Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/1999

Архив
Валентина ГУСЕВА
д. Кладово, Пошехонский район, Ярославская область

Как-то неуютно все время учиться всерьез

Когда дети  устают – без шутки не обойтись

Здравствуйте! Примите меня в число ваших авторов. Работаю я в сельской малочисленной школе двадцать лет плюс десять лет в детском саду. На просьбе я не настаиваю – я просто осторожненько стучусь. Нравится мне у вас. Все нравится. Многое переношу в свой класс. Вот прочитала про экскурсии, даже удивилась, что иду очень похожим путем, только экскурсии у меня заочные. (Бородинское поле – за дверями класса, а Севастополь – только выйди за школьные двери.) Зато родник у нас есть настоящий, парк старинный, липовая аллея есть, почти как “Аллея Керн”.

Известно, что смех делу не помеха. “Ой, опять эти пятиклашки, – плачусь я сама себе. – Треть урока их в общий ритм вводишь, а чуть за половину перевалило, они уже устали”.

Побаиваюсь я этого класса, вернее, не класса самого по себе, а этого возраста, их быстрой утомляемости, рассеянности. Физкультминутки? Спасают отчасти. Порой мне кажется, что они для уроков русского малоэффективны – потерянное время...

Думала я, думала и придумала. Вернее, сами ребята подсказали. Я тогда еще историю преподавала. Повторяли с ребятами Северную войну. Рома активно участвовал в обсуждении, приводил интересные примеры, торопился. Спрашиваю:

– Ребята, кто был противником Петра I в этой войне?
– Карлсон XII! – воскликнул Рома.

Класс от смеха просто повалился. Анекдот пошел гулять по школе и ныне нет-нет да всплывет. Кто же после этого имя Карла XII забудет?
Вот тогда-то меня и осенило: надо завести тетрадочку и собирать комичные ситуации, лучше, если это будет по предметам.

Теперь у меня всегда есть на примете то, что даст разрядку, заставит улыбнуться.

Изучается род имен существительных. Когда утомление детей достигает критической отметки, я хлопаю в ладоши и говорю: “Все – заговорщики”. Дети эту игру знают и любят. Выбираю заговорщиков и увожу за дверь. Там с ними договариваемся и возвращаемся в класс. Начинаем играть. Говорю классу:

– Придумайте имена существительные мужского рода.

Дети кричат разные слова:
– Мышь, река, стол.

В это время один из заговорщиков кричит:
– Мужчина!

Я одобряю ответ и прошу записать его на доске с указанием рода.

Переходим к словам женского рода.

Все повторяется. Записывается слово “женщина”.

– Средний?
– Дитя!!! – кричит один из заговорщиков и бежит к доске.

Ученики, видя эту цепочку, очень смеются. И мы вместе находим то, что делает запись смешной. Есть минутка – можно и о природе комического поговорить, о том, почему возникает смех. О несоответствиях и неожиданностях.

Однажды разговор о различных видах речи начался так:

– Пришла девочка из школы и сказала: “Существуют два вида речи – письменная и вкусная”.

А дальше учебная тема пошла легко.

На уроках в старших классах как-то неуютно все время учиться всерьез. Время от времени я пускаю по классу листочки, на одной половине которых написаны перлы из детских сочинений, а уж вторую они заполняют сами. Переговариваются, смеются, а дело делают, работают, правят.

– Она боялась выстрелов, и поэтому из нее не стреляли.
– Матросы отстреливались винтовками и гранатами.
– Смешные косички торчали из-за ушей, в которые были вплетены ситцевые тряпочки.
– Она смотрит на уголки, и ее глаза отражаются в них.
– В шкафу звенела посуда и стучали каблуки.

И так далее, и так далее.

Смейтесь на здоровье. Смех делу не помеха. А если чуть-чуть подумать, то и пользу можно извлечь преогромную.

До свидания. Всем желаю здоровья и удачи.

Рейтинг@Mail.ru