Одни создают школу, другие заносят
ее в список. Или – не заносят. И тогда...
Образовательные комплексы – самая
удавшаяся и самая распространившаяся новация в
нашем образовании. Люди старались, чтобы детям
было лучше, и интуитивно угадали. Ведь хорошо,
когда всякая разная педагогика собрана в одном
месте, а не за тридевять земель друг от друга. Ни
одного совещания не провели, ни одного приказа не
было, ни одной инструкции – а по всей России за
два-три года появились сами по себе тысячи
комплексов. А в это время писались положения о
том, какие в России должны быть школы и вообще
образовательные учреждения.
Вот она, разница: то, что на самом деле
возникает, оказалось, не имеет для чиновников
ровным счетом никакого значения. А вот то, что
должно быть – мнимая реальность
административного сознания, – вот это и должно
стать реальностью. Поэтому в один прекрасный
момент спросили: “Какие такие комплексы, никто
не разрешал...”
Право на пенсию, которого нет
Во-первых, УВК не числятся среди типов
общеобразовательных учреждений Министерства
образования; о них нет типового положения, а
следовательно, у уставов уже существующих УВК
нет никакой правовой основы.
Во-вторых, Список профессий и должностей
работников образования, педагогическая
деятельность которых в школах и других
учреждениях для детей дает им право на пенсию за
выслугу лет, был утвержден правительством в 1990
году и последний раз дополнялся шесть лет назад.
Новые виды образовательных учреждений, в том
числе и учебно-воспитательные комплексы, в
список включены не были. Поэтому тем, кто в них
работает, педагогический стаж не засчитывается,
а соответственно и на пенсии за выслугу лет они
не имеют права. А это десятки тысяч учителей по
всей России!
Способ сэкономить
Вплоть до начала прошлого года этому не
придавали значения: органы социальной защиты,
принимая во внимание, что в структуру комплексов
были включены предусмотренные тем самым Списком
детский сад и школа, назначали педагогическим
работникам УВК пенсии за выслугу лет. Однако в
сентябре 1997 года Пенсионный фонд разъяснил, что
поскольку по Закону РФ “Об образовании” (п.2 ст.12)
учреждение образования является юридическим
лицом, пенсия за выслугу лет может назначаться
только в этом случае. А в рамках УВК ни школа, ни
детский сад собственного юридического лица не
имеют. “Увидели, что можно в очередной раз
сэкономить деньги на бедных учителях”, – с
горечью комментируют педагоги, которым отказали
в назначении пенсии за выслугу лет.
Главное, на что теперь обращается
внимание, – конкретное наименование учреждения.
Называется оно “школа – детский сад” – значит,
пенсия полагается, а если то же самое по сути
сочетание именуется комплексом – уже нет.
Профсоюз работников образования и науки
РФ, их московские коллеги обращались в
Министерство труда и социального развития с
предложением дополнить “Список профессий
работников образования...” Министерство труда
согласилось, что “вопрос о необходимости
кодификации законодательства о пенсиях за
выслугу лет заслуживает внимания”, но
предложенные варианты привели бы “к расширению
круга лиц, которым пенсия назначается в
трудоспособном возрасте до достижения общего
пенсионного возраста”. А поскольку в стране
перманентный кризис с финансированием,
дополнительные расходы на пенсионное
обеспечение нецелесообразны.
Сэкономили...
Министерские проекты
В результате появления Типового
положения об общеобразовательных учреждениях
правовой статус получила “начальная школа –
детский сад” – образовательное учреждение для
детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Сейчас в министерстве существуют два проекта
постановления “О внесении изменений и
дополнений в Типовое положение об
общеобразовательном учреждении”. И в том и в
другом предполагается, что на основании новой
редакции Типового положения
общеобразовательные школы получат законное
право осуществлять новый вид деятельности.
Учебно-воспитательный комплекс включен
в один из этих проектов со следующим
определением: “Общеобразовательное учреждение,
которое реализует общеобразовательные
программы дошкольного образования, начального
общего, основного общего и среднего (полного)
общего образования, а также дополнительные
образовательные программы (углубленное изучение
курсов в области художественно-эстетического,
физического и других направлений образования и
воспитания)”.
Но даже если этот проект будет взят за
основу, проблемы УВК останутся. И поэтому ЦК
профсоюза работников образования и науки
выступает против того, чтобы внести в Типовое
положение комплексы как вид
общеобразовательного учреждения. Главный
аргумент: работники новых образовательных
учреждений неминуемо окажутся ущемленными в
своих социально-трудовых правах, поскольку все
льготы и преимущества педагогов
предусматриваются “при обязательном условии
работы в образовательных учреждениях с
конкретными предписываемыми им наименованиями.
Порядок же изменения нормативных правовых актов,
определяющих перечень образовательных
учреждений и должностей, работа в которых дает
право на льготы и преимущества, требует
длительного времени или вообще оказывается
невозможным...”
“Будем судиться!”
В московских округах представители
управлений образования, УВК и профсоюзов
обсуждали, стоит ли возвращаться к
первоначальному состоянию, разделяя юридическое
лицо “детский сад” и юридическое лицо
“общеобразовательная школа”, снова завести
разные лицевые счета и так далее. Это означает
закрытие. Но УВК не спешат закрываться – ждут и
надеются.
К тому же вопрос, что делать с
несколькими годами работы в УВК, остается
открытым. Учителя не так много зарабатывают,
чтобы терять что-то еще. И пока власти решают и
колеблются, начали подавать в суд: “Мы будем
доказывать, что у нас те же программы, те же
образовательные учреждения и такой же
педагогический состав, имеющий определенную
педагогическую квалификацию”.
Недостатки законодательства приходится
восполнять частным путем, судебными
прецедентами. И выигранные дела уже есть.
...Может быть, кто-то не понимает – на
наших глазах происходит настоящая трагедия. Дело
же не только в пенсиях, которых одним мановением
лишились сотни тысяч, – дело в том, что эти сотни
тысяч однажды поверили в свое право повести за
собой детей. А теперь оказывается: никакого
такого права у учителя нет, пока ему сверху не
разрешили вести детей туда, куда надо. Нет
даже прав называться учителем – не положено. Но,
глядя на то, как стойко держатся педагоги и
ученики школ-комплексов, как упрямо они
добиваются права на существование, думаешь: «Да
не может быть, неправда. Выстоят и победят». А
вдруг не выстоят?
|