Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/1999

Архив

Да здравствует школьная команда! В ней играют учителя, а выигрывают дети

Одна учительница как-то сказала, что каждое утро летит в школу, словно на крыльях, не только потому, что ей нравится работать с детьми, но потому, что хотела бы поскорее увидеть родные лица своих коллег. “У нас такая замечательная школьная команда!” – объяснила она. В самом деле, чтобы сделать нечто серьезное, начать новый проект или воплотить в жизнь мечту, необходима команда. В одиночку вряд ли получится. Школьная команда – это группа педагогов или управленцев (иногда к ним могут присоединиться и школьники), которые объединены общими представлениями о смысле своей работы и ее целях.

Мы разговариваем об этом с научным сотрудником НПО “Школа самоопределения” Марком Евгеньевичем Кукушкиным.

Марк Кукушкин. Искусство объединения людей в команду состоит как раз в том, чтобы договориться друг с другом, при всей непохожести и уникальности ее участников. То есть школьной командой надо еще стать. Как правило, люди объединяются в ходе специальной работы, притирки друг к другу, когда появляется общая цель или сильный, уважаемый всеми лидер, он же автор идеи или концепции.

Елена Хилтунен. Мне это понятно. В начале девяностых я насмотрелась западных свободных школ и увлеклась идеей самостоятельного развития человека. Мне понравилось, что детям позволяют учиться по их собственным программам. А педагоги не учат, а создают специальные условия для такой свободной работы. Я стала мечтать о создании школы саморазвития детей у нас в России. В те годы поговаривали о школьных свободах, но на практике это никому не удавалось осуществить. Никто не решался посягнуть на веками существовавшую классно-урочную систему. Оказалось, мне не так-то просто найти единомышленников. Кроме того, большинство из тех, кто получил профессию учителя, хотел именно учить и мало верил в то, что дети могут всему научиться самостоятельно. Думаю, что трое-четверо отважных, кто согласился тогда быть в моей команде, решились на это лишь потому, что их привлекли мои вдохновенные речи и рассказы о западном опыте, а в саму идею свободного обучения они не очень-то верили.

М.К. Возможно. Но бывает, люди становятся единомышленниками вовсе не под влиянием вдохновенных рассуждений, а из-за недовольства тем, что имеют. Например, они отвергают консерватизм школьной системы, пытаясь идти в ногу со временем, и говорят: “Мы не хотим жить так, как раньше. Нам необходима новая идея, и мы ее найдем”. То есть притяжение начинается с отталкивания существующего. Примерно так начинались многие инновационные школы. На волне перемен появились, например, группы сторонников развивающего обучения или учителя – последователи Занкова.

Е.Х. Но, вероятно, есть еще и третий сценарий рождения команды. Он выстраивается из смутно угадываемого контура того, что живет пока лишь в мечтах учителей о том, какой им видится хорошая школа в будущем. Например, свободную учебную работу детей невозможно организовать без особенной развивающей среды. О ней-то мы и мечтали, когда создавалась наша команда. А потом стали ее придумывать – создали целую коллекцию дидактических материалов, которые, как нам казалось, могли в какой-то степени заменить объяснения учителя.

М.К. Есть даже такое английское слово vision – видение. И это ничуть не хуже, чем в случае, когда обсуждается какая-то теоретическая концепция. Для людей важно говорить о будущем. Именно с этого умения видеть будущее рождаются многие школьные команды.

Е.Х. Одна вальдорфская учительница рассказывала, что сначала они с подругой даже слова “Вальдорф” не слышали, просто учились в педагогическом институте и мечтали, какой будет школа, в которой они хотели бы работать. А потом однажды в журнале прочитали про организацию в России первых вальдорфских школ и поняли: это же и есть наша мечта! Быстро собрались и поехали в другой город на учебный семинар по педагогике Р.Штайнера. Потом приехали с семинара, и оказалось, что мечты могут так и остаться мечтами.

Выходит, возвращается в школу с учебного семинара вдохновленный новыми идеями учитель, и, прежде чем воплощать свои новые идеи в практике, он должен как-то сколотить команду единомышленников. В одиночку ничего не выйдет?

М.К. Отчего же? Можно работать по очень многим технологиям и в одиночку. Вспомните наших педагогов-новаторов семидесятых – восьмидесятых годов. Они действительно в одиночку сделали революцию в предмете. Но вот, например, развивающее обучение, действующее в целой школе, уже невозможно осуществить без команды. Просто в какой-то момент становится понятно, что образ жизни ребенка должен быть адекватен именно этой технологии. Тогда рамки развивающего обучения раздвигаются. Ведь если все предметы преподаются в разных логиках, то у ребенка неизбежно возникает внутренний конфликт. Вот почему с педагогической точки зрения нельзя соединять вместе несколько разных технологий. Немыслимо, чтобы ребенок переходил с урока, который дает учитель – последователь идей Л.Толстого, на урок к учителю, преподающему в системе Давыдова – Эльконина. Если в одной школе работают учителя разных педагогических направлений, то лучше всего и детей распределить соответствующим образом. Тогда в школе формируется не одна, а несколько команд.

Е.Х. Вы имеете в виду школу Александра Наумовича Тубельского?

М.К. Как один из вариантов. Заметьте, вы вспомнили эту школу не по номеру, а по имени директора. Часто говорят еще: школа Ямбурга или школа Фрумина. Это означает, что лидером там является директор и генеральной становится именно его идея, вокруг которой все вертится. Например, у А.Тубельского это идея самоопределения. Сначала там образовалось ядро вокруг Александра Наумовича. Кстати, в это ядро входили не только учителя, но и ученики. С них начинались все перемены в школе. Но в какой-то момент выделились отдельные группы людей, особенные идеи и проектные направления. Вместо одного лидера появилось несколько. Все это продолжало жить вокруг понятия самоопределения, но каждая команда работала на свое содержание и своими педагогическими средствами. Некоторые из лидеров нынешних школьных команд пришли, имея только идею и желание воплотить ее в жизнь. Например, Ольга Леонтьева появилась в школе А.Тубельского с идеей парка открытых студий. Ее команда складывалась сложно. Было затрачено множество личных усилий автора проекта. И не меньшую роль в данном случае сыграл генеральный директор “Школы самоопределения”.

Е.Х. Мне это знакомо. Когда педагоги одержимы какой-то идеей, которая, возможно, сначала выглядит фантастично, найти директора школы, который согласился бы на эксперимент, всегда бывает трудно.

М.К. Понятно, что тут вступают в силу не только административные вещи. Директору важна не только совместимость с предлагаемой идеей, но и совместимость с личностью лидера команды. Часто возникает ревность, поскольку лидер собирает вокруг себя наиболее ярких педагогов и становится по авторитету (вот именно по авторитету, а не по власти) весомее, чем директор. Чем ярче личность, тем труднее с ней ужиться. Слаженность отношений в команде зависит от общего принятия стиля работы лидера. Важно абсолютно все, каждая деталь. Например, какие словечки ты вставляешь, как ты кофе пьешь. Потому что команда – это люди, живущие вместе, фактически как семья. Любая мелочь может раздражать и радовать. Профессиональные интересы всегда дополняются негласными правилами совместной игры. Не просто отношениями, а именно правилами поведения в команде.

Если не директор лидер школьной команды, то, безусловно, очень важно, чтобы он готов был воспринять и содержательную идею команды, и людей, которые ее принесли в школу. Команде приходится выстраивать особые отношения с директором. На этом, бывает, многие ломаются.

Разумно поступили как-то организаторы одного из семинаров Института “Открытое общество”. Речь идет о семинаре гуманитариев из Сибири. Было понятно, что если собрать только педагогов-практиков, пригласить их в богатую учебную среду, где лучшие профессора им обо всем расскажут и всему научат, то, вернувшись в свою сибирскую школу, они вернее всего окажутся в трагическом одиночестве. Чтобы этого не произошло, на семинар были приглашены из разных школ своеобразные команды, включающие и администрацию школы, и учителей. То есть получалось, что они все готовились к воплощению нового содержания образования. При этом управленец был не лидером, но становился гарантом того, что эксперимент состоится.

Е.Х. Мы все говорим о том, как бывает взрослым людям, педагогам или управленцам, трудно осуществить свои профессиональные планы. Но ведь любая педагогическая команда создается прежде всего для того, чтобы придумать и сделать нечто важное для детей. Чтобы им было хорошо жить. Так? А не ради самореализации?

М.К. Разумеется, смысл создания школьной команды в том, чтобы изменить качество жизни ребенка. Я знаю людей, которые объединяются, осознавая свою миссию перед детьми. Говорю о Московском центре социально-психологической адаптации детей и подростков “Генезис”. Его команда собралась вместе, чтобы дать школьникам простые способы и технологии общения, которые были бы предельно гуманны и конструктивны по своей сути. Случается, что реальная жизнь ребенка здесь и теперь важнее любой концепции, ради качества этой жизни и создается новая школьная практика. Ради нее можно и отказаться от каких-то теоретических построений.

Е.Х. И еще, я думаю, команда нужна хотя бы затем, чтобы можно было собираться и обсуждать свою работу.

М.К. Вот именно. Современному учителю катастрофически не хватает доброжелательного обсуждения собственного педагогического опыта. Я могу попадать на семинары, где меня учат, натаскивают и заставляют, но очень мало в моей жизни доброжелательных ситуаций, где получу поддержку на уровне “я делаю это так”, где я могу что-то рассказать, и это будет заведомо интересно другим, где ко мне будут относиться по-дружески. Команда – это своеобразное зеркало для каждого ее участника – можно смотреть на себя со стороны и получать обратную связь.

Е.Х. На что должны ориентироваться учителя: на передовые идеи, уже существующие в образовании, на то, что пока не имело воплощений, или на то, что родилось здесь, в родной школе, из насущной необходимости?

М.К. На мой взгляд, интереснее всего воплощать в жизнь то, чего еще никогда не было. Даже если это непопулярные идеи. Тогда школьную команду можно назвать в полном смысле этого слова поисковой, самообучающейся и саморазвивающейся. И главным механизмом ее деятельности станет отслеживание того, что получается и не получается. Результаты могут войти в историю нашей педагогики, потому что хорошая команда всегда уникальна, смела и изобретательна. В этом и есть главный смысл ее организации.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru