Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/1999

Архив
Александр АДАМСКИЙ

Мы – учительские дети. Из маминой школы

Милые, мы скоро приплывем к вам под окна. Посмотрите, какие сугробы. Если они начнут таять без предупреждения, половодье бросит нас под ваши окна. А потому мы готовим резиновые сапоги, надувные лодки, баркасы, плоты, щенков-водолазов, мореходные карты, калоши и непромокаемые мешки. В мешки мы будем складывать стихи и прозу, посвященную вам, милые, а также зайцев, которые будут нам попадаться. Вы потом разберетесь, где зайцы, а где стихи. И тех и других надо сушить феном. Прозу разложите на батарее центрального отопления, она неприхотлива...

Так вот представьте: утро, вы смотрите в большие и маленькие окна, весенний ветер щекочет вам уши и нос, и вдруг вы видите на горизонте парусник, яхту, фрегат, канонерку, байдарку, плот из базальта, камеру от “МАЗа”, авианесущий крейсер. Или просто идет человек в болотных сапогах. Фиалки несет или мимозы.

В общем, что-то замечательное несет человек. Встречайте его на пороге, то есть на берегу. Осторожно, не помните цветы... А где-то открываются солнцу неизвестные науке мартовские острова.

А моя мама в школе работает!

Дети учителей – особенные. Хотя школы в России не приватизируются, но каждый учительский ребенок говорит:

– В маминой школе сегодня педсовет.

Или:
– В маминой школе строгий директор.

Если мама работает учительницей, то школа – мамина.

А чья же еще?

Как мама ведет уроки и даже один раз ей пришлось выгнать ученика из класса

...Я иду в школу учиться, мама идет – работать. Возвращаемся вместе и садимся за уроки. Я – за свои, мама – за свои. Мне надо сделать алгебру, русский и географию. Маме – проверить тетради 5 и 7 классов, и еще у нее три подготовки. Подготовки – это такие рассказы про то, каким будет урок. Мама сначала придумает, каким будет урок, потом немного почитает разные книжки, а потом пишет про это рассказ. Когда идет урок, мама иногда смотрит к себе в тетрадку, а иногда и не смотрит – так все помнит. Мама способная: если дома написала все в тетрадку, то и запомнила. А ученики не такие способные, иногда маме приходится несколько раз повторять, и она даже иногда сердится, особенно когда материал сложный, потому что ученики не всегда внимательны.

Материал – это то, про что урок. Материал бывает новый и пройденный. Новый надо объяснять, и это иногда бывает очень тяжело для мамы. Хотя, конечно, для нее этот материал совсем не новый – она ведь и в институте училась, да и так очень много чего знает. Но когда идет урок, надо сделать вид, что не просто рассказываешь давно тебе известное, а сделать так, чтобы ученики тебя обо всем сами спросили и сами до всего догадались. Хотя, конечно, было бы намного проще все взять и рассказать. Но мама так никогда не делает и все время говорит классу:

– Вы должны думать.

А многие думать не хотят, это я сразу заметил.

Зато когда этот материал становится пройденным, то тут уже несладко приходится ученикам. Мама их спрашивает, а они должны четко и ясно все ответить. Почти так, как у мамы в тетрадке все написано.

Когда я был маленьким, меня не с кем было оставить дома, и мама брала меня с собой на уроки. Сначала я сидел с малышами в первом классе, но там было неинтересно, и я попросился в мамины классы. Там было намного интереснее. Но не все ребята послушные, и многие во время урока занимаются не тем, чем нужно. И мама с ними очень строго поступает. Почти как со мной, когда я тоже иногда занимаюсь не тем, чем нужно. Бывало, иногда, правда редко, что мама даже выгоняла из класса кого-то.

Мне было ее очень жалко в этот момент, потому что она же готовилась рассказать про материал, а они не слушали. Я даже заплакал однажды, так мне стало маму жалко.

Как мою маму проверяют и как она однажды читала стихи на родительском собрании.

...А самое трудное – это когда маму приходят проверять. Мамину школу все время проверяют. Я совсем не понимаю, кто и что проверяет, но, видно, там все очень строгие, и они не согласны с тем, как мама все делает. И маме приходится подчиняться, и я даже видел, как однажды она чуть не заплакала. Но она, увидев меня, улыбнулась.
Мама очень красивая, все ее любят, даже те, кто проверяет. Но они говорят, что отвечают за школу и за учеников больше, чем мама, и поэтому надо делать так, как они велят.

Я, конечно, не знаю, как они могут отвечать больше, если мама все время с учениками и со мной, а они только иногда приходят и наводят свои порядки. И многим ребятам не нравится, когда они приходят и как будто всех подозревают.

Но, в общем, это не страшно. Потому что когда родительские собрания бывают, то все родители довольны мамой и хотят, чтобы именно она преподавала, потому что мама очень хорошо знает материал и строго спрашивает, но никого не обижает. И поэтому все родители довольны. Ну не все, конечно, но в основном все. А однажды на родительском собрании ее даже попросили прочитать стихи, потому что ученики дома рассказали, что мама много стихов знает и хорошо их читает. И они вместо разговоров весь вечер слушали, как им мама стихи читала.

А когда к нам приходят гости, то все почему-то просят не разговаривать про школу. Всем это скучно. А мне нет. Я бы слушал и слушал, потому что там все интересно. Там жизнь. И там моя мама.

Учительских детей специально не воспитывают, они растут себе и растут. И видят в своих мамах не только учительниц, но и женщин – красивых и умных.

...Приезжая на сбор или семинар «Эврики», Симон Львович Соловейчик иногда с одного взгляда на зал мог сказать:
– Разговор получится. Много красивых женщин.

Глядя сегодня на собрания учителей, на педсоветы, мы тоже скажем:
– Получится. В школе много красивых женщин. Почти все.

Нет, не так:
– Все красивые. И мы всех вас любим.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru