Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/1999

Архив

В.Филиппов: “Обеспечить ежемесячную зарплату – сегодня главная задача правительства”

16 февраля в редакции на встрече за “круглым столом” побывал министр образования России Владимир Филиппов. У нас было много вопросов, но главный, конечно, – учительская зарплата. И сегодня мы публикуем ту часть разговора, которая была посвящена этой теме.

– Пока Минфин собирает данные из всех регионов по выплатам зарплаты, люди на местах ждать не могут. В Республике Алтай, например, где восемь месяцев не получали зарплату, 22 февраля началась бессрочная забастовка.

– Дело не в том, что Минфин не успевает, а просто данные о выплатах поступают за каждый месяц после 20 числа. Раньше данные о выплатах за январь собрать невозможно. А конкретной информацией по Республике Алтай я владею. И на селекторном совещании правительству республики довольно резко было сказано: через вашу оффшорную зону утекает в десятки, сотни раз больше, чем нужно для выплаты учителям. Я и сам слышал при посещении Томской области, что через маленькую Республику Алтай вытекают огромные деньги со всего сибирского региона. Утром у меня был вологодский губернатор, который после публикации в прессе фотографии особняка, приобретенного для постпреда в Москве, сразу нашел деньги и вернул учителям зарплату аж за пять месяцев. Вот средство! А люди там на рельсах сидели.

Сейчас мы изучаем опыт Самары, Новгорода, Томска и Кабардино-Балкарии, где практически все финансирование выведено на уровень субъекта Федерации. В Законе “О местном самоуправлении” была заложена хорошая идея о самостоятельности местной власти, но она пока, как мы убедились, не работает. А вот в Тюмени губернатор ввел новое понятие муниципализации вертикали: образование муниципальное – только на уровне поселковых советов, а глав районных администраций он назначает приказом. Это дает ему большую управляемость вертикали, а с другой стороны – он оставил функцию собирания налогов в муниципалитете.

На совещании у Матвиенко я в письменном виде предложил: давайте выведем финансирование на субъект Федерации, чтобы он отвечал за школу. Иначе все так и будут кивать на муниципалитет, который не собрал денег. Но здесь есть два серьезных опасения.

– Вам скажут: перевели на уровень субъекта Федерации, а теперь забирайте и дальше, в центр.

– Дело даже в другом. Если снять с муниципалитетов финансирование школы, местные власти, приближенные к предприятиям, не так будут заинтересованы в собирании налогов. Им ведь виднее, где какой киоск, какой завод, какая палатка, кого теребить, чтобы содержать весь район. У нас и так-то собираемость налогов невысокая...

– Если вы переведете зарплату, на муниципалитетах останется содержание – отопление, освещение, ремонт. Им останется забота.

– Так уже давно остались только первая и вторая статьи в финансировании вузов и школ. И на них-то не находится денег. А все остальное давно почти равно нулю. В техникумах и вузах последние три года просто полный нуль, мы ничего не даем. А школам любой местный администратор говорит: в лучшем случае я вам дам только зарплату. Или отремонтирую, если рухнет, перекрытие. На остальное ищите спонсоров среди родителей. Никто в 90 процентах территорий эти деньги давно не выделяет. А там, где централизовали финансирование, – могут. Даже строят новые школы! В Чувашии построили 11 школ, в Тюмени – 19, в Кабардино-Балкарии – 20.

У нас есть сдвиг к лучшему: впервые за полгода немного стабилизировалась ситуация. С 1 сентября каждый месяц у нас было не менее 18–20 тысяч бастующих. Сегодня бастует около 8 тысяч. Это говорит о том, что прошла какая-то волна выплат. Сегодня мы даем возможность всем главам администраций договориться с Минфином – вице-губернатор приезжает в Москву, и в Министерстве финансов решает проблему: одна сторона обеспечивает определенную собираемость налогов живыми рублями (не только взаимозачетами) – из нее 40 процентов выплатить зарплатой. Остальное – куда хочешь. Если при этом тебе не хватит (сколько угодно не хватит!) – мы добавим. Федеральное правительство выделит 100 процентов всем – и Алтаю, и всем остальным. Но пусть они выполнят свои обязательства.

И сейчас Минфин провел такую работу практически со всеми регионами. Те, кто чувствует, что им осталось одно – отчет правительству или Примакову, – со всеми предложениями соглашаются. Схема на этом этапе вполне работает.

До сих пор одной из причин катастрофы с зарплатой было иждивенчество многих субъектов Федерации. Чем меньше они собирали налогов, тем больше могли получить из центра. И это отнюдь не стимулировало их собирать налоги. На Алтае собираемость налогов живыми деньгами – 6 процентов от общей массы!

На заседании правительства 17 декабря очень хорошо выступили губернатор Санкт-Петербурга Яковлев и губернатор Ярославской области Лисицын: “Надо кончать с иждивенчеством! Почему у нас собираемость налогов – 90–95, а у соседей – 20–30 процентов? Почему в Москве живыми деньгами – 99, а рядом – 6–7 процентов? Кто-то же в этом заинтересован?”

– Ну, в Москве, как известно, крутится 80 процентов денежной массы России.

– Так ведь и Лужков, если бы захотел хитрить, мог бы раздавать нам мешками сахар, муку и не платить налоги. То, что губернаторы выступали, конечно, понятно: им-то дотации не идут, раз они налоги собирают, деньги шли тем, кто сидел сложа руки. И все-таки это о чем-то говорит.

Моя постановка вопроса пока не встречает понимания у Минфина. Я предлагаю перевести все долги на субъект Федерации. Не на районный центр. Губернаторы – за.

– В результате получится ущемление муниципальной власти и ее деградация.

– Да, она может потерять некоторую основу.

– И мы вернемся в свою старую страну. Может быть, для военного времени так правильно. Но военное ли у нас время?

– Вопрос непростой. Но пока что-то решается только в целевой работе с субъектами Федерации. На каждый месяц они должны с Министерством финансов подписывать документ, в котором оговаривается сумма налогов в живых рублях, из них вычитается 40 процентов на зарплату, и если вам не будет хватать – вот вам трансферт. И вы должны из этого трансферта обеспечить стопроцентную текущую зарплату.

– Только за месяц? А долги кто вернет?

– Да, сейчас стоит задача – обеспечить ежемесячную выплату. А остальное уже зависит от собираемости налогов в субъектах Федерации. Из своих денег мы возвращать долги не будем. Ситуация там настолько запутана... Например, есть парадокс. Долги учителям у нас таковы: 5,5 миллиарда – статья 1 (зарплата) и 9,5 миллиарда – статья 2 (отчисления на налоги, в соцстрах, Пенсионный фонд и т.д., это 39 процентов). Разница – почти в два раза. Почему? Потому что ухитряются платить авансом без отчислений: сегодня аванс без налогов, без зарплаты, через месяц аванс без налогов, опять без зарплаты – и так без конца.

Или другой способ. Что, например, сделали в Кемерове? Мы перечислили им 100 миллионов на зарплату учителям, добивались у Задорнова этих денег, а в регионе почти всю сумму перечислили на статью 2. Для нас неправильно, а для пенсионеров хорошо, потому что они получили пенсии.

– Вопрос о субвенциях решен окончательно?

– Пока мы договорились так. Поскольку введение целевых субвенций требует поправок в закон, это уже непроходной вариант (губернаторы протестуют: дайте денег и не расписывайте, сколько тратить на милицию, сколько на медицину, сколько на ремонт дорог и подготовку к зиме, и они такой закон никогда не пропустят), мы не стали с ними воевать, нашли обходной путь. Когда деньги из центра идут трансфертом, Минфин будет направлять их на счет “7”, и оттуда они могут идти только на зарплату. Так можно проконтролировать целевое использование средств.

Более того, все высокодотационные регионы будут переведены на казначейское исполнение бюджетов. То есть мы будем полностью контролировать не только суммы, поступающие на счет № 7 из центра, но и бюджеты этих регионов, то, как они их расходуют.

– И когда все это произойдет?

– Это уже происходит – в январе и феврале. Многих уже перевели в декабре. А в марте будут переведены все.

– Остался вопрос: кому на проверку передать те письма учителей, в которых говорится, что отчеты подтасованы? Главы администраций отчитались – зарплата выплачена, а люди этих денег не видели.

– Тут нужно конкретно заниматься. Может быть, тут непонимание: мы-то ведем речь о том, чтобы люди получали каждый месяц одну зарплату. А им, может быть, ее и выдали, но назвали зарплатой за август. И люди считают, что за январь они денег не получили.

Другое дело, когда, как на Алтае, не получают денег по девять месяцев. Но ведь когда председатель алтайской Думы хотел объявить из-за этого голодовку, им на селекторном совещании Валентина Ивановна Матвиенко довольно резко сказала: “Вы либо раскрывайте тогда свою оффшорную зону, либо делайте так, чтобы она вас кормила”.

Вопрос, конечно, до конца не решен, и он, наверное, лежит в политической плоскости. Видимо, он должен решаться все-таки построением жесткой управленческой вертикали. Но эту меру многие критикуют, и решать проблему можно только вместе с парламентом.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru