“Далее нельзя строить науки,
и начинается постройка жизни”
Новая книга Юрия Манна открывает нам
истоки русской философской мысли
Было бы очень жаль, если бы “читатель
слабовольный, нестойкий, пуганый” шарахнулся в
сторону, увидев на обложке книги Ю.Манна,
выпущенной издательством МАЛП, – “Русская
философская эстетика”. Но не выступать же автору
в роли крикливого зазывалы, залихватски
озаглавливая свое детище как-нибудь вроде
“Великолепная семерка” – по числу выведенных
там героев!
Но ведь и впрямь эта книга не просто изложение
взглядов Дмитрия Веневитинова, Николая
Надеждина, Петра Киреевского, Владимира
Одоевского, Степана Шевырева, Николая Станкевича
и Валериана Майкова, но живо написанные портреты
этих людей с их напряженнейшей духовной жизнью,
исканиями и нередко весьма драматической
судьбой: в 22 года, вскоре после ареста и грубого
допроса, умирает Веневитинов, в 23 – Майков, в 27 –
Станкевич; в 1832 году правительство запрещает
журнал Киреевского “Европеец”, усмотрев в нем
проповедь конституции и нападки на
высокопоставленных особ; только благодаря
хлопотам Жуковского редактор избегнул ареста и
ссылки; Надеждина же четыре года спустя после
публикации в его “Телескопе” “Философического
письма” Чаадаева отправили в глухой Усть-Сысольск
– как раз тогда, когда, по словам исследователя,
его талант, “в сущности, только-только стал
раскрывать свою полную силу”. Вернулся он
сломленным, сделался чиновником министерства
внутренних дел, отлично зарекомендовал себя по
части борьбы с раскольниками и, по собственному
признанию, “от литературы и литераторов
решительно отшатнулся”. “Выцвел” и озлобился
Шевырев, чьи ранние работы вызвали интерес и
одобрение Гете и Пушкина, критик, который, один из
немногих, проницательно писал не о мифическом
упадке пушкинского таланта в конце 20-х и начале 30-х
годов, а о дальнейшем его развитии, выступал с
тонкими суждениями о Гоголе и был пионером
изучения древнерусской литературы.
Весьма примечательно, что именно творчество
Пушкина часто служило оселком для проверки
теоретических взглядов большинства героев книги,
стимулом к их развитию и уточнению. Отделенные
друг от друга всего несколькими месяцами
веневитиновские статьи о первой и второй главах
“Евгения Онегина” свидетельствуют о
стремительной эволюции авторской мысли. Образ
главного героя романа явился, по выражению Ю.Манна,
“ферментом, который будоражит и обновляет весь
взгляд критика”, подталкивает к пересмотру
взглядов на романтизм, к осознанию цены
“поэтической простоты”. Глубоким
истолкователем пушкинских произведений был
Киреевский. Станкевич, одно время, подобно
Белинскому, недооценивавший поздние пушкинские
произведения, позже был исполнен, по выражению
Тургенева, все возраставшей любовью к Пушкину и
Гоголю. И даже Надеждин, который долго и
запальчиво воевал и с южными поэмами, и с
“Онегиным”, и с “Графом Нулиным”, и со сказками,
которые никак не укладывались в его теории (как
тут не вспомнить слова Белинского, что “в мир
пушкинской поэзии нельзя входить с готовыми
идейками”), – и тот к концу жизни называл одного
из своих былых оппонентов “правым в своих
суждениях о Пушкине”.
Живой, кипучий, не лишенный ошибок и противоречий
процесс развития эстетических взглядов был
тесно связан с жадным усвоением и творческим
применением новейших философских систем. Перед
читателем воскресают споры, столкновения,
разрывы и расхождения – то навсегда, как у
Киреевского, Станкевича, Белинского с Надеждиным
и Шевыревым, то лишь временно, в пылу осмысления
новых идей и проблем. Таковы, к примеру,
разногласия Станкевича с Белинским, когда
неистовый Виссарион кинул в друга “целую
тетрадку”: “...было у них в то время такое
выражение для обозначения полемической
переписки”, – поясняет исследователь.
...Шеллинг, Фихте, Гегель сменяли друг друга на их
столах, книжных полках, в разговорах и письмах.
Сказанное в предсмертном письме Станкевича о
Фейербахе можно по праву переадресовать ему
самому: “Он глубокий чтитель Гегеля... но требует
дальнейшего хода”. “В нем есть начало жизни,
которое веселит”, – заключал Станкевич свои
размышления о Фейербахе, и Ю.Манн сопоставляет
эти слова с другими его заметками: “Далее нельзя
строить науки и начинается постройка жизни”.
Не он один задумывался об этой постройке. По
словам автора книги, Киреевский “с
замечательной убежденностью и упорством
разрабатывает такие умозрительные и
практические аспекты философии, которые
направлены на гуманизацию всего строя
человеческих связей, на преодоление того, что
позднее Федоров назовет “небратскими
отношениями”.
Киреевскому принадлежит и горестное суждение об
“оторвавшейся от неба науке”, о возрастающем
отрыве “мертвого капитала” сведений, знаний,
технических изобретений от нравственных проблем,
стоящих перед человечеством. “...Составлены
уравнения, выкладки, все предвидено, все
расчислено, – писал и Владимир Одоевский, –
забыто одно – забыта одна глубокая мысль, чудно
уцелевшая только в выражении наших предков:
счастие всех и каждого”.
Как много дали эти люди и как много могли еще дать!
Не случайно их уход из жизни глубоко потрясал
современников. По преданию Пушкин над гробом
Веневитинова пенял его друзьям: “Как вы
допустили его умереть?” – почти так же, как
десять лет спустя напишет один лицеист другому.
“С Киреевским, – писал А.С.Хомяков, – для нас
всех как будто порвалась струна с какими-то
особенно мягкими звуками, и эта струна была в то
же время мыслию”.
В одну из горчайших минут жизни Надеждин писал: “...Все,
что было приобретено мной для будущности, в поте
лица, ценою кровавых трудов, – все это
уничтожилось в одно мгновение...”
Книга же Ю.Манна утверждает в мысли, что на самом
деле сделанное ее “персонажами” прочно входит в
отечественную культуру.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|