Балашов, Саратовская область
Ольга ЛЕБЕДУШКИНА
Ритуал повседневности
Человек находит в себе силы жить
даже тогда,
когда рушится вселенная. Что держит его?
Что защищает среди беды?
Паутинка
Катастрофа – реалия совершенного вида.
Она или в прошлом, и тогда реакция на ее
одномоментность – шок. Или в будущем. Тогда
всякая мысль о ней приходит с тошнотворным
спазмом страха.
Повседневность, наша Present Indefinite, наоборот,
несовершенный вид. Скука, рутина, автоматизм,
постепенная атрофия надежд на какое-то особое,
совершенно невероятное будущее и веры в чудеса.
Но когда под видом катастрофы осуществляется
очередной натиск хаоса, то в роли “космоса”
выступает не какая-нибудь “гармония сфер”, а
именно этот несовершенный вид нашей жизни, всем
набивший оскомину... Повседневность выясняет
свои отношения с катастрофой, оплетая клокочущий
хаос своей незаметной серенькой паутинкой,
растаскивая его по частям, ассимилируя,
заглатывая, переваривая, приспосабливая к своим
ничтожным, но многочисленным нуждам. Так
рождается уродливый гибрид – катастрофический
быт, повседневность большой беды. Истерический
выкрик: “Сколько можно жить в режиме
катастрофы?!” – вдруг теряет всякую силу,
обессмысленный ответом, пришедшим из глубин этой
новой жизни: “Живем...” А тем временем
продолжается процесс переработки хаоса в
полезное сырье.
В “Записках блокадного человека” Лидии
Яковлевны Гинзбург есть эпизод, почти
кинематографический по своей подробности и
зримости, – о том, как человек собирается на
работу: “Из хаоса тела, из хаоса вещей выделяются
и обрабатываются некоторые участки...
Завязывается галстук. Галстук высится над
хаосом, загнанным в глубину. Перед зеркалом Эн
приглаживает волосы щеткой. Приятны
автоматические жесты, уцелевшие от прежней
жизни”. Особая роль этого автоматизма у Гинзбург
описана почти в категориях древнейшей мифологии.
Галстук, зеркало, пиджак и расческа превращаются
в космогонические образы, потому что
противостоят хаосу. Механизмы “житейщины”,
показанные “в работе”, обнаруживают свою
вселенскую природу.
Наверное, здесь обнаруживается нечто
объединяющее “Записки...” Гинзбург с другим
памятником времени и места – лекционным курсом
“Введение в теорию античного фольклора” Ольги
Михайловны Фрейденберг. Собственно говоря,
именно время и место и объединяют в первую
очередь двух женщин, писавших каждая свою
летопись “повседневности в экстремальных
условиях, со страшным подтекстом ежеминутно
грозящей гибели”. “...Мы свыклись с фронтом и
забыли о тыле. Я стала его бояться. Мне страшно
туда ехать, как в страшилище, сутолоку и давку. Мы
разучились ласке и улыбкам. Мы отвыкли от людей и
быта, от рынка и меню, от того, что планируется и
разыгрывается в четыре руки... Мы питаемся дикими
травами и подножным кормом, мы делаем огонь и
тепло, добываем согрев мемуарами и полом, и проза
оказывается горячей стихов, на истории вскипает
чайник... “Завтра” нет для нас. Я спросила, когда
придет телеграмма. “Я не знаю, что будет с вами и
мной через десять минут», – ответила
телеграфистка” (Ольга Фрейденберг – Борису
Пастернаку).
XX век раскручивает историю в обратную
сторону
У обеих исследовательниц был общий
предмет исследования. И общая сверхзадача –
“утверждение бытия”, поиск аргументов в пользу
жизни.
При этом единственная отсылка к современности в
лекциях Фрейденберг – маленькое предисловие
автора, даже не предисловие, а объяснительная
записка, в которой указано, что курс
“систематически составлен и написан во время
осады Ленинграда, в 1941–1943 гг.”. В остальном это
подробнейший анализ мотивных структур
архаических мифов, выполненный для того, чтобы
сказать, что “первобытный человек
вообразительно жил в особом мире”, что он
обладал иным сознанием и что вообще человек
может быть абсолютно иным. Эта аксиома вовсе не
кажется нейтральной в те исторические моменты,
когда обстоятельства в очередной раз задают
задачку о границах человека, выход за которые
означает изменение “вида” и “видовой
программы” – скажут материалисты;
“Божественного замысла” – скажут богословы. Но
и те и другие имели бы в виду один и тот же вопрос:
какова сила давления среды, при которой человек
может перестать быть человеком и чем он может
стать тогда?
Наше столетие, как никакое другое, продвинулось
по пути ответа, используя неутешительный опыт и
массовость потрясений. Катастрофы как будто
раскручивают историю в обратную сторону,
обнаруживая тонкость культурного покрова, в
благополучные времена представляющегося
застывшей толщей. Катастрофы показывают, как
легко этот покров рвется, и тогда обнажается
первобытный костяк.
Если мы вспомним людей, коротающих дни в
Учреждении, описанном Лидией Гинзбург, то,
пожалуй, самым запоминающимся их общим признаком
будет отсутствие страха смерти и то, что люди
вынуждены скрывать не этот страх, а именно
отсутствие. Они (по словам Ольги Фрейденберг,
описывающей людей с первобытным, мифотворческим
сознанием) тоже «ни живы, ни мертвы», пребывают в
теряющей реальные очертания местности «на
горизонте неба-земли: “Повторность,
возобновляемость ситуаций атрофирует
постепенно импульсы страха. И никто в этой
столовой (если только не посыплются стекла, не
обвалится потолок, т.е. не изменится в корне
ситуация) не станет кричать и метаться при виде
упавшего рядом снаряда”. (“Записки блокадного
человека”, ч. 2).
Архаическая интеллигентка
Персонажи “Записок блокадного
человека”, если им присвоить героическое звание
“борцов с хаосом”, покажутся еще менее
героичными и еще более мелочными: они
сплетничают, склочничают, хвастаются, жалуются,
просто говорят, лишь бы поговорить.
Подробность, с которой Лидия Гинзбург
воспроизводит эти беседы в блокадных столовых и
на рабочих местах, придает этой почти
беспрерывной речи сходство с заклинанием, с
каким-то магическим обрядом: “Немцы стреляют по
городу. Пространство, отделяющее немцев от
Ленинграда, измеряется десятками километров –
только и всего. А механизм разговора работает,
перемалывает все что придется – мусор зависти и
тщеславия, и темы жизни и смерти, войны, голода,
мужества и страха, и горькие дары блокадного
быта”. Логос борется с Хаосом. Люди
“заговаривают” беду, загоняют ее в рамки
привычного, в которых она не может существовать
уже по самой своей природе, и тем самым
заставляют ее видоизменяться, превращаться в
полуфабрикат нормальной жизни.
И здесь на первый план выходит еще одна
особенность катастрофических периодов. Чем,
собственно говоря, отличается нормальная жизнь
от ненормальной, если отбросить внешние
трудности? Твердостью оценок и устойчивостью
иерархий. В благополучные времена людям кажется,
что они точно знают цену всему, в том числе друг
другу. Всякая стабильная ситуация демонстрирует
свою стабильность при помощи огромного
количества способов оценки. Смысл человеческого
бытия в таком случае замещается оценкой
выполнения поставленных задач. И чаще всего
общественный приговор оказывается безжалостным.
По крайней мере люди со всей серьезностью
уверены в том, что в состоянии судить о том, для
чего каждый живет и для чего делается та или иная
работа. “Тяжелые времена” расправляются с этой
уверенностью в два счета. Но те же самые времена
приоткрывают (хотя бы на уровне намеков или
мгновенных озарений) загадку подлинного смысла.
Вот один из типичнейших примеров, описанных в
“Записках блокадного человека”: “И. преодолела
тяжелую дистрофию, была ужасна на вид, но не
прекращала интеллектуальной жизни и научной
работы. Это очень маленькая научная работа, но
она относится к ней со всей серьезностью
архаической интеллигентки. Когда-то ее ближайшая
приятельница Д. рассказывала, что в пылу каких-то
пререканий И. сказала ей: но ведь я научный
работник, а вы нет. (...) Следовательно, И. ощущает
свое поведение как героическое (и она в своем
роде права) – она ходила страшная, голодная, но
она продолжала изучать литературу XVIII века.
“Вопрос о смысле и ценности этого изучения в
данной ситуации для нее не стоял”. Дальше читаем:
“Для нее самое дорогое (свидетельство ее
жизненной силы) то как раз, что она продолжала
прежнее по возможности без изменений. И надо
сказать, это все же высшая ступень по сравнению с
теми, кто использовал катастрофу как внутренний
предлог, чтобы отбросить все, требовавшее
умственного усилия”.
Когда “продолжать прежнее по возможности без
изменений” превращается в формулу подвига,
такое превращение означает не только то, что
обстоятельства катастрофы обязательно занижают
планку, а точнее – совсем не то. Наоборот,
возрастают акции привычного и незаметного. Не в
смысле “что имеем, не храним...”. Открывается
экзистенциальное измерение всего сущего,
измерение, которого в обычных обстоятельствах мы
не видим.
Герои и лары
Ольга Фрейденберг в своих лекциях
объяснила, как сливаются героическое и
повседневное, рутинное “продолжать прежнее по
возможности без изменений” и великолепная
однократность поступка: “Римляне переводили
греческое “герой” через “lares” – лары...”. То
есть язык уравнял в правах и породнил скромных
хранителей жизни “несовершенного вида” и тех,
кто по роду занятий обязаны “совершать
необыкновенные подвиги и восхищать публику,
вызывая катарсис”. Хотя, по обыденным опять же
представлениям, герой – это антиобыденность и
антиповседневность, он потому и герой, что не
такой, как другие, это как бы и не человек уже,
настолько он лучше. Но, как написал один из
исследователей древнего сознания, “появление
героя стабилизирует образ человека”. А кроме
того, “первоначально герой нисколько не
соответствует тому значению, какое мы вкладываем
в него теперь. Воинственный, отважный характер
герой получает впоследствии, и это вытекает из
его подвигов в преисподней, где он борется со
смертью и вновь рождается в жизни”.
(О.Фрейденберг. Лекция VII.)
Так что границы человеческого в человеке
охраняют не только героичные по своей природе
идеалы, но и второсортные божки домашнего очага.
Более того, герои и лары – не просто
родственники, они – двойники.
Неизбежность смерти – общее место, аксиома
адаптации сознания к “вечным истинам” здравого
смысла. В периоды потрясений, смут и катастроф на
первый план выступает настоящая вечная истина –
неизбежность жизни. То, что жизнь – явление
несовершенного вида...
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|