Искусство защиты от книжных воришек
Во всем мире – всего лишь два музея
графических миниатюр. И один из них находится в
Москве
“Экслибрис” в переводе с латыни – “из
книг”. Особый ярлычок, служивший когда-то для
обозначения принадлежности книги владельцу, а
самого владельца – к высшему обществу.
“Гербовый” знак был заодно и “противоугонным”
средством от книжных воришек. Затем экслибрис
стал символом причастности к собирательству. Но
искусство графической миниатюры известно в
основном узкому кругу коллекционеров,
художников и книголюбов.
Этот жанр малой графики – ровесник
рукописных и старопечатных книг. Предтечей
российского экслибриса считается
каллиграфическое клеймо игумена Соловецкого
монастыря Досифея на книгах XV века.
Как всякое искусство, экслибрис –
своеобразный отпечаток времени. И при этом
лаконичная и яркая характеристика хозяина книги.
В центре Москвы, на Пушечной улице,
разместился небольшой музей. Созданный в 1991 году
Всесоюзным обществом “Книга” по инициативе
библиофилов, коллекционеров и художников, Музей
экслибриса занимает 2-й этаж старого дома. С
помощью Международного союза книголюбов было
приобретено 20 тысяч экслибрисов из 34 стран мира,
около тысячи книг, в том числе миниатюрных
изданий. Энтузиаст создания музея и его директор
Владимир Лобурев подарил любимому детищу
коллекцию, которую собирал более тридцати лет.
Первые миниатюрные аллегорические
картины появились в России во второй половине XVIII
века. Образец стилистически чистого экслибриса
того времени – знак архитектора Тома де Томона:
женщина в античном костюме, рисующая голову
Афины. Пример идеи, доведенной до абсурда, –
большой (25 х 14 см) экслибрис некоего Г.Шварца с
наглядной демонстрацией способов
переворачивания книжных страниц в сопровождении
поясняющих надписей на русском и немецком
языках.
На Руси до появления печатной светской
литературы бытовали надписи на духовных книгах,
которые передавали в дар монастырю или церкви,
чтобы замолить грехи. Эти “вкладные записи”
нередко содержали устрашающий текст: “А кто
изволит сию книгу продати, да будет проклят на
сем свете и на том, или купит ее, едино проклятие
примет, или выдерет, также да будет проклят и со
мной суд будет имети во второе Божие
пришествие”. Владельцами первых богатейших
светских библиотек были сподвижники Петра I Яков
Брюс, князь Дмитрий Голицын и лейб-медик
императора Роберт Арескин. Один из первых в
России гравированных экслибрисов также
принадлежит Я.Брюсу; на нем изображен
пожалованный ему вместе с графским титулом герб
и орден Андрея Первозванного с девизом “За веру
и верность”.
Подлинный расцвет искусства экслибриса
в России пришелся на конец XIX – начало XX века,
когда украшать им книги стали представители всех
сословий – от писателей и ученых до купцов и
грамотных крестьян. Специалисты насчитывают
около 20 тысяч дореволюционных экслибрисов. Это
как минимум столько же значительных библиотек. В
жанре экслибриса работали мастера “Мира
искусства” Александр Бенуа, Лев Бакст, Евгений
Лансере, Мстислав Добужинский, Анна
Остроумова-Лебедева, Сергей Чехонин. Яркая
творческая индивидуальность каждого и умение
тонко сочетать декоративность с графичностью
сделали эти книжные знаки маленькими шедеврами.
Несколько экслибрисов, не уступающих по силе
таланта их живописным полотнам, создали Михаил
Врубель, Борис Кустодиев и Виктор Васнецов.
График с мировым именем Владимир Фаворский стал
одним из основоположников школы отечественного
экслибриса.
Сюжеты этих графических новелл в
миниатюре разнообразны. Книжный знак
коллекционера Алексея Бахрушина – отражение
деятельности “собирателя древностей”. Книжный
знак Константина Коровина даже не новелла, а
маленький роман о судьбе умершего в эмиграции
художника: на фоне палитры с кистями изображены
Нижегородский кремль – родина мастера и
набережная Сены. Начало и конец пути.
Поиски жанра продолжились в 20–30-е годы.
Тематика, конечно, резко изменилась: заказчиком
знаков-агиток для рабочих типографий и колхозных
библиотек стало социалистическое государство.
Оно же и пресекло развитие искусства экслибриса
на тридцать последующих лет. С конца 50-х его
пытались возродить, и небезуспешно. Художники
увидели в малой графической форме немалую
творческую свободу. Кто будет отслеживать
идеологическую выдержанность крохотного
ярлычка внутри книги?
|
Экслибрис вел.кн. Сергея Александровича.
Конец XIX века |
Сегодня отечественный экслибрис
переживает кризис. Для единственного в России и
второго в мире Музея экслибриса (подобный ему
находится в бельгийском городе Сент-Никласе)
настали нелегкие времена. Экспозиция
пополняется лишь дарами книголюбов и художников,
чьи персональные выставки проводятся в музее. В
России ныне действует менее десяти клубов
экслибриса. Коллекционеры стареют, а их ряды за
последние пять лет пополнил всего один новый
собиратель.
Тем не менее в музее ежемесячно
устраиваются тематические выставки экслибриса и
миниатюрной книги, презентации издательств,
литературные вечера. Для поклонников
“криминального чтива” существует триллер-клуб,
куда приходят писатели, режиссеры, следователи.
За год в музее бывает около восьмидесяти
экскурсий, в основном для школьников. Но его
сотрудники охотно обо всем расскажут даже
единственному посетителю. Книга будет всегда,
никакой компьютер ее не заменит, считают они и
пытаются разбудить интерес к чтению у
экскурсантов-школьников. Предлагают нарисовать
экслибрис самим и растиражировать его на том же
компьютере. Дарят буклеты, значки и гравюры.
Плоды этой просветительской деятельности – в
книге отзывов. Есть там и такая запись
(орфография подлинника): “Мазово провел время. Я
бы тоже хотел прикольный экс-либрис”. Уже
неплохо.
|