Валентина ГУСЕВА
д. Кладово, Пошехонский район, Ярославская
область
Как-то неуютно все время учиться
всерьез
Когда дети устают – без шутки не
обойтись
Здравствуйте! Примите меня в число ваших
авторов. Работаю я в сельской малочисленной
школе двадцать лет плюс десять лет в детском саду.
На просьбе я не настаиваю – я просто
осторожненько стучусь. Нравится мне у вас. Все
нравится. Многое переношу в свой класс. Вот
прочитала про экскурсии, даже удивилась, что иду
очень похожим путем, только экскурсии у меня
заочные. (Бородинское поле – за дверями класса, а
Севастополь – только выйди за школьные двери.)
Зато родник у нас есть настоящий, парк старинный,
липовая аллея есть, почти как “Аллея Керн”.
Известно, что смех делу не помеха. “Ой,
опять эти пятиклашки, – плачусь я сама себе. –
Треть урока их в общий ритм вводишь, а чуть за
половину перевалило, они уже устали”.
Побаиваюсь я этого класса, вернее, не
класса самого по себе, а этого возраста, их
быстрой утомляемости, рассеянности.
Физкультминутки? Спасают отчасти. Порой мне
кажется, что они для уроков русского
малоэффективны – потерянное время...
Думала я, думала и придумала. Вернее,
сами ребята подсказали. Я тогда еще историю
преподавала. Повторяли с ребятами Северную войну.
Рома активно участвовал в обсуждении, приводил
интересные примеры, торопился. Спрашиваю:
– Ребята, кто был противником Петра I в
этой войне?
– Карлсон XII! – воскликнул Рома.
Класс от смеха просто повалился. Анекдот
пошел гулять по школе и ныне нет-нет да всплывет.
Кто же после этого имя Карла XII забудет?
Вот тогда-то меня и осенило: надо завести
тетрадочку и собирать комичные ситуации, лучше,
если это будет по предметам.
Теперь у меня всегда есть на примете то,
что даст разрядку, заставит улыбнуться.
Изучается род имен существительных.
Когда утомление детей достигает критической
отметки, я хлопаю в ладоши и говорю: “Все –
заговорщики”. Дети эту игру знают и любят.
Выбираю заговорщиков и увожу за дверь. Там с ними
договариваемся и возвращаемся в класс. Начинаем
играть. Говорю классу:
– Придумайте имена существительные
мужского рода.
Дети кричат разные слова:
– Мышь, река, стол.
В это время один из заговорщиков кричит:
– Мужчина!
Я одобряю ответ и прошу записать его на
доске с указанием рода.
Переходим к словам женского рода.
Все повторяется. Записывается слово
“женщина”.
– Средний?
– Дитя!!! – кричит один из заговорщиков и бежит к
доске.
Ученики, видя эту цепочку, очень смеются.
И мы вместе находим то, что делает запись смешной.
Есть минутка – можно и о природе комического
поговорить, о том, почему возникает смех. О
несоответствиях и неожиданностях.
Однажды разговор о различных видах речи
начался так:
– Пришла девочка из школы и сказала:
“Существуют два вида речи – письменная и
вкусная”.
А дальше учебная тема пошла легко.
На уроках в старших классах как-то
неуютно все время учиться всерьез. Время от
времени я пускаю по классу листочки, на одной
половине которых написаны перлы из детских
сочинений, а уж вторую они заполняют сами.
Переговариваются, смеются, а дело делают,
работают, правят.
– Она боялась выстрелов, и поэтому из
нее не стреляли.
– Матросы отстреливались винтовками и гранатами.
– Смешные косички торчали из-за ушей, в которые
были вплетены ситцевые тряпочки.
– Она смотрит на уголки, и ее глаза отражаются в
них.
– В шкафу звенела посуда и стучали каблуки.
И так далее, и так далее.
Смейтесь на здоровье. Смех делу не
помеха. А если чуть-чуть подумать, то и пользу
можно извлечь преогромную.
До свидания. Всем желаю здоровья и удачи.
|