В каждой шутке – лишь доля шутки,
а остальное – правда, гласит известное
изречение.
В этом забавном рассказе “остальное” –
методика работы с дошкольниками и младшими
школьниками, применимая к любой теме. Совершенно
серьезная методика. Улыбнемся же и... попробуем
применить.
Скелет жирафы с рожками
Страшный методический рассказ
"Изучай!” – дали
мне команду и сунули под нос пухлую рукопись. Я
села за стол, положила рядом часы (чтобы
тренировать силу воли) и стала конспектировать:
“Дети стайкой бегут к планшету с картинками,
обмениваются впечатлениями по поводу
увиденного”.
Та-ак, дальше. “Воспитатель беседует с группой
детей, сидящей вокруг стола: “Дети, у кого есть
дома животные? Сережа, расскажи нам про твое
животное. У кого еще есть? Что они едят зимой?” –
и тому подобное.
Конспект готов. Смотрю на часы. Нормально.
Теперь от меня требуют сотворить такое же, но не
на животных, а на культуре.
Вряд ли я с культурой сотворю нечто подобное. У
меня уже заготовлен дурацкий дидактический
сценарий про театр. Как Мартышка, Удав, Попугай и
Слоненок обсуждали, для чего в театре нужен
занавес и что будет, если артистка забудет слова
роли. Мартышка в антракте, конечно, первым делом
бежит на сцену и хватает пирожок (бутафорский) –
пока артисты там у себя за кулисами. Чтобы таких
безобразий не было, и придумали занавес (за ним
стоит строгий директор театра, подкарауливает
мартышек и направляет их в буфет).
– Детям скучно будет, потому что непонятно, –
терпеливо объясняет начальница.
Я сижу на краешке стула.
– К большой группе не выходи, – подсказывает она.
– Возьми двух-трех ребят и отрабатывай методику
по кусочкам. Им все надо разжевать. Как в
“Санта-Барбаре”, понимаешь? Не две серии, как в
нормальном фильме, а двести две. На целый год
хватит.
Я сползаю с краешка стула.
Все мои начальницы – огромного ума люди. Умеют
руководить науками вдали от детей. Это высший
класс. (Они все знают о детях. За это им степени
дали.)
Я вползаю на сидалище и забираю со стола сценарий
(где тут у вас корзина?).
Но я кровожадна. Сценарий про театр мне будут
сочинять сами деточки. Расскажут, на что бросится
зрительница Мартышка в театре. И Попугай. И
бабушка Удава. (Конечно, я спрошу детей культурно:
“На что обратят внимание, что понравится больше
всего героям?”) Весь прошлый месяц мы читали
“Зарядку для хвоста” Г.Остера.
– Прыгать Мартышка начнет, – говорит мальчик
Саша.
– Прямо в театре? – уточняю я.
– Ой, в театре, кажется, нельзя! – поправляется
ребенок.
Для девочки с необычным именем Лана, первой в
учебе и драках, это вопрос ерундовый:
– Конечно, Мартышка сразу побежит хватать
бананы!
– На сцену?
Лана шмыгает носом.
На помощь отличнице приходит решительная
толстушка Даша:
– Заругают и выгонят!
Я задаю новый вопрос:
– А Слоненок на что обратит внимание в театре?
– Обратит внимание на спектакль. Как актеры
играют. Как упражнения делают на сцене, –
выпаливает Лана как на духу. И вдруг добавляет,
совсем по В.Ф.Асмусу (видному эстетику), что
артисты там играют как по-настоящему и
одновременно понарошку.
От неожиданности я не успеваю записать эти
золотые слова. Явно чужие?
Или передо мной вундеркинд?!
– Так. А что Даша думает по этому поводу?
– Если бы я была Слоненком, то я обратила бы
внимание на спектакль, – заверяет та.
– Для чего в театре кулисы нужны? Прятаться от
зрителей? – продолжаю я атаку.
– Одевать костюмы, – отвечает Лана
снисходительно, оценив мои умственные
способности.
– …и гримироваться, – добавляю я. (Пусть знает,
что я тоже чего-то стою!)
– Слова смотрят, – подумала и сказала Лана, имея
в виду артистов. – Я осенью выступала, а слова до
сих пор помню! – гордо добавила она.
– А декорации там были?
– А что это такое? – спрашивает отличница. – А,
знаю. Висят, людей не показывают, закрываются.
– Это занавес, – сказала я грустно. И стала
рисовать занавес, кулисы, сцену, зрительный зал.
Юные дарования пририсовали на сцене Бабушку,
Красную Шапочку, Волка и отряд Дровосеков.
– Удава-то забыли, – объясняю я, – просто он еще
не приполз. Опаздывает он.
Даша вздыхает. Я продолжаю:
– Вот он ползет. Снял в гардеробе шапку, пальто.
Бинокль будет брать?
– Зачем ему? Он – во втором ряду, – отвечает Лана.
Я послушно рисую во втором ряду Слоненка,
Мартышку, Попугая и примкнувшего к ним наконец
Удава.
Все. Теперь и мне пора ползти вниз, в кабинет по
изо.
– Ирина Леонидовна, вы с подготовительной
группой театр случайно не проходили? Дети
занавес не знают, зато про условность
представления шпарят, как студенты
художественного вуза.
Ирина Леонидовна протягивает мне книжку “Что
такое театр”:
– Читала им отсюда кое-что. Были в театре. Здание
мы уже рассмотрели, нарисовали, а занавес еще не
проходили.
– А декорации?
– Декорации будем делать и костюмы тоже.
– Это ваша собственная методика?
Ирина Леонидовна вздохнула (к чему риторические
вопросы?).
Так. Затоптали любимую тему. Переждем, пока ее
затопчут окончательно. А сами сейчас займемся
музеем.
– Да, расскажите нам про музей, – просит мальчик
Саша. – Там оружие есть?
Я поперхнулась:
– М-м, в Оружейной палате… Кареты прошлого, мечи,
кольчуги, боярские шапки, драгоценности…
(Что рассказывать – лучше один раз увидеть.)
Мы пойдем другим путем. Мальчики и девочки сами
изобретут музей. Тогда и выясним, что может быть в
музеях, а что нет. И почему.
Хитрые вопросы уже заготовлены. Отловлю еще
парочку деток, и…
– Были там ненастоящие звери, – докладывает
Катя, очень решительная особа, про музей, в
котором недавно была. – На втором этаже скелеты:
мамонта, обезьяны, кабанчика.
– Ой! – пугаюсь я. – Зачем же страшное
показывать? Скелеты?
– Они не страшные, – терпеливо объясняет мне
ребенок, выросший на ужастиках. – Скелет жирафы с
рожками.
– А зачем их показывают?
Катя задумалась и честно призналась:
– Не знаю.
– Но тебе интересно было там, да? – подсказываю я.
Катя смотрит на меня как на непонятливую:
– Да! Да!!
– Тебе показали там то, что раньше ты нигде не
встречала, правда?
– А я, – встревает Маша, – была в парке! Там
комната, где страшилище.
Я пожимаю плечами презрительно.
– Аттракцион, а не музей.
Маша сникает. Ее не водили в музеи.
– Ну хорошо. А что в музеи отбирают, как вы
думаете? Что попадает туда, а что нет?
Катя, как опытный посетитель музеев, формулирует
определение:
– Если кто не видел, то отбирают, а если видел, то
не отбирают.
– Ага! – говорю я. – Отбирают вещь, если она очень
редкая или старинная, каких сейчас уже не
увидишь.
– Да, – кивает Катя.
Вот сейчас я их и подловлю!
– А может быть музей карандашей? – спрашиваю
невинным тоном.
– Нет. Потому что в музее не бывает карандашей.
Все люди видели карандаши, – отвечает
решительная Катя безапелляционно. Маша согласно
кивает головой.
– А если необычный карандаш, к примеру, из
Бразилии? В виде змеи? – продолжаю я.
Глаза Кати раскрываются широко-широко. И рот
тоже:
– Я не была в Бразилии! – выдыхает она.
“И я хочу в Бразилию к далеким берегам!” (Как я ее
понимаю!)
– Вот в таком музее, – говорю я задушевным
закадровым голосом диктора
научно-познавательного фильма, – могут быть
собраны самые необычные карандаши из разных
стран. И карандаши, которые были давно, сто лет
тому назад.
Барышни соглашаются.
– А бывает, – спрашиваю я снова невинным тоном
(невинней не бывает), – музей чертей?
– Кого?! – кричат Маша и Катя одновременно. И
сваливаются со стульев.
– Чер-тей. Так там живые черти, чучела или просто
их изображения?
У Кати культурный шок: она не знает, что такое
чучело.
– Ну как же, – объясняю я, – ты же в зоомузее была,
там же чучел полно.
– Там скелеты! Скелеты! – кричит мне Катя в ухо.
– А со шкуркой, с перьями разве никого не было? –
заискивающе спрашиваю я.
– Были. Были!
(Ну слава Богу!)
– А я, – встревает вдруг новая девочка, Ксюша, –
когда из зала вышла, увидела: тетенька лежала как
собака.
(“Спокойствие, главное спокойствие”, – говорил
известный персонаж Карлсон, который живет на
крыше.)
– Это была скульптура? Из камня?
– Белого, – кивает Ксюша.
– Красивая была скульптура, понравилась тебе?
– Не очень, – отвечает ребенок, задумчиво
ковыряя в носу.
Завершить беседу полагается мажором –
педагогически выдержанной тематикой.
– Хотели бы вы побывать в музее игрушек? Увидеть
куклы, которым двести лет?
– Да! – завопили юные леди.
Уф! Перерыв.
– Все свободны! – говорю я.
Но не тут-то было.
Дети стайкой побежали на меня. Взяли в плен,
поволокли в тихий закуток под названием
“Школа”. В этом так называемом мини-классе уже
были приготовлены орудия пытки: доска, мел,
конечно, планшеты и много каких-то бумажных
кульков.
Дети покинули меня вблизи стула, побежали к
кулькам и стали их рвать. Посыпались буквы, цифры
и картинки с овощами.
– Говорите, что это! – потребовали инквизиторы,
живо выставив картинки на планшете.
Я оробела:
– Репка, что ли?
– Редиска! – крикнула, как отрезала, Катя.
(Да я и так знаю про себя, что редиска.)
– Тут редиска нарисована, а не репка, – объяснила
она все так же сурово. (Катя – директор школы.)
Перевожу дух.
Главный инквизитор ловко орудует карточками:
– Так! А теперь быстро говорите, что лишнее.
Тупо смотрю на планшетку. Тест “Четвертый
лишний”? Ящик, яблоко, пресловутая редиска,
кубик.
Да все тут лишнее!
– Ящик? – кричу я с последней надеждой.
Маша хихикает. (Она учительница и во всем
подчиняется директору.)
Катя ухмыляется:
– Не знаете! Яблоко.
– Это почему же? – перехожу я в наступление. –
Это, извините, чего ради яблоко лишнее?
– А потому, что яблока этого здесь раньше не было,
вот почему!
– А!
– Да.
(Так это не тест “Четвертый лишний”, это тест
“Вспомни, чего здесь не было раньше”.)
– А сейчас, – кричит мне в ухо прыткая
учительница Маша, – раскладывайте эти цифры, ну!
По порядку, понятно?
– Да понятно, понятно. Подумаешь, бином Ньютона,
– бормочу я, тасуя карточки, как шулер.
Начальники наконец довольны.
(Когда же перемена?)
Учительница Маша подходит к моему столу:
– Соберу сама.
(Она снисходительна.)
И загребает своей недрогнувшей юной рукой все
мои карточки с цифрами.
“Это конец!” – думаю я. И ползу в угол, где стоят
мои боты. (На самом деле сапоги, но боты
выразительнее.)
– Вы зачем пальто одели?
– Да так. Ухожу от вас.
– Нет, так нельзя! Нельзя уходить. Вы куда?! –
кричит директор в отчаянии.
– На другую работу, вот! Это неправильная школа.
Мартышечная какая-то. Я жаловаться буду. В газету.
Они ошеломлены и ничего не говорят.
– А пока все. Прощайте! – Я лихо надеваю шляпу.
Впереди тема “Библиотека”.
Мы еще увидим небо в алмазах.
Оксана КАБАЧЕК
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|