Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/1999

Архив
Елена УДОВЕНКО,
учитель ручного труда образовательного центра “Азъ”

Мое дело нехитрое – гладить лоскуты да подливать клей

 

А можно отпороть?

За две недели до 8 Марта я раздала своим третьеклассникам одинакового размера (30 х 40) голубые, желтые, розовые кусочки ситца. На учительский же стол поставила коробку разноцветных лоскутов. Сотворить предстояло букет для мартовского подарка.

Самые осторожные просто вырезали набивные цветочки и приклеивали их рядышком. Смелые же создавали авангардные конструкции.

В конце урока получилось 24 шедевра, которые мне по общему уговору предстояло с помощью швейной машинки скрепить между собой и приладить широкую кайму-рамку из ситца.

И вот коллективный подарок готов. Все были согласны посвятить его сразу всем мамам и бабушкам (нашего класса, конечно, – не удержались и уточнили некоторые), а свою часть общей работы – только своей маме.

Дело происходило в прошлом году, и, несмотря на то, что дарение “всем мамам и бабушкам” удалось в лучшем виде, еще несколько дней после праздника мне приходилось нет-нет да и отвечать на самый животрепещущий вопрос наших уроков труда: а можно когда-нибудь отпороть и забрать домой?..

 

Ненаглядные результаты

Обычно с тем, что сделано своими руками, детям трудно расстаться даже на короткий срок. На время школьной выставки. Нехотя прощаясь со своими милыми сердцу уродцами, они не раз уточнят сроки, когда можно будет забрать домой, как будто речь идет о забирании из больницы. Поэтому все, что касается подарков, я стараюсь обговаривать с детьми заранее, чтобы для них не было неприятных неожиданностей.

Начинаем мы профилактику собственничества с коллективного изготовления подарка школе. Попытки соединить индивидуальные работы в одну общую я устраиваю уже с первого класса. К третьему у учеников появляется уже солидный опыт бескорыстного творчества. Своеобразной закалкой альтруизма явилось изготовление больших новогодних панно в технике аппликации из ткани.

 

Храм и кирха

В начале декабря я принесла в третий класс на урок два больших полотна (2,5 х 1,0 м) – светлый и темный. Ученики, поделившись на две команды, приступили к работе.

Каждый выбирал себе место и ставил свой дом. Кто-то начал с забора: сразу видно – хозяин!

У Юли на крыше дома поселились сразу шесть черных кошек с зелеными глазами из бисера.

– Елена Владимировна, помогите мне с глазками.
– Сейчас, возьму иголочку и помогу.

Посреди городков, не сговариваясь, поставили церковь. У одной команды получился православный храм, у другой – лютеранская кирха.

Все время рождались новые идеи. Например, зеленая елочка требовала то блесток, то бисера, то бантиков из атласа. В другой команде обнаружилось, что ночью не только месяц сияет, но и ангел с песней пролетает.

Не обошлось без конфликтов: сосед “залез на мою территорию”. Но было и строительство одного дома на двоих!

Мое же дело – гладить лоскуты, отрезать поровнее, если просят. Да подливать клей – его надо много.

Кусочки золотой и серебряной парчи, атласа лучше укреплять флизелином. Мешковину, ситец и бижутерию лучше приклеивать ПВА. В результате ни девочек, ни мальчиков от всего этого не оторвать...

 

Молоденькие мамы и бабушки

С четвероклассниками у меня была следующая история с подарками на 8 Марта. Все принесли мамину фотографию, которую у папы попросили тайком от мамы. Мы договорились приносить фотографии детские или такие, где мамы и бабушки совсем-совсем молоденькие.
За два урока труда эти фотографии обрели достойное обрамление. Рамки мы делали из картона и обтягивали красивым материалом.

На листе картона обвели фото. “Окошко” уменьшили на 0,5 см, чтобы портрет не вываливался. Поля рамки – кому как захочется: широкие или узкие, с закругленными краями или вообще овальные. Чтобы рамочка была выпуклой и приятно-мягкой, на картон приклеили один слой синтепона. Потом обтянули тканью.

Но это еще не все. Рамочку дети украсили тесьмой, кружевами, красивыми пуговицами, бусинами и даже (о, ужас!) бантиками и сердечками. Не бойтесь кича! Он как этап необходим для воспитания вкуса.

Девочки по желанию вышивали гладью узор на такой рамке. А на обратной стороне мы приклеили лист картона с прорезью, чтобы вставлять и вынимать фотографии.

По отзывам родителей, многие мальчики и девочки продолжают дома мастерить рамки. Так что оформленными оказались даже портреты и не очень близких родственников.

 

Соленый подарок

Занимаясь подарками для других, мы не забываем и о себе. На один из уроков с четвероклассниками я принесла фотоаппарат. Предложила сняться на память и сделать рамку для своей фотографии из соленого теста.

Кто фотографировался в полный рост. Кто требовал “одну голову”. Кто с другом в обнимку. А кто тщеславно позировал на фоне своей предыдущей работы.

Затем лепили рамочку. Она могла быть плетеной, как косичка, или украшена розами, или переплетенными змеями (именно ими!). Пригодились прекрасные пособия по работе с соленым тестом, в которых каждый ученик находил подсказку по своему вкусу.

Изделия из соленого теста, особенно с сильно выступающими или тонкими деталями, требуют немедленной просушки. Для этого мы приспособили листовой пластиковый обогреватель, застелив его листом фольги. К вечеру все розочки, заячьи ушки, змеиные хвостики и длиннющие носики карликов благополучно просохли без всякой деформации.

 

Диковинный сувенир

С не меньшим энтузиазмом дети готовили в этом году еще один подарочек – коробочку с сюрпризом. Помните, в “Бриллиантовой руке”? Семен Семенович из круиза привез коробочку. Ее открываешь, а оттуда выпрыгивает...

Наша коробочка гораздо меньше: 4 х 4 х 4 см. Зато она целиком из бумаги. Даже пружинка! И все разноцветное! Открываешь бумажный замочек маленькой коробочки, украшенной блестками, поднимаешь крышечку – и выпрыгивает бумажная гирлянда-пружинка. А на ней – или рожица с языком, или букетик, или фига (но это всеми было признано невоспитанностью!), или просто приятное инопланетное личико!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru