Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/1999

Архив
Ирина ТИМОФЕЕВА

Искусство защиты от книжных воришек

Во всем мире – всего лишь два музея графических миниатюр. И один из них находится в Москве

“Экслибрис” в переводе с латыни – “из книг”. Особый ярлычок, служивший когда-то для обозначения принадлежности книги владельцу, а самого владельца – к высшему обществу. “Гербовый” знак был заодно и “противоугонным” средством от книжных воришек. Затем экслибрис стал символом причастности к собирательству. Но искусство графической миниатюры известно в основном узкому кругу коллекционеров, художников и книголюбов.

Этот жанр малой графики – ровесник рукописных и старопечатных книг. Предтечей российского экслибриса считается каллиграфическое клеймо игумена Соловецкого монастыря Досифея на книгах XV века.

Как всякое искусство, экслибрис – своеобразный отпечаток времени. И при этом лаконичная и яркая характеристика хозяина книги.

В центре Москвы, на Пушечной улице, разместился небольшой музей. Созданный в 1991 году Всесоюзным обществом “Книга” по инициативе библиофилов, коллекционеров и художников, Музей экслибриса занимает 2-й этаж старого дома. С помощью Международного союза книголюбов было приобретено 20 тысяч экслибрисов из 34 стран мира, около тысячи книг, в том числе миниатюрных изданий. Энтузиаст создания музея и его директор Владимир Лобурев подарил любимому детищу коллекцию, которую собирал более тридцати лет.

Первые миниатюрные аллегорические картины появились в России во второй половине XVIII века. Образец стилистически чистого экслибриса того времени – знак архитектора Тома де Томона: женщина в античном костюме, рисующая голову Афины. Пример идеи, доведенной до абсурда, – большой (25 х 14 см) экслибрис некоего Г.Шварца с наглядной демонстрацией способов переворачивания книжных страниц в сопровождении поясняющих надписей на русском и немецком языках.

На Руси до появления печатной светской литературы бытовали надписи на духовных книгах, которые передавали в дар монастырю или церкви, чтобы замолить грехи. Эти “вкладные записи” нередко содержали устрашающий текст: “А кто изволит сию книгу продати, да будет проклят на сем свете и на том, или купит ее, едино проклятие примет, или выдерет, также да будет проклят и со мной суд будет имети во второе Божие пришествие”. Владельцами первых богатейших светских библиотек были сподвижники Петра I Яков Брюс, князь Дмитрий Голицын и лейб-медик императора Роберт Арескин. Один из первых в России гравированных экслибрисов также принадлежит Я.Брюсу; на нем изображен пожалованный ему вместе с графским титулом герб и орден Андрея Первозванного с девизом “За веру и верность”.

Подлинный расцвет искусства экслибриса в России пришелся на конец XIX – начало XX века, когда украшать им книги стали представители всех сословий – от писателей и ученых до купцов и грамотных крестьян. Специалисты насчитывают около 20 тысяч дореволюционных экслибрисов. Это как минимум столько же значительных библиотек. В жанре экслибриса работали мастера “Мира искусства” Александр Бенуа, Лев Бакст, Евгений Лансере, Мстислав Добужинский, Анна Остроумова-Лебедева, Сергей Чехонин. Яркая творческая индивидуальность каждого и умение тонко сочетать декоративность с графичностью сделали эти книжные знаки маленькими шедеврами. Несколько экслибрисов, не уступающих по силе таланта их живописным полотнам, создали Михаил Врубель, Борис Кустодиев и Виктор Васнецов. График с мировым именем Владимир Фаворский стал одним из основоположников школы отечественного экслибриса.

Сюжеты этих графических новелл в миниатюре разнообразны. Книжный знак коллекционера Алексея Бахрушина – отражение деятельности “собирателя древностей”. Книжный знак Константина Коровина даже не новелла, а маленький роман о судьбе умершего в эмиграции художника: на фоне палитры с кистями изображены Нижегородский кремль – родина мастера и набережная Сены. Начало и конец пути.

Поиски жанра продолжились в 20–30-е годы. Тематика, конечно, резко изменилась: заказчиком знаков-агиток для рабочих типографий и колхозных библиотек стало социалистическое государство. Оно же и пресекло развитие искусства экслибриса на тридцать последующих лет. С конца 50-х его пытались возродить, и небезуспешно. Художники увидели в малой графической форме немалую творческую свободу. Кто будет отслеживать идеологическую выдержанность крохотного ярлычка внутри книги?

Экслибрис вел.кн. Сергея Александровича. Конец XIX века

Сегодня отечественный экслибрис переживает кризис. Для единственного в России и второго в мире Музея экслибриса (подобный ему находится в бельгийском городе Сент-Никласе) настали нелегкие времена. Экспозиция пополняется лишь дарами книголюбов и художников, чьи персональные выставки проводятся в музее. В России ныне действует менее десяти клубов экслибриса. Коллекционеры стареют, а их ряды за последние пять лет пополнил всего один новый собиратель.

Тем не менее в музее ежемесячно устраиваются тематические выставки экслибриса и миниатюрной книги, презентации издательств, литературные вечера. Для поклонников “криминального чтива” существует триллер-клуб, куда приходят писатели, режиссеры, следователи.

За год в музее бывает около восьмидесяти экскурсий, в основном для школьников. Но его сотрудники охотно обо всем расскажут даже единственному посетителю. Книга будет всегда, никакой компьютер ее не заменит, считают они и пытаются разбудить интерес к чтению у экскурсантов-школьников. Предлагают нарисовать экслибрис самим и растиражировать его на том же компьютере. Дарят буклеты, значки и гравюры. Плоды этой просветительской деятельности – в книге отзывов. Есть там и такая запись (орфография подлинника): “Мазово провел время. Я бы тоже хотел прикольный экс-либрис”. Уже неплохо.

Рейтинг@Mail.ru