Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/1999

Архив
Александр АВДЕЕНКО

Никита Михалков – автор нового гимна России

Кремлевская премьера “Сибирского цирюльника”


ВЛАДИМИР ИЛЬИН НА СЪЕМКАХ ФИЛЬМА

Если вы обыкновенный зритель и обыкновенный любитель кино, то наверняка еще не видели новый фильм Никиты Михалкова “Сибирский цирюльник”, мировая премьера которого состоялась в минувшую субботу. Ибо, как сказал в “Итогах” Евгений Киселев, даже не все министры были званы в Кремлевский дворец, а приглашенный в студию после триумфа автор картины добавил, что за билет в Кремль на этот раз давали по 700 долларов. Следовательно, если вы не этот министр, не платили 700 долларов или у вас не мало-мальски известная фамилия, то вы картины, увы, не видели.
Но даже не посмотрев фильма, вы наверняка знаете: он самый дорогостоящий в Европе и посвящен России – той, что когда-то была и, по убеждению создателя заведомого шедевра, какой должна снова стать в будущем. А еще – эта новая территория любви Никиты Михалкова освящена высокими понятиями долга, чести и достоинства. Во всех смыслах и проявлениях. От царственного – под золотыми куполами Кремля – напутствия будущим офицерам, хранителям Отечества, от скупой мужской слезы дружеского товарищества и товарищеской дружбы российских юнкеров до несгибаемой воли американского рекрута, готового весь свой армейский срок отмотать в противогазе ради того, чтобы доказать настырному капралу, что Моцарт великий композитор. Я фильм видел на просмотре для прессы и не буду лишать будущего зрителя удовольствия самому узнать, отчего так тверд в своем неповиновении американский новобранец. Все это не просто так. Все это тонкая вязь и связь. И все правда: о России, о вложенных средствах, о чести, достоинстве, долге, любви, товариществе, а еще – широкой масленице, купании в проруби, кандальном звоне, оперной самодеятельности, обо всем, обо всем, обо всем.
Пафос рекламной кампании по презентации самого народного фильма всех времен и народов и тебя заставляет отнестись к этому пафосно. По-другому нельзя. Рекламная раскрутка фильма была беспрецедентна для нашего Отечества. Не говоря уже о нашем кино. Наконец-то в эпоху всесилия телевидения мы поняли, что из всех искусств для нас важнейшим является оно. Кино Никиты Михалкова. Не было канала, который бы не посвятил будущей, а потом и прошедшей премьере свой самый дорогой прайм-тайм. Что уж говорить о самом премьере, замеченном, как теперь принято говорить, на многих культурных акциях последнего времени. Перед началом показа Примаков сказал телевизионному интервьюеру примерно следующее: фильма пока не видел, но слышал, что это интереснейшее произведение. Обещал высказаться после просмотра. По телевизору мне этого не показали, но не сомневаюсь: премьера премьеру понравилась. Потому что она не может не понравиться зрителю, даже если он не простой зритель. Картина не может оставить равнодушным, холодным, безучастным. Не понравиться она может, по предположениям ее творца, только критикам. Да и то не сама картина, а то обстоятельство, что снята она именно Никитой Михалковым. У него, как он считает, с критиками в последнее время сложные отношения. Он специально подчеркнул это в интервью “Итогам”, рассказав, как выходили после просмотра две зареванные критикессы, приговаривая: “Ужасное кино!”
Итак, куда деться? Третьего, кажется, не дано. “Лик его ужасен, движенья быстры, он прекрасен!”
А я знаю, где находится это третье. Это само кино Никиты Михалкова. Забудьте про массированную телевизионную атаку, забудьте все идеологические объяснения, почему и зачем снята лента, забудьте самооценки режиссера, выступавшего перед премьерой в роли ненавистных ему критиков и интерпретаторов, – просто, когда представится возможность посмотреть кино, посмотрите его обязательно. Это правда кино – со всеми его могущественными сегодняшними технологиями, это правда любовь к России и своим героям, это правда зрелище, достойное переживаний и слез, которое захватывает, трогает, увлекает, а потом заставляет размышлять. Это правда произведение крупного мастера, виртуозно владеющего всей кинематографической палитрой красок, цветов, оттенков. Это прекрасная музыка Эдуарда Артемьева, это волшебная камера Павла Лебешева, это когорта первоклассных актеров.
Настоящее искусство сторонится пафоса. Как и настоящая любовь, которая начинается тогда, когда замирает сердце, а голова глупеет даже у самого умного.
Рекламная кампания кончилась, осталось кино.
Не мной сказано, но повторить не стыдно: из всех искусств для нас важнейшим является искусство.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru