Александр КАЛМАНОВСКИЙ
учитель начальной школы
Кому принадлежит урок –
учителю или ученику?
Этот вопрос не о том, чья в классе
власть, а о доверии и взаимопонимании между
взрослыми и детьми
Автор этой статьи Александр Борисович
Калмановский много лет работает в школе.
Заслуженный учитель России. В последние годы он
учит младших детей. Его рассуждения о назначении
учителя, о смысле его педагогической работы
показались нам важными. Потому что они открывают
не новую систему обучения и воспитания человека,
но самого ребенка, проявляющего свою
уникальность, когда ничто не сдерживает его
внутренней работы и не довлеет над душой.
Открытие ребенка
О чем думает первоклассник, ранним утром
входя в класс? Что чувствует? Я долгое время не
решался задавать этот вопрос детям, да и себе
самому. Боялся услышать неискренний ответ. Чаще
всего ребенок смотрит на нас и старается угадать,
чего от него ждет взрослый. Он отвечает, но ему
приходится хранить свою тайну, ведь мы
предпочитаем делать вид, что все о нем и так знаем
или можем узнать. Мы планируем происходящие в
нашем ученике изменения, даже не пытаясь
поинтересоваться, желает ли он их сам. Нам
кажется, что эти изменения происходят с каждым и
что поэтому они не уникальны. Все-таки тайна у
ребенка есть. Признать это для учителя означает
счесть непредсказуемыми результаты его
педагогических усилий и по большому счету
непредсказуемость развития. Непростое
признание.
Я попытался начать работу не с передачи детям
знаний, умений и навыков, что привычно для
каждого учителя, а стал работать с тем, о чем они
говорили. Помогать им только когда просили.
Понял, что именно совместно с детьми в каждой
конкретной ситуации можно оказать воздействие
на их развитие.
Совместно с детьми? Но для этого как минимум надо
уметь их слушать. Обладаем ли мы таким даром?
Готовы услышать? Хотим ли? В ответах на эти
вопросы постепенно становилась понятной и
профессиональная функция учителя.
Шаг навстречу
Кто делает первый шаг навстречу: ребенок
или взрослый? Если дело происходит не в школе, то
еще можно представить ситуацию, когда сын просит
отца: «Почитай мне, пожалуйста!» Но в классе…
Здесь тон задает учитель. Выходит, что в своем
желании дать знания мы становимся
профессиональными агрессорами. А ребенку ничего
не остается, как уйти в глухую защиту. Так, значит,
суть заключается в том, чтобы сменить внутреннюю
установку – не передавать знания, а постараться
услышать, усмотреть, понять каждого ученика и
потом профессионально поддержать его.
Оказывается, не заранее составленные программы и
планы, а именно устремления ребенка являются для
учителя содержанием и руководством в работе.
Итак, власть передается ученику. А нам предстоит
добровольно последовать за ним. Можем ли мы себе
это позволить? Да мы просто обязаны это сделать,
оставив позади целую эпоху безуспешного поиска
субъекта образования. Вопрос состоит лишь в том,
насколько волен ребенок в своем выборе:
следовать за взрослым или прислушаться к себе и
попытаться осуществить хотя бы одно из
собственных устремлений. И в то же время в
состоянии ли взрослый позволить ребенку быть
самим собой? Умеет ли он так работать?
Диалог плюс реконструкция прошлого
Все же есть даже в школьной жизни нечто
особенное, что позволяет ученику не изменять
себе. Это уникальное детское восприятие
действительности. Значит, надо переместить фокус
привычной учительской позиции на попытку
разобраться в основах детского восприятия.
Одна девочка с трудом решала математические
примеры, и ей не нравилась эта работа, а вот
задачи давались сравнительно легко, и она решала
их с удовольствием. Обычно учитель старается
сделать так, чтобы девочка все же научилась
решать ненавистные примеры. Применяет десяток
методик и техник, тратит массу усилий и
профессионального мастерства. Но на самом деле
важным окажется другое – то, что не зависит ни от
каких методик, а стоит именно за этой
особенностью его ученицы. Важными окажутся ее
прошлый опыт и ее человеческая уникальность.
Девочке надо было представить конкретную
ситуацию, которая соответствовала бы решаемому
примеру, можно сказать, сочинить на пример
задачку. Для этого всегда необходимо время. А
его-то и не хватало. Выходило, что ей не годились
условия, созданные учителем для выполнения
работы, а неспособность к абстрактным
математическим действиям была ни при чем. Я не
стремился научить эту девочку арифметике, а стал
расспрашивать, что с ней происходит, когда она
решает примеры, и что – когда задачки. То есть
пытался реконструировать эту ее жизненную
историю, чтобы построить основания для
дальнейшей работы и создать соответствующие
условия. Мне всегда было интересно установить
истинные устремления ребенка. Не те, о которых он
легко объявляет, а те, что сокрыты от внешнего
глаза и о которых он и сам часто не подозревает.
Ведь настоящую педагогическую работу можно
вести только с истинными устремлениями.
Однажды во время утреннего разговора Игорь
сообщил свою радость: «Еду на дачу к бабушке!» Что
же его так обрадовало? Возможность увидеть
любимую бабушку? Отправиться в лес? Искупаться в
речке? Оказалось, нет. Его привлекала возможность
забраться в старый сарайчик на бабушкином дворе
и повозиться с железками, которые только там и
можно было найти. Ребенок, как правило, и сам не
осознает, почему он так чувствует, видит,
понимает. Просто рассказывает о происходящем. В
своем восприятии он непроизволен и открыт. Но
именно это и позволяет учителю правильнее
интерпретировать его слова и поступки и
действовать соответственно, а самому ребенку
расширить рамки своей свободы.
Рождение новой формы
И вот возникает ситуация, когда нет
учителя и учеников, а есть сообщество людей,
которые стремятся понять друг друга и
осуществить какую-то деятельность, каждый
сообразно своим собственным замыслам. На первый
план выходят продолжительные диалоги, подробное
изучение детского восприятия, реконструкция
прошлого опыта. И все это сразу порождает новые
формы жизнедеятельности, которые, естественно,
вступают в противоречие с традиционным укладом
школы. Вот почему мои уроки многим кажутся
странными. Ведь формы наших занятий рождаются в
совместном с детьми проекте, а не
устанавливаются кем-то извне. Любая новая
инициатива ребенка или взрослого может изменить
всю структуру, и она потому и не является жесткой
и окончательно оформленной, а какой-то плавающей,
что каждый следующий шаг участников
непредсказуем. Именно это предопределяет
активное творческое начало и детей, и взрослых.
|