Мы – учительские дети. Из маминой школы
Милые, мы скоро приплывем к вам под окна.
Посмотрите, какие сугробы. Если они начнут таять
без предупреждения, половодье бросит нас под
ваши окна. А потому мы готовим резиновые сапоги,
надувные лодки, баркасы, плоты, щенков-водолазов,
мореходные карты, калоши и непромокаемые мешки. В
мешки мы будем складывать стихи и прозу,
посвященную вам, милые, а также зайцев, которые
будут нам попадаться. Вы потом разберетесь, где
зайцы, а где стихи. И тех и других надо сушить
феном. Прозу разложите на батарее центрального
отопления, она неприхотлива...
Так вот представьте: утро, вы смотрите в
большие и маленькие окна, весенний ветер щекочет
вам уши и нос, и вдруг вы видите на горизонте
парусник, яхту, фрегат, канонерку, байдарку, плот
из базальта, камеру от “МАЗа”, авианесущий
крейсер. Или просто идет человек в болотных
сапогах. Фиалки несет или мимозы.
В общем, что-то замечательное несет человек.
Встречайте его на пороге, то есть на берегу.
Осторожно, не помните цветы... А где-то
открываются солнцу неизвестные науке мартовские
острова.
А моя мама в школе работает!
Дети учителей – особенные. Хотя школы в России
не приватизируются, но каждый учительский
ребенок говорит:
– В маминой школе сегодня педсовет.
Или:
– В маминой школе строгий директор.
Если мама работает учительницей, то школа –
мамина.
А чья же еще?
Как мама ведет уроки и даже один раз ей пришлось
выгнать ученика из класса
...Я иду в школу учиться, мама идет – работать.
Возвращаемся вместе и садимся за уроки. Я – за
свои, мама – за свои. Мне надо сделать алгебру,
русский и географию. Маме – проверить тетради 5 и
7 классов, и еще у нее три подготовки. Подготовки
– это такие рассказы про то, каким будет урок.
Мама сначала придумает, каким будет урок, потом
немного почитает разные книжки, а потом пишет про
это рассказ. Когда идет урок, мама иногда смотрит
к себе в тетрадку, а иногда и не смотрит – так все
помнит. Мама способная: если дома написала все в
тетрадку, то и запомнила. А ученики не такие
способные, иногда маме приходится несколько раз
повторять, и она даже иногда сердится, особенно
когда материал сложный, потому что ученики не
всегда внимательны.
Материал – это то, про что урок. Материал бывает
новый и пройденный. Новый надо объяснять, и это
иногда бывает очень тяжело для мамы. Хотя,
конечно, для нее этот материал совсем не новый –
она ведь и в институте училась, да и так очень
много чего знает. Но когда идет урок, надо сделать
вид, что не просто рассказываешь давно тебе
известное, а сделать так, чтобы ученики тебя обо
всем сами спросили и сами до всего догадались.
Хотя, конечно, было бы намного проще все взять и
рассказать. Но мама так никогда не делает и все
время говорит классу:
– Вы должны думать.
А многие думать не хотят, это я сразу заметил.
Зато когда этот материал становится
пройденным, то тут уже несладко приходится
ученикам. Мама их спрашивает, а они должны четко и
ясно все ответить. Почти так, как у мамы в
тетрадке все написано.
Когда я был маленьким, меня не с кем было
оставить дома, и мама брала меня с собой на уроки.
Сначала я сидел с малышами в первом классе, но там
было неинтересно, и я попросился в мамины классы.
Там было намного интереснее. Но не все ребята
послушные, и многие во время урока занимаются не
тем, чем нужно. И мама с ними очень строго
поступает. Почти как со мной, когда я тоже иногда
занимаюсь не тем, чем нужно. Бывало, иногда,
правда редко, что мама даже выгоняла из класса
кого-то.
Мне было ее очень жалко в этот момент, потому
что она же готовилась рассказать про материал, а
они не слушали. Я даже заплакал однажды, так мне
стало маму жалко.
Как мою маму проверяют и как она однажды читала
стихи на родительском собрании.
...А самое трудное – это когда маму приходят
проверять. Мамину школу все время проверяют. Я
совсем не понимаю, кто и что проверяет, но, видно,
там все очень строгие, и они не согласны с тем, как
мама все делает. И маме приходится подчиняться, и
я даже видел, как однажды она чуть не заплакала.
Но она, увидев меня, улыбнулась.
Мама очень красивая, все ее любят, даже те, кто
проверяет. Но они говорят, что отвечают за школу и
за учеников больше, чем мама, и поэтому надо
делать так, как они велят.
Я, конечно, не знаю, как они могут отвечать
больше, если мама все время с учениками и со мной,
а они только иногда приходят и наводят свои
порядки. И многим ребятам не нравится, когда они
приходят и как будто всех подозревают.
Но, в общем, это не страшно. Потому что когда
родительские собрания бывают, то все родители
довольны мамой и хотят, чтобы именно она
преподавала, потому что мама очень хорошо знает
материал и строго спрашивает, но никого не
обижает. И поэтому все родители довольны. Ну не
все, конечно, но в основном все. А однажды на
родительском собрании ее даже попросили
прочитать стихи, потому что ученики дома
рассказали, что мама много стихов знает и хорошо
их читает. И они вместо разговоров весь вечер
слушали, как им мама стихи читала.
А когда к нам приходят гости, то все почему-то
просят не разговаривать про школу. Всем это
скучно. А мне нет. Я бы слушал и слушал, потому что
там все интересно. Там жизнь. И там моя мама.
Учительских детей специально не воспитывают,
они растут себе и растут. И видят в своих мамах не
только учительниц, но и женщин – красивых и
умных.
...Приезжая на сбор или семинар «Эврики», Симон
Львович Соловейчик иногда с одного взгляда на
зал мог сказать:
– Разговор получится. Много красивых женщин.
Глядя сегодня на собрания учителей, на
педсоветы, мы тоже скажем:
– Получится. В школе много красивых женщин. Почти
все.
Нет, не так:
– Все красивые. И мы всех вас любим.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|