Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/1999

Архив
Мария БЕЛИЛОВСКАЯ

Одни создают школу, другие заносят ее в список. Или – не заносят. И тогда...

Образовательные комплексы – самая удавшаяся и самая распространившаяся новация в нашем образовании. Люди старались, чтобы детям было лучше, и интуитивно угадали. Ведь хорошо, когда всякая разная педагогика собрана в одном месте, а не за тридевять земель друг от друга. Ни одного совещания не провели, ни одного приказа не было, ни одной инструкции – а по всей России за два-три года появились сами по себе тысячи комплексов. А в это время писались положения о том, какие в России должны быть школы и вообще образовательные учреждения.

Вот она, разница: то, что на самом деле возникает, оказалось, не имеет для чиновников ровным счетом никакого значения. А вот то, что должно быть – мнимая реальность административного сознания, – вот это и должно стать реальностью. Поэтому в один прекрасный момент спросили: “Какие такие комплексы, никто не разрешал...”

Право на пенсию, которого нет

Во-первых, УВК не числятся среди типов общеобразовательных учреждений Министерства образования; о них нет типового положения, а следовательно, у уставов уже существующих УВК нет никакой правовой основы.

Во-вторых, Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает им право на пенсию за выслугу лет, был утвержден правительством в 1990 году и последний раз дополнялся шесть лет назад. Новые виды образовательных учреждений, в том числе и учебно-воспитательные комплексы, в список включены не были. Поэтому тем, кто в них работает, педагогический стаж не засчитывается, а соответственно и на пенсии за выслугу лет они не имеют права. А это десятки тысяч учителей по всей России!

Способ сэкономить

Вплоть до начала прошлого года этому не придавали значения: органы социальной защиты, принимая во внимание, что в структуру комплексов были включены предусмотренные тем самым Списком детский сад и школа, назначали педагогическим работникам УВК пенсии за выслугу лет. Однако в сентябре 1997 года Пенсионный фонд разъяснил, что поскольку по Закону РФ “Об образовании” (п.2 ст.12) учреждение образования является юридическим лицом, пенсия за выслугу лет может назначаться только в этом случае. А в рамках УВК ни школа, ни детский сад собственного юридического лица не имеют. “Увидели, что можно в очередной раз сэкономить деньги на бедных учителях”, – с горечью комментируют педагоги, которым отказали в назначении пенсии за выслугу лет.

Главное, на что теперь обращается внимание, – конкретное наименование учреждения. Называется оно “школа – детский сад” – значит, пенсия полагается, а если то же самое по сути сочетание именуется комплексом – уже нет.

Профсоюз работников образования и науки РФ, их московские коллеги обращались в Министерство труда и социального развития с предложением дополнить “Список профессий работников образования...” Министерство труда согласилось, что “вопрос о необходимости кодификации законодательства о пенсиях за выслугу лет заслуживает внимания”, но предложенные варианты привели бы “к расширению круга лиц, которым пенсия назначается в трудоспособном возрасте до достижения общего пенсионного возраста”. А поскольку в стране перманентный кризис с финансированием, дополнительные расходы на пенсионное обеспечение нецелесообразны.

Сэкономили...

Министерские проекты

В результате появления Типового положения об общеобразовательных учреждениях правовой статус получила “начальная школа – детский сад” – образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сейчас в министерстве существуют два проекта постановления “О внесении изменений и дополнений в Типовое положение об общеобразовательном учреждении”. И в том и в другом предполагается, что на основании новой редакции Типового положения общеобразовательные школы получат законное право осуществлять новый вид деятельности.

Учебно-воспитательный комплекс включен в один из этих проектов со следующим определением: “Общеобразовательное учреждение, которое реализует общеобразовательные программы дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также дополнительные образовательные программы (углубленное изучение курсов в области художественно-эстетического, физического и других направлений образования и воспитания)”.

Но даже если этот проект будет взят за основу, проблемы УВК останутся. И поэтому ЦК профсоюза работников образования и науки выступает против того, чтобы внести в Типовое положение комплексы как вид общеобразовательного учреждения. Главный аргумент: работники новых образовательных учреждений неминуемо окажутся ущемленными в своих социально-трудовых правах, поскольку все льготы и преимущества педагогов предусматриваются “при обязательном условии работы в образовательных учреждениях с конкретными предписываемыми им наименованиями. Порядок же изменения нормативных правовых актов, определяющих перечень образовательных учреждений и должностей, работа в которых дает право на льготы и преимущества, требует длительного времени или вообще оказывается невозможным...”

“Будем судиться!”

В московских округах представители управлений образования, УВК и профсоюзов обсуждали, стоит ли возвращаться к первоначальному состоянию, разделяя юридическое лицо “детский сад” и юридическое лицо “общеобразовательная школа”, снова завести разные лицевые счета и так далее. Это означает закрытие. Но УВК не спешат закрываться – ждут и надеются.

К тому же вопрос, что делать с несколькими годами работы в УВК, остается открытым. Учителя не так много зарабатывают, чтобы терять что-то еще. И пока власти решают и колеблются, начали подавать в суд: “Мы будем доказывать, что у нас те же программы, те же образовательные учреждения и такой же педагогический состав, имеющий определенную педагогическую квалификацию”.

Недостатки законодательства приходится восполнять частным путем, судебными прецедентами. И выигранные дела уже есть.

...Может быть, кто-то не понимает – на наших глазах происходит настоящая трагедия. Дело же не только в пенсиях, которых одним мановением лишились сотни тысяч, – дело в том, что эти сотни тысяч однажды поверили в свое право повести за собой детей. А теперь оказывается: никакого такого права у учителя нет, пока ему сверху не разрешили вести детей туда,  куда надо. Нет даже прав называться учителем – не положено. Но, глядя на то, как стойко держатся педагоги и ученики школ-комплексов, как упрямо они добиваются права на существование, думаешь: «Да не может быть, неправда. Выстоят и победят». А вдруг не выстоят?

Рейтинг@Mail.ru