Примиряющее “КВА!”
Австрийский этолог Конрад Лоренц
назвал это явление английским словом
“импринтинг”, что означает “запечатление”. Ему
оно принесло мировую известность,
а нам – знание о том, что даже незначительные
события раннего детства могут оказать огромное
влияние на всю последующую жизнь человека.
Но если бы только на одну его жизнь!
Наши детские обиды и переживания вдруг оживают
вновь, когда у нас появляется ребенок, и невольно
навязывают нам опасные модели поведения.
Все как-то вдруг
разладилось. Собирались ужинать, но подгорел
омлет. Дети раскапризничались, а когда все-таки
сели за стол, тут же опрокинули стакан кефира.
Пока вытирали стол и пол, меняли колготки,
старший, не поделив с сестрой их любимую вилку с
белой ручкой, толкнул младшую, и та с размаху
стукнулась об угол лбом.
– Ну все, хватит! – не выдержал папа и впервые
сгоряча отправил сына после ужина в угол. Тот и
встал, выбрав угол, что поближе к ящику с
игрушками. Стоял сначала молча, удивленный,
обиженный, ковырял пальцем обои у дверного
косяка.
А в доме вдруг стало тихо-тихо. Но долгожданный
покой совсем не радовал. Когда же домой вернулась
бабушка, тишина и вовсе стала угрожающей. Увидев
внука в углу, осуждающе покачала головой и,
недовольная, отправилась на кухню, совершенно
нас всех запутав.
Прошло еще минут двадцать, внук из угла выходить
и не собирался. Ему вдруг стало интересно.
Сначала катал машинку по лабиринтам цветочного
орнамента обоев, потом обводил пальцем
причудливые тени и разноцветные блики, которые
падали на стену от аквариума, тихонько напевая
про бумажного солдатика.
Но бабушка этого не знала и вот-вот готова была
ринуться в бой. Мы ходили по дому хмурые,
растерянные: еще недавно казавшееся невинным,
наказание грозило обернуться конфликтом трех
поколений. Надо было что-то делать, и я поспешила
вывести сына из угла, нарушив наш семейный
договор: если двое поссорились, нельзя мешать им
мириться.
И тут начались настоящие обиды. Целых два дня
мама с папой разговаривали только по
необходимости, не глядя друг другу в глаза, как
дети, ждали, кто же заговорит первым, и никак не
находили повода, чтобы помириться.
И на третий день так бы и сидели молча на лавочке
во дворе, глядя на играющих в песочнице детей,
если бы сын вдруг что-то им не крикнул.
– Что ты говоришь? – переспросили они его хором и
улыбнулись друг другу.
Тогда он, оставив игрушки, подошел к ним
близко-близко и громко повторил:
– Эй, родители, я говорю вам: “Ква!”
И всем вдруг стало смешно. Они долго потом
разговаривали и строго-настрого запретили друг
другу ставить детей в угол, объяснив это каждый
по-своему:
– Знаешь, я никогда в детстве не стояла в углу.
Наверное, это очень унизительно, – сказала она.
– А я все детство в нем провел, – виновато
добавил он.
С тех пор это радостное “ква” стало в их семье
знаком того, что мириться надо без всякой причины
и повода.
Воспитывая детей, мы часто не осознаем, насколько
бываем зависимы и ведомы своими
подсознательными комплексами и стереотипами
поведения, усвоенными в детстве и юности. Хотим
мы того или нет, но даже твердо зная, чего мы не
собираемся повторять, все равно делаем то, что
нам не нравится, почти автоматически, потому что
так были воспитаны сами и невольно усвоили эту
модель отношений.
К тому времени, когда у нас появляется ребенок, в
голове будто бы сам собой складывается план его
воспитания. Увы, план этот мы чаще всего строим от
обратного: именно поэтому в нем так много бывает
отрицательных частиц. “Я не стану ругать своего
сына за двойки, не буду наказывать, никогда не
оставлю его в день рождения без подарка”, –
гордо заявляем мы. Но это лишь то, что осознано
нами. А есть еще то, что пока неведомо нам, что
существует невидимое до поры до времени, а потом
случается вдруг, наобум, исподтишка. И к себе в
такие минуты надо уметь относиться критически.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|