Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/1999

Архив

Система тестирования придет на смену репетиционным экзаменам?

Наши корреспонденты побывали на заседании коллегии Министерства образования, посвященном двум вопросам, особенно важным для будущих выпускников

Обсуждение правил приема в высшие учебные заведения было бурным и проходило под знаком обеспечения равного доступа к образованию.

Напомним: год назад под давлением Генеральной прокуратуры были запрещены платные предварительные экзамены. Впрочем, бесплатные тоже. Прокуратура утверждала, что, во-первых, деньги, вносимые за курсы, фактически являются растянутым во времени взносом за поступление в вуз, а во-вторых, проведение репетиционных экзаменов ущемляет права граждан, не имеющих возможности принять в них участие. Решением министерства предварительные испытания были отменены, исключение составили заключительные экзамены на подготовительных отделениях (организованных когда-то для улучшения подготовки рабочей и сельской молодежи), так называемые единые экзамены (выпускные в школах и одновременно вступительные в вузах, с которыми у школ заключен договор о сотрудничестве) и централизованное тестирование. Одержав год назад убедительную победу, Генеральная прокуратура начала наступление на оставшиеся исключения из старых правил – централизованное тестирование и единые экзамены.

На заседании коллегии старший прокурор по делам несовершеннолетних и молодежи Ольга Величко заявила, что из текста Правил приема в высшие учебные заведения необходимо исключить пункт о проведении единых экзаменов. Правда, аргументация этого предложения выглядела не слишком убедительно: “Нет нормативно-правовой базы, нет стандартов, не хватает педагогов. Все вместе позволяет превратить старшую ступень школы в платное образование, а вступительные экзамены – в платные экзамены. Народ от этого страдает”. Вслед за едиными экзаменами досталось и централизованному тестированию – оно ведь тоже проводится за деньги. В прокуратуре мнения о возможности засчитывать результаты платного тестирования разделились, но будь оно бесплатным, возражений не было бы. Таким образом, следуя формальной логике прокуратуры, любые вступительные испытания и дополнительные занятия должны финансироваться из бюджета. Никто бы и не отказывался от такого положения дел, только в жизни происходит все наоборот. От того, что репетиционные экзамены отменили, лучше никому не стало. Уровень подготовки в периферийных школах не повысился, и деньги на поездку в Москву на предварительные испытания не появились. Да, теперь все желающие могут сдавать экзамены одновременно, но у ученика сельской школы шансы сдать их нисколько не повысились.

Зная, что возражать прокуратуре сложно, члены коллегии всеми силами пытались отстоять не только единые, но и почившие репетиционные экзамены.

Подводя итог дискуссии, министр высшего и среднего общего и профессионального образования Владимир Филиппов сказал, что перед министерством стоит задача обеспечить не только возможность всем желающим в один день и час сдавать экзамены, но и возможность добраться до центральных городов. С другой стороны, сегодня сельские школы не могут конкурировать с московскими, значит, надо найти компенсирующие механизмы, которые в жизни, а не на бумаге максимально выравняли бы стартовые возможности всех абитуриентов.

Надо отдавать себе отчет в том, что, если подготовительные курсы будут бесплатными, доходы вузов от образовательной деятельности уменьшатся, а деньги уйдут в частные руки. При этом каждый репетитор во время экзаменов начнет доказывать, что он не даром ест свой хлеб, так что говорить об обеспечении равных прав на образование будет совсем уж смешно. С другой стороны, министр не мог не согласиться с представителями Генеральной прокуратуры, что если люди исправно платят деньги за курсы, то фактически они покупают зачисление в вуз, которое происходит при успешном прохождении выпускных экзаменов. Не все могут раскошелиться на курсы, значит, ущемляются права некоторых групп граждан. Чтобы разрубить этот гордиев узел, Владимир Филиппов предложил оставить в Правилах приема пункт о разрешении единых экзаменов в тех школах (гимназиях и лицеях), где обучение осуществляется бесплатно. Для привлечения талантливой молодежи из глубинки вузам было рекомендовано проводить выездные олимпиады.

Елена ШАРОВА

Это было первое, насколько мне известно, заседание коллегии, у которого в процессе обсуждения изменилось название темы. Собирались поговорить “О состоянии и перспективах развития централизованного тестирования выпускников общеобразовательных учреждений РФ”, а под конец решили переименовать проект решения. – Давайте назовем его “О работе Центра тестирования Московского государственного педагогического университета”, – предложил министр. Собственно, только это и обсуждали. Причем со страстью.

– В один момент единой линейкой мы можем измерить уровень знаний школьников по всей стране! – заявил директор Центра Владимир Хлебников. – Но мы все еще переживаем героический период, и на своих плакатах с трудом, но пишем кровью слово “тестирование!” Нам нужна исчерпывающая ясность в позиции министерства. Масштабы тестирования, которое мы проводим, требуют изменения нашей нормативно-правовой базы. Сотни тысяч учащихся ждут тестирования в апреле, нельзя допускать перерыва. Это утрата выучки, уход кадров... И вообще любое дело можно представить как в плохом, так и в хорошем смысле!

О чем это?

– Мировой банк готов дать кредит на развитие национальной системы тестирования в России, – объяснил Геннадий Шестаков, начальник Управления образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования, и стало ясно, из-за чего такой накал.

С тем, что тестирование – дело хорошее и лучше бы нам так не отставать в этом деле от заграницы, никто не спорил. Спорили о другом: о том, что Центр при МПГУ, во-первых, хочет быть государственным и централизованным, то есть главным и единственным, но не все этого хотят (например, Московский комитет образования категорически отказывается пользоваться его услугами, и многие столичные вузы не доверяют этим тестам). А во-вторых, о скользком аспекте платности:

– Если мы вузам только что запретили платные репетиционные экзамены, то как мы можем другим разрешить, по сути, то же самое? – засомневался Владимир Филиппов.

– Но ведь Генпрокуратура нас не трогает? Представления же нет? Может, если правоохранительные органы не возражают, то и ничего? – ответил вопросом Геннадий Шестаков.

Представитель Генпрокуратуры подтвердила: представления нет. И добавила что-то в том смысле, что дело новое, развивающееся, вопрос сложный...

Этими двумя моментами и увлеклись. Никто, собственно, не поинтересовался главным – качеством тестирования и тем, чем обеспечивается его достоверность.

Насколько качественны эти тесты, кто их разрабатывал и экспертировал? Насколько надежна эта бумажная система, насколько защищены от фальсификаций эти листочки в полиэтиленовых обложках, которые повезут куда-то в район? Как сложно купить ключи от теста у представителя центра? Наверное, я бы не задалась этим вопросом, если бы в перерыве оживленно не обсуждались подозрительно высокие результаты в некоторых регионах. И если бы не выступление профессора факультета психологии МГУ Александра Шмелева, рассказавшего об опыте системы тестирования “Телетестинг”. О том, как, собственно, в XX веке – не говоря уж о XXI – можно и нужно проводить моментальный экзамен для всех желающих по всей стране: на экране компьютера, по 1000-балльной системе, по адаптивной методике, когда компьютер сам по первым же ответам определяет уровень сложности нужных вам задач. С железной системой защиты, с которой до сих пор не справились хакеры. Компьютер учтет даже долю случайных попаданий: ими считается слишком быстрое нажатие кнопки в ответ на вопрос, требующий времени подумать.

Но в проекте решения заранее напечатали: “Одобрить деятельность Центра тестирования МПГУ”. И хотя члены коллегии предлагали: “Давайте не строить монопольную государственную систему тестирования. В США работает не одна, а 400 частных компаний”, похоже, Центру МПГУ предстоит из частного, в общем-то, и не самого профессионального эксперимента превратиться во Всероссийский государственный центр централизованного тестирования.

Должен же кто-то в России получить кредит Мирового банка.

– За год проработаем систему, – подытожил министр. – А пока будем иметь в виду работу этого центра.

Марина КОСМИНА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru