Страничка Василия Кольченко
...В конечном счете все в классе
происходит ради детей
Из редакции мне в Нью-Йорк передали
читательские письма. Хорошие письма, дружеские.
Вопросы, пожелания, мимолетные детали
учительской жизни, говорящие о многом.
И что-то они мне напоминают. Это как в
классе: ты открываешься ученикам, и они
открываются тебе в ответ. Короткий миг взаимной
откровенности, взаимной близости многого стоит.
Смущенная улыбка, благодарный взгляд ребенка
бывает дороже похвалы на педсовете. Как
заслужить этот высший знак признания?
Я не могу называть имена, не спросив
разрешения, но приведу все же пару строк из
письма сельской учительницы:
“Сегодня – ночь метеоритного дождя.
Сейчас закончу письмо и пойду под звезды, там
назначена встреча с ребятишками. Сельские – они
тоже любознательные”.
Удивительно, как в нескольких словах,
непритязательных, бытовых, можно все выразить:
жизнь, любовь, педагогику. И ничего больше не надо.
Кончайте письмо и идите под звезды. Там назначена
ваша главная встреча – не с учениками, нет – с
ребятишками. Они ведь тоже любознательные. И
встреча ваша – длиною в жизнь.
Почему так получается: у одних учителей
всегда находятся ученики, с которыми можно
смотреть метеоритный дождь, а у других их никогда
не было? Это не обязательно должны быть все дети
или весь класс, достаточно маленькой группки,
трех, двух, даже одного ребенка.
Важно не число, а острота чувства,
способность к душевному контакту. Знакомая
учительница музыки говорила: “На уроке этот
мальчик – словно луч света в темном царстве”.
Темное царство – гнетущее сравнение для урока.
Но ведь был в нем для нее и луч света, а значит, и
надежда на освобождение.
Интересно, увидела ли в тот вечер
сельская учительница со своими ребятишками
падающие звезды или небо заволокло тучами? Лучше,
если увидела, а если нет – тоже не беда. Главное,
что они были все вместе в ожидании чуда под
темным холодным небом, согретые улыбкой товарища.
Такое не забывается. Необычное
приключение, неожиданный подарок – вот чего
неосознанно жаждет детская душа, да и взрослая
тоже. Учитель вместе с детьми щедро творит эти
маленькие чудеса, вовсе не требующие особой
экзотики. Чтобы увидеть небо в алмазах, не
обязательно ехать на Северный полюс. Обычная
классная комната вполне сгодится.
Недавно после вечернего занятия в
университете ко мне подошел мой студент Хамберто.
Он хочет участвовать в Нью-Йоркском марафоне.
Каждый год в нем бегут около тридцати тысяч людей
из многих стран мира. Разноцветная толпа
движется по просторным мостам и магистралям.
Дорожное движение в Нью-Йорке замирает, а
телевидение показывает бегущих час за часом.
Хамберто похож не на спортсмена, а на
добродушного бухгалтера. Низенький, полноватый,
лысоватый, в очках, с женой и детьми – и все же
мечтает о марафоне. Взрослый ребенок! Внешность
Санчо Пансы, а душа Дон Кихота. Он бегает три раза
в неделю по десять миль, но стало болеть колено.
Что делать?
Моя задача – утешить незадачливого
атлета. “Ты и не представляешь, сколько людей
страдает от спортивной травмы в начале занятий,
– говорю я. – Уменьши нагрузку. Набирай объем
тренировок постепенно. Марафон от тебя не убежит,
успеешь поучаствовать в будущем году”.
Ничего особенного я ему не сказал, но что-то
возникло между нами, какая-то невидимая связь –
связь доверия. Ему нужен мой совет, он не боится
спросить его, обнаружив свою неожиданную мечту.
Возвращаясь вечером на метро домой, я вспоминаю
своего марафонца и улыбаюсь.
Конечно, душевный контакт с учениками
всей педагогики не исчерпывает. Надо знать и
любить свой предмет, уметь организовать учебную
работу. Но в конечном счете все в классе
происходит ради детей, а значит, душевный контакт
с ними – первое условие успеха.
Почему же он так трудно дается иному
учителю? Что это – нежелание, неспособность или
способность неразвитая, заглохшая? Есть люди,
работающие в классе каждый день, год за годом, до
самой пенсии, которые так и не испытали радости
общения с ребенком. Они вам, пожалуй, скажут, что
этой радости и быть не может, что все это
сентиментальные выдумки, что откровенность
угрожает дисциплине.
Ожесточенные жизнью, они переносят это
ожесточение на детей, на свою профессию, на себя.
Зачем? Отчего? Как приобщить их к источнику
радости, бесплатной, не облагаемой налогами,
близкой – лишь протяни руку?
|