Да здравствует школьная команда! В ней играют
учителя, а выигрывают дети
Одна учительница как-то сказала, что каждое
утро летит в школу, словно на крыльях, не только
потому, что ей нравится работать с детьми, но
потому, что хотела бы поскорее увидеть родные
лица своих коллег. “У нас такая замечательная
школьная команда!” – объяснила она. В самом деле,
чтобы сделать нечто серьезное, начать новый
проект или воплотить в жизнь мечту, необходима
команда. В одиночку вряд ли получится. Школьная
команда – это группа педагогов или управленцев
(иногда к ним могут присоединиться и школьники),
которые объединены общими представлениями о
смысле своей работы и ее целях.
Мы разговариваем об этом с научным сотрудником
НПО “Школа самоопределения” Марком
Евгеньевичем Кукушкиным.
Марк Кукушкин. Искусство объединения
людей в команду состоит как раз в том, чтобы
договориться друг с другом, при всей непохожести
и уникальности ее участников. То есть школьной
командой надо еще стать. Как правило, люди
объединяются в ходе специальной работы, притирки
друг к другу, когда появляется общая цель или
сильный, уважаемый всеми лидер, он же автор идеи
или концепции.
Елена Хилтунен. Мне это понятно. В
начале девяностых я насмотрелась западных
свободных школ и увлеклась идеей
самостоятельного развития человека. Мне
понравилось, что детям позволяют учиться по их
собственным программам. А педагоги не учат, а
создают специальные условия для такой свободной
работы. Я стала мечтать о создании школы
саморазвития детей у нас в России. В те годы
поговаривали о школьных свободах, но на практике
это никому не удавалось осуществить. Никто не
решался посягнуть на веками существовавшую
классно-урочную систему. Оказалось, мне не так-то
просто найти единомышленников. Кроме того,
большинство из тех, кто получил профессию
учителя, хотел именно учить и мало верил в то, что
дети могут всему научиться самостоятельно.
Думаю, что трое-четверо отважных, кто согласился
тогда быть в моей команде, решились на это лишь
потому, что их привлекли мои вдохновенные речи и
рассказы о западном опыте, а в саму идею
свободного обучения они не очень-то верили.
М.К. Возможно. Но бывает, люди
становятся единомышленниками вовсе не под
влиянием вдохновенных рассуждений, а из-за
недовольства тем, что имеют. Например, они
отвергают консерватизм школьной системы,
пытаясь идти в ногу со временем, и говорят: “Мы не
хотим жить так, как раньше. Нам необходима новая
идея, и мы ее найдем”. То есть притяжение
начинается с отталкивания существующего.
Примерно так начинались многие инновационные
школы. На волне перемен появились, например,
группы сторонников развивающего обучения или
учителя – последователи Занкова.
Е.Х. Но, вероятно, есть еще и третий
сценарий рождения команды. Он выстраивается из
смутно угадываемого контура того, что живет пока
лишь в мечтах учителей о том, какой им видится
хорошая школа в будущем. Например, свободную
учебную работу детей невозможно организовать
без особенной развивающей среды. О ней-то мы и
мечтали, когда создавалась наша команда. А потом
стали ее придумывать – создали целую коллекцию
дидактических материалов, которые, как нам
казалось, могли в какой-то степени заменить
объяснения учителя.
М.К. Есть даже такое английское слово
vision – видение. И это ничуть не хуже, чем в случае,
когда обсуждается какая-то теоретическая
концепция. Для людей важно говорить о будущем.
Именно с этого умения видеть будущее рождаются
многие школьные команды.
Е.Х. Одна вальдорфская учительница
рассказывала, что сначала они с подругой даже
слова “Вальдорф” не слышали, просто учились в
педагогическом институте и мечтали, какой будет
школа, в которой они хотели бы работать. А потом
однажды в журнале прочитали про организацию в
России первых вальдорфских школ и поняли: это же
и есть наша мечта! Быстро собрались и поехали в
другой город на учебный семинар по педагогике
Р.Штайнера. Потом приехали с семинара, и
оказалось, что мечты могут так и остаться
мечтами.
Выходит, возвращается в школу с учебного
семинара вдохновленный новыми идеями учитель, и,
прежде чем воплощать свои новые идеи в практике,
он должен как-то сколотить команду
единомышленников. В одиночку ничего не выйдет?
М.К. Отчего же? Можно работать по очень
многим технологиям и в одиночку. Вспомните наших
педагогов-новаторов семидесятых –
восьмидесятых годов. Они действительно в
одиночку сделали революцию в предмете. Но вот,
например, развивающее обучение, действующее в
целой школе, уже невозможно осуществить без
команды. Просто в какой-то момент становится
понятно, что образ жизни ребенка должен быть
адекватен именно этой технологии. Тогда рамки
развивающего обучения раздвигаются. Ведь если
все предметы преподаются в разных логиках, то у
ребенка неизбежно возникает внутренний
конфликт. Вот почему с педагогической точки
зрения нельзя соединять вместе несколько разных
технологий. Немыслимо, чтобы ребенок переходил с
урока, который дает учитель – последователь идей
Л.Толстого, на урок к учителю, преподающему в
системе Давыдова – Эльконина. Если в одной школе
работают учителя разных педагогических
направлений, то лучше всего и детей распределить
соответствующим образом. Тогда в школе
формируется не одна, а несколько команд.
Е.Х. Вы имеете в виду школу Александра
Наумовича Тубельского?
М.К. Как один из вариантов. Заметьте, вы
вспомнили эту школу не по номеру, а по имени
директора. Часто говорят еще: школа Ямбурга или
школа Фрумина. Это означает, что лидером там
является директор и генеральной становится
именно его идея, вокруг которой все вертится.
Например, у А.Тубельского это идея
самоопределения. Сначала там образовалось ядро
вокруг Александра Наумовича. Кстати, в это ядро
входили не только учителя, но и ученики. С них
начинались все перемены в школе. Но в какой-то
момент выделились отдельные группы людей,
особенные идеи и проектные направления. Вместо
одного лидера появилось несколько. Все это
продолжало жить вокруг понятия самоопределения,
но каждая команда работала на свое содержание и
своими педагогическими средствами. Некоторые из
лидеров нынешних школьных команд пришли, имея
только идею и желание воплотить ее в жизнь.
Например, Ольга Леонтьева появилась в школе
А.Тубельского с идеей парка открытых студий. Ее
команда складывалась сложно. Было затрачено
множество личных усилий автора проекта. И не
меньшую роль в данном случае сыграл генеральный
директор “Школы самоопределения”.
Е.Х. Мне это знакомо. Когда педагоги
одержимы какой-то идеей, которая, возможно,
сначала выглядит фантастично, найти директора
школы, который согласился бы на эксперимент,
всегда бывает трудно.
М.К. Понятно, что тут вступают в силу не
только административные вещи. Директору важна не
только совместимость с предлагаемой идеей, но и
совместимость с личностью лидера команды. Часто
возникает ревность, поскольку лидер собирает
вокруг себя наиболее ярких педагогов и
становится по авторитету (вот именно по
авторитету, а не по власти) весомее, чем директор.
Чем ярче личность, тем труднее с ней ужиться.
Слаженность отношений в команде зависит от
общего принятия стиля работы лидера. Важно
абсолютно все, каждая деталь. Например, какие
словечки ты вставляешь, как ты кофе пьешь. Потому
что команда – это люди, живущие вместе,
фактически как семья. Любая мелочь может
раздражать и радовать. Профессиональные
интересы всегда дополняются негласными
правилами совместной игры. Не просто
отношениями, а именно правилами поведения в
команде.
Если не директор лидер школьной команды, то,
безусловно, очень важно, чтобы он готов был
воспринять и содержательную идею команды, и
людей, которые ее принесли в школу. Команде
приходится выстраивать особые отношения с
директором. На этом, бывает, многие ломаются.
Разумно поступили как-то организаторы одного
из семинаров Института “Открытое общество”.
Речь идет о семинаре гуманитариев из Сибири. Было
понятно, что если собрать только
педагогов-практиков, пригласить их в богатую
учебную среду, где лучшие профессора им обо всем
расскажут и всему научат, то, вернувшись в свою
сибирскую школу, они вернее всего окажутся в
трагическом одиночестве. Чтобы этого не
произошло, на семинар были приглашены из разных
школ своеобразные команды, включающие и
администрацию школы, и учителей. То есть
получалось, что они все готовились к воплощению
нового содержания образования. При этом
управленец был не лидером, но становился
гарантом того, что эксперимент состоится.
Е.Х. Мы все говорим о том, как бывает
взрослым людям, педагогам или управленцам,
трудно осуществить свои профессиональные планы.
Но ведь любая педагогическая команда создается
прежде всего для того, чтобы придумать и сделать
нечто важное для детей. Чтобы им было хорошо жить.
Так? А не ради самореализации?
М.К. Разумеется, смысл создания
школьной команды в том, чтобы изменить качество
жизни ребенка. Я знаю людей, которые
объединяются, осознавая свою миссию перед
детьми. Говорю о Московском центре
социально-психологической адаптации детей и
подростков “Генезис”. Его команда собралась
вместе, чтобы дать школьникам простые способы и
технологии общения, которые были бы предельно
гуманны и конструктивны по своей сути. Случается,
что реальная жизнь ребенка здесь и теперь важнее
любой концепции, ради качества этой жизни и
создается новая школьная практика. Ради нее
можно и отказаться от каких-то теоретических
построений.
Е.Х. И еще, я думаю, команда нужна хотя
бы затем, чтобы можно было собираться и обсуждать
свою работу.
М.К. Вот именно. Современному учителю
катастрофически не хватает доброжелательного
обсуждения собственного педагогического опыта.
Я могу попадать на семинары, где меня учат,
натаскивают и заставляют, но очень мало в моей
жизни доброжелательных ситуаций, где получу
поддержку на уровне “я делаю это так”, где я могу
что-то рассказать, и это будет заведомо интересно
другим, где ко мне будут относиться по-дружески.
Команда – это своеобразное зеркало для каждого
ее участника – можно смотреть на себя со стороны
и получать обратную связь.
Е.Х. На что должны ориентироваться
учителя: на передовые идеи, уже существующие в
образовании, на то, что пока не имело воплощений,
или на то, что родилось здесь, в родной школе, из
насущной необходимости?
М.К. На мой взгляд, интереснее всего
воплощать в жизнь то, чего еще никогда не было.
Даже если это непопулярные идеи. Тогда школьную
команду можно назвать в полном смысле этого
слова поисковой, самообучающейся и
саморазвивающейся. И главным механизмом ее
деятельности станет отслеживание того, что
получается и не получается. Результаты могут
войти в историю нашей педагогики, потому что
хорошая команда всегда уникальна, смела и
изобретательна. В этом и есть главный смысл ее
организации.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|