав,
что мне не предлагают город, я сказала твердо:
поеду в Донбасс.
Затем твердость мне изменила, чему
свидетельство песня на мотив “Кирпичиков” и мои
жалобные письма отцу.
Отец меня стыдил, а я мало-помалу втягивалась.
Было интересно, у меня многое получалось. И
словесные игры, и стенгазета, и бои за тишину в
классе. В процессе этих битв с нехудшей публикой
– способными и беспокойными – у меня сам собой
образовался переводческий кружок. “Что ты
вертишься? Закончил? Тогда новое задание. Открой
учебник в конце. Да, вот тут, где слоненок и
крокодил. Переведи эту сказку и после уроков
покажешь мне. И ты закончил? Тоже переводи”.
Спасибо учителям, это они мне посоветовали
занимать чем-нибудь способных непосед. А я уж
выбрала то, чем сама увлекалась. Кружок наш
проработал до самых каникул.
Это было то, что я им привезла. Получила же, я
думаю, гораздо больше.
Учительницы литературы жаловались: в классе
страшно приближаться к теме “Взяточники в
царской России”. Ребята сразу поднимают крик: “А
у нас? Вот мать вчера ходила, так она ему
понесла...”
Мы в больших городах ни о чем подобном не знали.
То ли наши родители-интеллигенты тогда еще
стеснялись давать взятки, то ли опасались нам об
этом говорить.
Но поселок есть поселок, да к тому же шахтерский
поселок, здесь больше знают, меньше боятся. И
взрослые, и дети. В день смерти Сталина ученик
сказал: “Сталин сдох? Ну и что такого?” А вечером
немолодой шахтер ходил по улицам выпивши и
выкрикивал малоприличными словами все то
нехорошее, что он думал о товарище Сталине. Его
забрала милиция и продержала сутки. Все это я,
конечно, узнала в учительской.
Гастроном. В кассу две очереди – длинная и
короткая. Длинная – для женщин, короткая – для
мужчин. Я стою в длинной очереди, и вдруг ко мне
подбегают ученики: “Екатерина Васильевна, что
вам выбить? Масло, а еще что?” Здесь так принято –
местный обычай. Шахтер с бабами в очереди не
стоит. Но зато в мужской очереди стоят все
мужчины, всех возрастов, включая мальчиков. И
давно уже так повелось, что, увидев в очереди
учительницу, ученики бегут к ней: “Что вам
выбить?”
Среди моих учеников превалируют Викторы.
Предвоенная страна ждала войны и победы. Может
быть, я фантазирую, но ведь действительно я нигде
больше не встречала такой концентрации Викторов.
Я написала об имени и напоследок хочу записать
милую историю о кличке. В школу приходит
возбужденная мама одного из наших отпетых. “Их
там целая банда! – кричит она. – И этот, и этот, и
мой... И еще какой-то Ваня Курский”. Учителя
смеются. Ее чадо и есть Ваня Курский. Обаятельный
герой Алейникова очень популярен в Донбассе.
Если уж не в каждой школе, то в каждом поселке
найдется хоть один как минимум свой Ваня Курский.
Сейчас уже и искусствоведы признают, что был у
нас актер удивительной милоты и таланта, никогда
не игравший главных ролей. А Донбасс признал его
еще тогда – Ваню Курского из “Большой жизни”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|