Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/1999

Архив
Александр АДАМСКИЙ

Отдайте школу государству: местная власть содержать ее сегодня не может...

Действительно, ни одна идея не стоит того, чтобы учителя голодали. Но похоже, эта вынужденная экономическая мера начинает рассматриваться как политический инструмент

Обычно в газете не принято в двух номерах подряд писать на одну и ту же тему.

Но здесь – случай особый.

В прошлом номере мы опубликовали материал «Была школа народная, а станет государственная». Напомним, речь шла о том, что в селах еще до революции люди сами создавали школы и содержали их, а теперь приходится согласиться с тем, что сегодня у местных властей нет средств даже платить учителям зарплату. Так что каждый директор, понимая, что школа, особенно на селе, кристаллизует вокруг себя жизнь местного сообщества, служит именно местным людям и должна им же и принадлежать. В то же время вынужден признать, что ни большинство районов, ни тем более отдельный сельский совет не в состоянии содержать школу. А государство в лице региональных властей с готовностью заявляет, что именно они, то есть оно, государство, единственное имеет возможность быть учредителем и содержателем, а заодно и контролером школы.

Газета с этим материалом вышла в субботу.

А в начале этой недели в печати появилось письмо председателя ЦК профсоюзов работников образования и науки В.М.Яковлева Президенту РФ Б.Н.Ельцину с предложением принять меры по демуниципализации общего среднего образования, «рассмотреть вопрос об издании Указа Президента РФ, предусматривающего передачу образовательных учреждений начального основного и среднего (полного) общего образования в подчинение органов государственной власти субъектов РФ».

Образовательный профсоюз прямо связывает обнищание школы и огромные долги (большая часть которых – 9584,0 млн руб. из 14807,0 млн руб. – в государственные внебюджетные фонды) с разгосударствлением общего среднего образования путем муниципализации.

Главный пафос профсоюзного лидера: «В нарушение Конституции РФ и ряда федеральных законов школа фактически перестала быть государственной – она стала муниципальной». И в этом одна из главных причин нынешнего положения.

При всем уважении к нашим профсоюзам и к людям, которые работают в центральном комитете, которых мы знаем не первый год и с которыми нас связывают и, надеемся, будут связывать впредь хорошие рабочие отношения, позволим себе не согласиться с этой точкой зрения.

Надеемся, что наши возражения будут восприняты как участие в товарищеской дискуссии.

...Один из героев Льва Кассиля в минуты страха и ужаса просил:

– Мама, роди меня обратно!

Ему казалось, что стоит ему исчезнуть, и само горе или источник его страха тоже исчезнет. А нам кажется наоборот: стоит лишь сделать все как было – и исчезнут все беды.

Не исчезнут.

Прежде всего потому, что только безумный сегодня начнет заново делить школьное имущество. Передел учредительства – это такая же опасная процедура, как и передел собственности. В каждом крупном российском городе идет затяжная война городских и региональных властей. Затеять сегодня официальную, по указу президента, перетяжку каната в сторону региона – все равно что стараться тушить тлеющий огонек бензином.

Особенно опасно направлять эти действия, исправляя «несовершенство законодательства» указом президента. Он, конечно, гарант Конституции, но все же не конституционный суд, и требовать от него отмены действия законов в связи с профсоюзной «целесообразностью» – нет, давайте уж выходить из трудного положения при соблюдении действующих законов, какими бы неправильными они нам ни казались.

Но главный вопрос дискуссии: неужели действительно именно муниципализация привела к такому ужасающему состоянию нашей школы и унижению учителя?

У нас другая версия. Никакой реальной муниципализации и становления органов местного самоуправления в России не произошло. Именно в этом и причина нищеты школы. Не исключено, что в этом и был расчет – вот вам закон о местном самоуправлении, вот вам выборность мэров, а теперь смотрите: «Школа нищая, мэры неграмотные, в России муниципализации быть не может».

Но при всей внешней атрибутике местного самоуправления не хватало одной детали.

Сущность отношений государства и местной власти заключается в том, что именно государство обязано обеспечить действенность и эффективность выбранной местным сообществом власти. Государство для муниципалитета, а не наоборот.

Поэтому там, где местная власть не в состоянии выполнить свои обязательства перед школой, государство обязано прийти ей на помощь. Так что дело тут не совсем в разгосударствлении, а дело тут в более тонких отношениях между огромным и могучим федеральным центром и маленьким, но самостоятельным местным сообществом.

А не то получается слишком просто: раз местная власть не справляется – прикрыть ее. Да, да, передача школы государству означает резкое уменьшение полномочий и власти. Муниципалитету оставят заботу о кладбище и свалке, а все остальное уйдет к более грамотным и компетентным уровням власти – государственным.

Если школам будет лучше, если учителям заплатят, а ученикам дадут учебники – пусть школа станет трижды государственной.

С этим мы совершенно согласны, о чем, собственно, и был материал в прошлом номере нашей газеты – не будем повторяться.

Но заплатить долги и обеспечить школу можно путем гибких решений, не меняя законодательство и, главное, не навязывая идеологию «сильного централизованного государства». Министерство образования в последнее время очень активно разрабатывает ряд мер по налаживанию межбюджетных отношений между разными уровнями, и при всех спорах вокруг этих предложений в них есть одно, бесспорно, положительное – постепенность и отсутствие радикализма. Полное отсутствие идеологического пафоса. Министерство фактически во многом и делает то, что предлагают профсоюзы, только при этом не объявляет о стремлении передать учредительство в субъекты Федерации, не объявляет о демуниципализации, не обвиняет никого в разгосударствлении как в главном грехе...

Школьные дела, особенно накануне выборных напряжений, надо выправлять при абсолютном отсутствии борьбы за идеологические лозунги.

Ни одна идея – ни муниципализации, ни огосударствления – не стоит того, чтобы из-за нее учителям не платили зарплату или перестали ремонтировать школы.

А объявлять на всю страну кампанию демуниципализации сегодня – это больше идеология, чем реальное дело.

...Кстати, одними из немногих неприватизированных объектов остались, как известно, объекты профсоюзной собственности. Если кто-нибудь из вас, дорогие читатели, будет в Анапе, бывшей детской здравнице, – советуем пройтись по той части берега моря, где раньше один за другим стояли профсоюзные санатории и дома отдыха. Они и сейчас там стоят – разрушенные... Как памятник рачительности и экономической грамотности.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru