Елена КАДУЖИНА
с. Домна, Читинская область
Я не сторонник игровых уроков, но на
этот раз все оказалось к месту
В классе не было ни одного равнодушного
созерцателя
Решение написать в “Режиссуру урока”
созрело давно.
Меня очень тронула статья Марии
Ганькиной “Ловушки свободного дебюта”. На такой
откровенный разговор может решиться только
ищущий, искренний человек. Я бы не отважилась так
обнажить душу.
Мне очень близко все то, что написано в этой
статье. Когда прочитала: “Мы были настолько
оголтелые, что пытались спасать детей от их же
собственных матерей и отцов...” – внутренне
сжалась. Да, и ко мне приходило подобное желание,
когда работала в детском саду, а затем в детском
костно-туберкулезном санатории.
Детей так легко приручить, особенно если
они чувствуют твою искреннюю заинтересованность
и любовь. Теперь я считаю, что нельзя вносить
разлад в детские головы. Ведь в них генетически
закладывается, что родитель, как более сильный и
умный, всегда прав. Пусть так и будет. Я бы сказала,
что наша задача – показать детям, что существуют
другие правила поведения, другие стили общения,
другой образ жизни.
Вы описываете бурную и интересную
работу с детьми. Вполне естественно, что после
такого накала страстей, полета фантазии
накапливается усталость, появляются сомнения.
Взлеты и падения, к сожалению, – спутники нашей
профессии. Я искренне рада, что на вашем пути
встретилось столько знающих и понимающих людей.
Для меня таким деликатным и думающим
собеседником стала газета “Первое сентября”.
Вы очень интересно сформулировали мысль:
“Как учить всех, чтобы не стать инвалидом
педагогического труда?”. Вслед за вами тоже могу
сказать, что противоречие между долгом давать
хорошее образование и ненасилием для меня не
разрешено.
Иногда я завидую тишине, царящей на
уроках педагогов старой закалки. Но своих детей
такому учителю не отдам.
Путем компромиссов и усмирения своих
учительских амбиций пришла к заключению, что я
самый обыкновенный учитель. Пусть я не
самореализуюсь как кузнец суперхимиков (супербиологов),
но на моих уроках дети не будут испуганы и
унижены.
А теперь хотела бы рассказать об одном
уроке, из-за которого я решилась написать. В мае
прошлого года “Режиссура урока” рассказывала о
том, как шестиклассники сдавали необычный зачет
– наоборот. Мне тоже захотелось провести такой
урок.
В 10 классе закончили изучение темы
“Предельные углеводороды”. Материал новый,
сложный, важный для понимания всего дальнейшего
курса химии. Готовимся к зачету. Вроде все
просчитали: и учителей пригласили, и урок
сдвоенный, и таблицы, справочники подобрали...
Но новый день преподнес нам сюрприз: в
сельсовете наконец нашли автобус, юношей-десятиклассников
допризывного возраста сняли с уроков с тем, чтобы
ехать на медкомиссию в Читу.
Остались девчонки и несколько парней
постарше. Вроде как все довольны – зачет (опрос)
сорвался, но в душе немного обидно: готовились
все-таки!
Тогда я решаюсь и декламирую:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Дети встрепенулись.
Предлагаю:
– Давайте сегодня отдохнем, отвлечемся от уроков
и отправимся в плавание.
– Ура!
– Урок химии никто не отменял, поэтому по ходу
путешествия придется отвлечься для решения
нескольких химических проблем.
(Вывешиваю на доску большую обобщающую
таблицу. Прошу достать тетрадные листочки.)
– У-у-у! (Разочарованно.) Опять
проверочная работа!
– Нет, начнем с того, что листочек разорвем не так,
как обычно, а вдоль, чтобы получились длинные
полоски бумаги. Это паруса!
Левый борт – половинка 10 “А” класса, правый борт
– половинка 10 “В”.
На дорожку вспоминаем:
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...
Начинаю диктовать вопросы. Ответы
пишутся в столбик, при этом парус каждый раз
сворачивается (вот своеобразный ответ на
извечный учительский вопрос: как предупредить
списывание?).
Прозвучало 12 вопросов. Утихло море.
Свернуты паруса. Понемножку разворачивая,
начинаем проверять. Левый и правый борта по
очереди дают свои ответы, вместе находим верное
решение. Неправильный ответ обводим кружочком.
Впереди самое интересное. Прошу взять хорошо
отточенный карандаш и на месте каждой ошибки
сделать дырку, не жалея свой парус.
В глазах десятиклассников недоумение.
Переспрашивают, уточняя, правильно ли поняли
меня. Как замечательно определяли командное
первенство: на просвет, по степени
“изорванности” парусов.
Выявили и лидера в одиночном плавании –
умницу Иринку из 10 “В”! Не заметили, как
пролетело время.
Начиная такой урок, я побаивалась
реакции учеников на эту затею – все-таки
старшеклассники! Но довольны оказались все – и
те, у кого дырок оказалось мало (оценку
заработали), и те, кто просто вволю изорвал паруса.
Была довольна и я, так как на уроке не было ни
одного равнодушного созерцателя.
Так благодаря вашей “Режиссуре...”
прошел необычный и увлекательный урок. Не
состоялся зачет наоборот – удалось
замечательное плавание.
Обычно я не сторонник игровых уроков, но
здесь все оказалось к месту: и материал повторили,
и два 10 класса больше сдружились.
Спасибо вам! До свидания.
Спасибо за творческую импровизацию и
искренность рассказа. Вы “не сторонник игровых
уроков”.
Но это не помешало вам уловить и удачно
использовать тот деловой эффект от одного из
предложенного нами режиссерского приемчика –
делать дырки в местах ошибок.
Для нас особенно ценно ваше
свидетельство, что заранее вы готовились совсем
к другому. И когда планируемое сорвалось, в этой
экстремальной ситуации вам и вспомнились
“дырявые паруса”. В расчете на подобные
ситуации мы стремимся придать сдвоенную
направленность нашим статьям.
Они рассчитаны и на спокойное,
целенаправленное повторение-использование
заинтересованным учителем наших советов, и на те
пожарные ситуации, которые время от времени
неизбежно возникают на уроках у каждого учителя,
когда он не знает, что делать. Вот тут-то и могут
самым неожиданным образом сработать наши
деловые советы по режиссуре школьного урока.
|