Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/1999

Архив
Евгений ИЛЬИН

Вся литература скрыта в одной детали

Так считает известный петербургский учитель Евгений Николаевич Ильин

Словесники согласятся, что научить писать сочинение труднее всего. Особенно сейчас, когда и учить-то, в общем, не надо. Готовые тексты в избытке лежат на коммерческих прилавках. Можно ни единой строчки не прочитать из “Войны и мира” и слыть знатоком, будто ты сам, а не жена писателя, восемь раз переписывал роман.

Из 740 выпускников, отвечавших на вопрос анкеты ученых “Что вам нравится на уроках литературы?” – ни один (!) не ответил: “Люблю писать сочинения”. А ведь статьи, отзывы, критика, да и сами книги – сплошные сочинения. Не слишком ли мы увлеклись заботами о читающих, забыв о пишущих? Рынок, который опередил педагогику еще больше, чем экономику, по-своему напомнил об этом. Как же теперь учить сочинительству? Очевидно – в корне менять методику. Урок – не табельный поединок учителя с учеником, а творческая лаборатория, писательский семинар, литературный кружок, где на основе и с помощью книги обоюдно (!) учатся искусству живого слова.

Допустим, ученик пишет о Гоголе. Вроде бы и план составлен, и цитаты подобраны, да и тема увлекла, но ничего путного не выходит. Правда, сам Гоголь работал при свече, стоя за конторкой. В каждый миг своего творчества он почти зримо видел перед собой... Пушкина! Все, “что примет” он, – останется; сомнительное, отвергнутое – уйдет. Как ни старался Гоголь приблизиться к Пушкину, в действительности он уходил от него, становясь Гоголем.

Непременно найдешь минутку, чтобы сказать ребятам об этом.

Не хожу по классу, а работаю с учениками.

Вот этому, допустим, никак не начать: первые слова особенно трудны. Что ж, начнем вместе. Тут же напомню строчку Маяковского: “И в год не выдумать лучших фраз, чем сказанная сразу”. Затем дружески шепну на ухо: умная мысль всегда на кончике языка. Скажи – и скажется.

Другой хоть и нашел точные слова, но маловыразительные. Поищем другие. Они, кстати, в самом тексте. В глазах Мери (“Герой нашего времени”) не сверкнули и не блеснули, а “бегали” слезы. Хорошо бы целым абзацем, а то и страницей рассказать об этих слезах.

Умение всегда опаздывает. Приобрести его гораздо труднее, чем знания.

“Солдаты впотьмах проводили Пьера к своим”, – пишет ученик. И дальше: “Надо дать им! – подумал Пьер, взявшись за карман. – Нет, не надо!..” А почему не надо? Может, не за тот “карман” взялся? Тут ведь не рублем надо благодарить. Почему бы не написать об этом?

Урок, где учимся писать “своей” рукой, наполнен всевозможными советами, о которых ребята, конечно, не знают, но от которых тем не менее зависит их успех.

В дрожащей руке карандаш не работает: что посмеешь, то и пожнешь.

Интонация важнее информации, ибо это стиль, который терять нельзя.
Ахматовское: “Мне голос был...” или некрасовское: “Шепнула тихо муза мне...” – помнишь? Без этого шепота и этого голоса умно не напишешь.

Говорю и о том, что А.Грин, например, 44 раза переделывал начало “Бегущей по волнам”. На уроке, конечно, такой возможности нет. Но один-два раза переписать неудачное начало все-таки можно.

Бывало не раз и такое. Сажусь рядом с учеником и своей рукой пишу несколько предложений, а затем (в том же ключе) предлагаю продолжить.

“Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...” – говорит Базаров. И все? Неужели сказать больше нечего? Базарову – да, он умирает. А тебе? Где раздумья, анализ? Где искра текста, на которую можно подуть, чтобы был огонь? Ну-ка, дай свою ручку...

“В одной фразе – целая картина, а может, эпоха? Может, этот слабый мерцающий огонек в сумраке небольшой деревенской комнатушки – сам Базаров, явившийся на свет прежде, чем пришло его время, и ему, как трепетной лампаде, не рассеять полумрака?”

Учиться у писателя – один из наших заветных принципов. Не ориентируясь на большое творчество, не достигнешь и малого. Но что значит учиться у писателя? Во-первых, прочитать его книги, а во-вторых...

“Папаша... позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем Базаровым, о котором я тебе так часто писал”. Так часто... Но в романе ни одного письма. Напишем? От Аркадия о Базарове отцу, но так, чтобы оно вписалось в роман.

Творчество – прежде всего состояние души, когда, вновь скажу строчкой Маяковского, “руку само подымает перо”. И это “само” начинается с темы. Вот несколько таких тем.

  • “Воском последним плачет свеча...” (“Преступление и наказание”).

  • Разбитое зеркало Есенина (“Черный человек”).

  • Крест и розы Александра Блока.

Быть может, кому-то со временем суждено написать и свою книгу. Но сперва... сперва сочинение. Самое трудное – школьное! А мне, учителю, надеюсь, посчастливится написать рецензию словами, какие сказал однажды о Пушкине В.Розанов: “О как все коротко и многодумно!”


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru