Семь дней в конце марта:
готовимся к Неделе детской книги
Семь дней в конце марта вот уже
пятьдесят пять лет в нашей стране называются
Неделей детской книги, или, если угодно,
“Книжкиными именинами”. Идея, ее воплощение
весной военного 1943 года, да и само название
книжного праздника принадлежали детскому
писателю Льву Абрамовичу Кассилю.
Это характерно для Недели детской книги
пятьдесят пять лет спустя, в конце девяностых?
Неизменными составляющими праздника, как и в
прошлые годы, остаются Книга, Читатель, Писатель,
Библиотека. Прибавился новый непременный
компонент – Издатель, для которого Неделя –
возможность реализовать свой товар. Тут вступают
в силу законы рынка. И некоторые школы привлекают
издателей, которые бы не только развернули
активную продажу книг в школе, но и подарили
школьной библиотеке свои издания и снабдили ее
призами для участников мероприятий.
Открытие Недели, как правило,
проходит в форме театрализованного
представления. В методических отделах библиотек
вы обязательно найдете десяток однотипных
сценариев с непременными Королевами-книгами,
любимыми положительными и отрицательными
персонажами детских книг. Но при наличии даже
самых лучших артистов этот праздник останется
одним из ряда крупных массовых мероприятий, если
в нем не будут принимать активное участие сами
читатели. На празднике открытия Недели можно
подвести итоги тех или иных читательских
конкурсов, проходивших в библиотеке в преддверие
Недели. Ожидание результатов конкурсов
подогреет аудиторию.
Очень часто в Неделю проводятся встречи
читателей с детскими писателями. Прекрасно,
если у библиотеки есть друзья в писательской
среде, которые придут в гости к своим читателям
почитать фрагменты новой повести, узнать мнение
о вышедшей книге. К такой встрече надо
готовиться.
Не могу не сказать доброе слово в адрес
журнала “Стригунок”, который выводит в писатели
молодых талантливых авторов. Творческий
коллектив журнала активно выступает перед
детской аудиторией, причем не только в столице,
но и в провинции. Журнал изначально и
ориентировался на аудиторию сельских ребят. Тем
не менее в Москве его хорошо знают и любят.
Одной из традиций, берущей начало в
далеком сорок третьем, стало посвящение
Недели писательским юбилеям. В 1943 году – это
было 75-летие Максима Горького, в 1998-м для многих –
85-летие Сергея Владимировича Михалкова. В
библиотеках Москвы проводились утренник “Дядя
Степа Михалков”, литературная игра
“Путешествие в Михалков-град”, литературный
праздник “Поэт из страны детства”.
Библиотекари в своем большинстве –
пленники литературных юбилеев. И вполне
ожиданным в 1998 году стало приурочение Недели к
грядущему пушкинскому юбилею, о чем
свидетельствует опыт некоторых библиотек Москвы
и России. Неделя тем и хороша, что всем в ней
хватит места. Но Пушкин! Вот тут я теряюсь и
начинаю самой себе противоречить. С одной
стороны, “Пушкин – наше все”, почему бы не
провести пушкинский вечер, утренник, праздник,
день и так далее. И все-таки… Не уверена, что
“Книжкины именины” – лучший повод для
пушкинских деяний библиотек. Хочется какого-то
особого пиетета, и есть опасность
“перекормить”. Но, повторяю, это вкусовое.
Некоторые библиотеки немножко
раздвинули традиционные рамки Недели,
включив в нее и 21 марта, и 1–2 апреля. Дело в том,
что 21 марта – Международный день детской поэзии
“Веселая уточка”. Самое время поговорить о
поэтах и переводчиках. И тут есть кого вспомнить:
благодаря переводческому таланту Маршака,
Чуковского, Заходера, Токмаковой, Кружкова стали
такими родными английские, шотландские,
ирландские народные стихи, песни и баллады.
Первое же апреля для библиотеки день особый. Мне
не раз приходилось слышать от библиотекарей: “У
нас в библиотеке всегда 1 апреля – день рождения
Корнея Ивановича Чуковского, независимо от того,
юбилей это или нет”. А кто-то и Гоголя не прочь
вспомнить. (В скобках заметим, в 1999 году ему
исполнится 190 лет!) Второго апреля, в день
рождения Х.К.Андерсена, отмечается Международный
день детской книги. В этот день в некоторых
библиотеках проходят выставки книг детских
писателей и художников, награжденных
Андерсеновской медалью. Вот и получается, что
наша Неделя обрамляется двумя международными
детскими литературными праздниками.
А бывают ли у книг дни рождения? Неделя
детской книги – неплохое время отметить юбилей
любимой детской книги (если, конечно, нет более
точной датировки выхода книги). Идея Дня
рождения Книги показалась интересной
многим библиотекам. Содержание такого дня
напрашивается само: история создания книги и
фрагменты инсценировки, выставка одной книги и
разговор о разных иллюстрациях к одному и тому же
произведению, рассказ об авторе и дальнейшая
судьба произведения в театре и кинематографе.
Стоит коснуться и явления, очень
распространенного в наши дни: удачные и
неудачные продолжения к любимым книгам. Ну и
непременные читательские викторины с
использованием самых разнообразных приемов (от
“Поля чудес” до “Музея героев”).
Итак, что же можно отметить в этом году?
465 лет первой публикации баллад о “Робин
Гуде” (1534).
280 лет роману В.Скотта “Айвенго” (1819).
170 лет повести А.Погорельского “Черная курица,
или Подземные жители” (1829).
165 лет сказке А.С.Пушкина “Сказка о золотом
петушке” (1834).
165 лет сказке П.П.Ершова “Конек-Горбунок” (1834).
155 лет роману А.Дюма “Три мушкетера” (1844).
125 лет роману Р.Джованьоли “Спартак” (1874).
100 лет первым рассказам Д.Лондона, посвященным
Северу: “За тех, кто в пути”, “Белое безмолвие”
(1899).
80 лет сказке К.Чуковского “Крокодил” (1919).
75 лет сказкам В.Бианки “Лесные домишки”, “Чей
нос лучше?”, “Чьи это ноги?”, “Кто чем поет?”
(1924).
65 лет рассказу А.Гайдара “Чук и Гек” (1939).
55 лет роману В.Каверина “Два капитана” (1944).
55 лет пьесе С.Маршака “Двенадцать месяцев” (1944).
45 лет повести Н.Носова “Приключения Незнайки и
его друзей” (1954).
45 лет повести А.Линдгрен “Мио, мой Мио!” (1954).
40 лет повести Д.Родари “Джельсомино в стране
лжецов” (1959).
Эти книги читались многими поколениями.
Некоторые сейчас почти забыты, а какие-то
обретают (не без помощи мультипликации) второе
дыхание, как это у нас на глазах происходит с
“Незнайкой”.
Одним из вариантов проведения Недели
стал у нас семейный вечер-разговор “Любимая
детская книжка нашей семьи”. Мне довелось
дважды проводить такую встречу. Причем в первый
раз в аудитории были младшие школьники со своими
родителями, бабушками и дедушками. А в другой раз
– старшеклассники, которые, оказалось, очень
даже не прочь перечитать любимого “Карлсона”
или “Винни-Пуха”. И всякий раз это импровизация:
ты не знаешь, какие книги сегодня окажутся
втянутыми в водоворот разговора. И важно на любое
выступление адекватно отреагировать, найти
что-то любопытное, уделить внимание каждой
принесенной книге. Какие-то произведения
предугадать было несложно: мы ждали, что
непременно будут “Волшебник Изумрудного
города”, сказки Андерсена, Пушкина, “Алиса в
стране чудес”. Но встретились и сюрпризы: с каким
удивлением аудитория рассматривала чудом
уцелевшие детские журналы “Чиж” и “Еж”
тридцатых годов, дешевенькое издание книги о
Суворове военных лет. А чья-то бабушка вспомнила
эвакуацию, где за неимением детских книг в 10–12
лет она читала “Войну и мир” из-за маминого
плеча поздно вечером. Убеждена, что библиотекарю
в этом разговоре должна быть отведена роль не
просто ведущего и ни в коем случае не всезнающего
мэтра от детской литературы, а Читателя, у
которого есть свои любимые домашние книги. Тема
“Любимые детские книги нашей семьи” даст
возможность поговорить о культуре домашней
библиотеки, семейных традициях, в том числе о
традиции собирания книг.
Неделя детской книги – это и повод
поощрить активных читателей. Неоднократно наши
коллеги из Зеленограда открывали в Неделю персональную
читательскую книжную выставку “Из
читательского формуляра (Пети Иванова)”. На
выставке были представлены книги, прочитанные за
год конкретным читателем, а сам “именинник” в
день открытия выступал в качестве консультанта,
рекомендуя, что из представленных на выставке
книг стоит почитать, рассказывал о книгах. Чтение
– процесс глубоко интимный, но подобная выставка
имеет право на существование. Просто надо
оговорить несколько условий. Организуя такую
выставку, следует заручиться не просто
разрешением читателя, но и предусмотреть все
негативные последствия. Выставку “Из
читательского формуляра…” может себе позволить
библиотека с добрым, дружным, дружелюбным
ребячьим читательским коллективом и атмосферой
всеобщего уважения. Ведь не раз случалось, что
эффектный педагогический прием, примененный из
самых лучших побуждений, легко порождал зависть,
насмешку у одних участников мероприятия и
самодовольство, презрение к сверстникам – у
других.
Говоря об активных формах проведения
Недели детской книги, следует упомянуть соревнования
читательских активов. Такие конкурсы под
названием “Лоцманы книжных морей” ежегодно
проводит в Москве Центр детского и юношеского
творчества на Воробьевых горах. В этом
мероприятии принимают участие сотни московских
школ. Но ведь интеллектуальные состязания
книголюбов возможны и в одной отдельно взятой
школе.
В соревнованиях читательских активов
мне кажутся наиболее важными и уместными
задания, связанные со
справочно-библиографическим поиском, умением
ориентироваться в потоке периодики, знанием
основ книговедения. И тут хочется напомнить о
существовании “Словаря юного книголюба” (М.:
Книга, 1987), литературы серии “Судьбы книг”
издательства “Книга”, пособия Вальковой “О
книгах и библиотеках” (М.: МИРОС, 1994) и других
изданиях библиотечно-библиографической
тематики, адресованных школьникам. Методические
идеи для организации
библиотечно-библиографического турнира
читательских активов вы непременно почерпнете в
сборнике сценариев для библиотек “Читаем,
учимся, играем”, выпуск 4 (М.: Либерея, 1998.
Приложение к журналу “Библиотека”).
Как видите, варианты проведения Недели
могут быть самыми различными – от камерных
задушевных разговоров до общегородских
мероприятий. Главное, чтобы из праздника не ушло
то, ради чего и была задумана Неделя, – ребенок,
читающий хорошую детскую книгу.
Татьяна РУДИШИНА,
главный библиотекарь ЦГДБ им. А.П.Гайдара
Москва
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|