Одиннадцать – тринадцать
Возраст, когда рушится
психологическое равновесие детства
На всех предыдущих “этапах большого пути”
(младенчество, ясли, дошкольный и младший
школьный возраст) основная задача развития была
позитивной и созидательной... У наступившего
периода иная цель – разрушать. На месте
аккуратного домика “Детство” надлежит
построить новое здание, именуемое “Отрочество”.
И найдется не так уж много родителей, которым
могут понравиться перемены, происходящие с
ребенком.
Особенно внезапным и шокирующим оказывается
исчезновение былой покладистости. “Милый,
ласковый, послушный” вдруг в один прекрасный
день встает на дыбы, как норовистая лошадка, и в
ответ на самую невинную просьбу произносит
страстный монолог о притеснении детей
несправедливыми взрослыми.
Вполне разумные родительские требования
(надеть пальто в холодную погоду и прочее) еще
недавно воспринимались вполне нормально...
Теперь – в штыки. Он реагирует на советы с
нескрываемым отвращением и воспринимает вас как
диктатора.
А однажды вы обнаруживаете, что он врет. Причем
много и часто...
Но и это еще не все. В течение всех предыдущих
лет он наблюдал за старшими, и теперь эти
наблюдения пошли в ход. Когда ему в очередной раз
понадобится доказать свою независимость, он
выберет тот путь, который больше всего возмутит
родителей. Например, если для вас важны его
оценки, то в дневнике появится целая обойма
двоек.
Самая распространенная родительская фраза в
эти нелегкие дни: “Я просто не могу понять, что с
ним случилось”.
Но, собственно, именно это и следует в первую
очередь сделать – понять, что происходит. Понять,
что неприятные качества этого периода:
заносчивость, негативизм, агрессивность, желание
спорить со всеми и обо всем – это прежде всего
попытки обрести индивидуальность. Главное – не
воспринимать их на свой счет и как личную обиду.
Несносное поведение сейчас – вполне нормально.
Скорее должен насторожить ребенок, который в
одиннадцать лет слишком ласков и послушен.
Еще одна особенность этого возраста, о которой
часто забывают... Возраст с девяти до шестнадцати
лет – это промежуток жизненного пути, когда
человек либо приобретает потребность в чтении и
реализует ее в течение всей жизни, либо не
осуществляет эту возможность. А возраст
одиннадцать – тринадцать вообще критический.
А между тем мы уже меньше всего думаем о его
взаимоотношениях с книгой. Столько он нам в это
время доставляет других хлопот: поведением,
оценками, здоровьем... Ну а малышовый период,
когда мы сами покупали и приносили книги,
закончился... И вроде бы он уже “должен сам”.
Однако идеальные представления о том, что в
девять лет начинается свободное общение с
литературой, оправдываются только в отношении
отдельных мальчиков и девочек. На уровне
массового интереса можно констатировать:
одиннадцать – тринадцать – это возраст, когда
исчезает потенциальный читатель. То есть в
старших классах мы опять его обнаружим, но уже
готовым потребителем массовой культуры,
читателем детективов и дамских романов. Недаром
книгоиздатели, проводящие маркетинговые
исследования в поисках ответа, что издавать для
детей одиннадцати – тринадцати лет, получают
неожиданный ответ: на уровне массового
читательского интереса – ничего. Потому не стоит
особенно полагаться на культ книги, якобы
“царящий в нашем доме”. И на школу, которая
далеко не всегда способна преодолеть
“противоречие между индивидуальным характером
общения человека с искусством и коллективным
характером обучения”...
Вопрос, что он читает в одиннадцать –
тринадцать и сколько, актуален как никогда.
|