Борис ГРИНЧЕНКО
кандидат физико-математических наук,
доцент
Если каждая новая поправка хуже
предыдущей –
может, хватит совершенствовать закон?
Опубликованный осенью прошлого года
проект Федерального закона “О государственной
аттестации в образовании”, соответствующие
разделы уже принятого Закона РФ “Об
образовании” и Положение “О порядке аттестации
и государственной аккредитации образовательных
учреждений” не только не учитывают реальную
ситуацию – уровень экономического развития
страны, уровень и перспективы финансирования
системы образования, материальное положение
учителей, но и усугубляют положение в системе
образования.
Обращает на себя внимание дрейф в
сторону введения в нормативные документы
положений, реанимирующих худшие традиции
вчерашнего дня. Если согласно закону (ст. 33, п. 20):
“Целью и содержанием аттестации является
установление соответствия содержания, уровня и
качества подготовки выпускников... требованиям
ГОС”, то в Положение “О порядке аттестации и
государственной аккредитации образовательных
учреждений” добавлены другие формы экспертизы,
а проект Федерального закона “О государственной
аттестации в образовании” дает совсем уже
неограниченный простор для субъективизма в виде
посещений уроков, встреч с родителями и тому
подобное. Свою лепту в этот процесс вносят
местные (региональные) законотворцы, превращая
аттестацию работников образования и
образовательных учреждений из эффективного
механизма государственной политики в показушные
мероприятия.
Целесообразность принятия отдельного
федерального закона об аттестации вызывает
сомнение. Для аттестации выпускников и
работников общеобразовательных учреждений
вполне достаточно действующих
нормативно-правовых актов при условии внесения
ряда поправок. К сожалению, в последние годы
реальная работа в этом направлении подменяется
местным законотворчеством. Так, например,
повсеместно в качестве основной формы
экспертизы при аттестации педагогов и
образовательных учреждений применяются
посещения уроков или требуется проведение
открытых уроков (в проекте федерального закона
предполагается эту практику узаконить). Однако
решение аттестационной комиссии, основанное на
такой “экспертизе”, неизбежно будет
противоречить ст. 55, п. 4 Закона РФ “Об
образовании”, согласно которой педагогические
работники имеют право на свободу выбора и
использование методик обучения и воспитания,
учебных пособий и материалов, учебников, методов
оценки знаний обучающихся. Если решение
аттестационной комиссии основано на
“экспертизе” с посещением уроков, оно может
быть с успехом обжаловано в суде. Приведу пример
из собственной практики. Учитель одной из школ
Московской области при прохождении аттестации
на высшую категорию выбрал квалификационный
экзамен. Его результаты согласно заранее
известным шкалам оценок и критериям
соответствовали высшей квалификационной
категории. Учитель прекрасно знал свой предмет.
До решения аттестационной комиссии мне позвонил
руководитель муниципального органа управления
образованием и сказал, что эксперты, посетившие
уроки этого учителя, решили, что он недостоин
высшей категории. После вмешательства в суд
высшая категория ему была все-таки присвоена, а
позже учитель получал гранты Сороса.
В ряде регионов при аттестации кадров
требуют окончания соответствующих (для каждой
квалификационной категории своих) курсов
повышения квалификации, что противоречит не
только здравому смыслу, но и Типовому
(федеральному) положению об аттестации
работников образования и другим нормативным
документам. По существу, речь идет о попытках
удержать на плаву во многом бесполезную ныне
действующую систему повышения квалификации за
счет принудительного набора контингента
слушателей.
Анализ ситуации в системе образования
показывает, что в сложившихся условиях
правильная стратегия заключается не в заранее
обреченных на неудачу, бесплодных попытках
всеобщего подъема качества образования за счет
тотального контроля и наказаний, а в том, чтобы, с
одной стороны, не развалить то, что еще имеется, а
с другой – создать максимально возможные
благоприятные условия для детей, желающих
получить качественное образование, для
педагогов, способных это образование дать.
Правильная стратегия состоит не в том, чтобы
дотянуть большинство учащихся до уровня
гипотетической планки, что приведет к новому
витку лицемерия и унижению учителя, а в том
прежде всего, чтобы дать зеленый свет наиболее
квалифицированным педагогам и заинтересованным
в получении качественного образования ученикам,
а остальным – ясную перспективу и пример.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|