Русские сны
Они будут мучительно продолжаться до самого
рассвета – когда мы поймем, что нам не на что
жаловаться
Когда ты не слышишь собеседников, когда всякое
«да» на твое «нет» кажется предательством,
наступают мучительные времена, в которых вроде
бы ровным счетом ничего не происходит...
Бросил в недобрую минуту рыжий виршеплет,
срифмовал, никуда теперь не денешься – идешь
такой свободный, такой мыслящий-рассуждающий, и
вдруг с неба голосок скрипучий бурчит:
второсортные мысли... второсортной эпохи... И
оглядываешься... И жутко делается – так, ни с чего,
от сравнений, от аллюзий...
Мы – страна медленных идей. Там успевают жизнь
прожить, а мы только просыпаемся. Там –
хрустальные и звонкие формулировки, без
заглубления, без дна, вообще без третьего
измерения. Нам мнится, лелеется – какие мы
сложные, эк нас крутит, молотит Страна большой
спячки. Только кажется, что мы проснемся. Или
проснулись. Мы спим.
И видим сны. Про то, что мы видим. Но ничего не
видим – мы только понаслышке знаем. И очень не
любим, когда нам четко и по правилам
рассказывают. Это нарушает наше представление о
прекрасном. Ведь прекрасное – чуть в дымке. Рукой
не ухватишь. Не пощупаешь.
Так начинается настоящий русский манифест.
Понятно, почему все русские идеи созревали в
Париже, Берлине, Цюрихе или в Вермонте. Оттуда
кажется: эх, приехать бы и влиться в широту
русской жизни. Приезжали – и тонули в болоте.
Интеллигент невозможен на Западе, а здесь –
невозможен интеллектуал. Там интеллигент не
выдерживает темпа и напора. Диваны иначе
расположены, и собеседники очень скорые. Тут
интеллектуал задыхается посреди мнений и слов.
Очень много, очень разных, присмотришься – и
начинает доходить бедность смысла: много да-нет,
да-нет. Да-да-нет, нет-нет-да. И так далее. До
горизонта просторы велики, нюансы едва
различимы, игры в бисер не получается из-за
отсутствия иронии, отстраненности и навыка иметь
холодную голову. Где ты, желчный Чаадаев?
Засосало. Где бойкие русские мальчики,
обустраивать Россию задумавшие, болтая
по-лягушачьи? У нас царевны – лягушки. И лягушки
– царевны. И только стрелы летают туда-сюда, не
пойми кем пущенные, не пойми куда. Так, для
лихости и дополнительных шумовых эффектов. Ведь
иначе задохнешься в тишине бесконечно
перебираемых кубиков, не разберешь, что за
кубики, кто строит, зачем. Бесформие.
Русский интеллигент бродит среди мнений. Он
зависит от них, чужих мнений и слов. Причем редкий
не попадает в ловушку очных комплиментов, редкий
выдерживает диалог, не слышит собеседника, от
глухоты и беспомощности кроет площадным матом,
нарочито непристоен, нарочито крут. Обмен
мнениями невозможен – возможно лишь воровство.
Вопрос повисает, собеседник бесконечно отвечает
кому-то третьему, незнаемому, в никуда, в пустоту.
И полагает, что в вечность. Он повсюду видит врага
– всякое да на его нет подобно предательству,
любое возражение равно выстрелу в спину. Он готов
за мнимое единодушие принять молчаливое
недоумение, он непрестанно в борьбе. Только не
видно, с кем сражается. Поэтому ему нужен
материализованный враг. И враг обретает плоть –
силой его воли и воображения. В сущности, все
русские вопросы и споры развивались по этому
сюжету. И только интеллигентные большевики
довели русский диспут до кровавой бани. Кто не с
нами... Кто не за общее дело... Кто там шагает
левой...
Русских идей, вызревших в России и несших
положительный заряд, по пальцам перечесть.
Собственно, только одна – философия общего дела
Федорова с вариациями на тему. Вариации, как
помнится, предложили Толстой, Достоевский да
Соловьев. И начальная мысль, и ее развитие носят
характер фантасмагорический, надмирный. Их всех
так высоко уносит, так они парят, мнится, в
поднебесье, что современников, собеседников не
слышат. Да и что их слушать, муравьев, когда мы с
Богом беседуем.
Федоров предложил воскресить предков – не
как-то иносказательно, а реально и во плоти. На
Западе долго, трудно, сомневаясь, что-то в этом
направлении рыли. И придумали клонирование. И
осуществили. Клонировали овцу. Федоров посмеялся
бы: ни размаха, ни масштаба. Что с овцы
человечеству? На Востоке синтезировали ДНК и
ждут заказов на дешевую рабочую массу. Русские
кричат: Апокалипсис, караул! Даниил Андреев, еще
один мечтатель, Апокалипсис уже предрек. Новый
Нострадамус расцветил конфетку, подсластил:
угощайтесь, любители мистического, русское блюдо
– непереводимое, как конек-горбунок...
Как мы презираем западное крохоборство, как мы
спешим утопить все, до нас бывшее! Мальчики
Достоевского неизбывны. Мальчики приходят и
выкорчевывают. Месят. Рушат. И наблюдатели
всплескивают ручками: ах, какая смелость, какая
бескомпромиссность. Однако мальчики стареют,
приноравливаются к игре по правилам, к законам
низким и плоским и начинают наверстывать
упущенное. Начинают взрослую жизнь. А там уж и
новое племя подоспело – с рогатками. Так и
катится русская жизнь, перебирая идеалы в
прошлом: то это себе приспособит, то другое, пыль
стряхнет – и авось сгодится.
Советские времена крутым и тотальным
безденежьем сообщили русскому характеру очень
неприятную черту. Мыслители гонятся не только за
истиной, но и за рублем. Причем на Западе это
естественно: придумал, озвучил, гонорары шлют, на
конференции приглашают, никто не чурается
бесплатно выступить. У нас – четверть мысли
придумал, но денег хочется за целую. И чтобы
немедленно внедряли, хвалили и предлагали
оплачиваемую работу в «сферах» – иначе заговор,
круговая порука посредственностей.
Нигде так не популярны изыскания в прошлом, как
в России. Мы упиваемся новыми трактовками того,
что известно. Мы ниспровергаем то, что когда-то
любили. Мы переделываем нашу историю с
энтузиазмом, который в иных широтах применим
лишь в бизнесе и маркетинге. Мы не работники
последнего часа, что так льстило нашему
самолюбию, мы – могильщики, гробокопатели и
охотники за черепами.
Казалось бы, десять лет выясняли подробности
советской эпохи, от нее и следа не осталось. Но
нет, Ампилов, Баркашов, Макашов и писатель земли
русской Лимонов с глубокомысленным Дугиным
вылезли из подполья и метят в истеблишмент. А еще
толкуют, что во власть нельзя пробраться. Можно –
и успешно. Только нужно делать это терпеливо и
настойчиво. Большевики почти два десятилетия
высиживали свое яйцо. Кадеты – не меньше. Эсеры
ждали импульсивнее, но из-за человеческих потерь
многие не поспели...
Россия – страна грандиозных возможностей.
Возможностей большого пшика. Вот, собственно,
поэтому и не приходится удивляться, что ни
философии, ни экономических теорий, ни
политических, ни социологических, ни
практических успехов у нас нет и быть не может.
Пока мы не перестанем сетовать, что у нас ничего
нет кроме тотального воровства и
непрофессионализма. А мы никогда не перестанем.
Иначе – о чем говорить?
Жизнь на обочине – это повторение азов большой
дороги. С видом первооткрывателей, лежа в канаве,
мы посмеиваемся над открытиями мира, живущего
нынешним днем. Для нас, покойных созерцателей,
это – суетное и бесполезное мельтешение в
поисках прибыли. Мы бесконечно презираем цель,
методы и средства. Все – от бонз до нищих – в
глубине души мы верим в великое предназначение
нас. Но что осуществляем на деле?
|