Дайте образованию денег – и оно
будет как новое!
Такое же, как 30 лет назад?
Деньги могут спасти школу – но не они
определяют качество образования
Бывшее советское, ныне российское
образование – лучшее в мире.
Об этом теперь принято говорить
официально, это стало частью протокола на всех
уровнях: в Государственной Думе, в правительстве,
в Союзе ректоров наконец. И никакого кризиса в
образовании тоже нет – есть только неправильное
отношение к отрасли. А в самой системе
образования все замечательно, вот только денег
бы дали. Казалось, что все приняли эту точку
зрения и спорить с ней даже неприлично.
Как не принято в благородном обществе
критиковать платье короля. Не принято, потому что,
как известно, тот, кто не видит красоту этого
платья, очевидно, сам чего-то не понимает. Тот,
наверное, не профессионал. Помните мальчика из
сказки Андерсена, который разглядел голого
короля? Сразу видно – не портной, не профессионал.
Что-то подобное случилось в начале
февраля на совещании в Тюмени, когда участники в
очередной раз убедили себя, насколько наше
образование лучшее в мире, вот только нищета
сверх меры...
И тут вдруг сам министр образования
спрашивает уважаемых участников
представительного совещания: «А если мы такие
умные, то почему такие бедные?»
Все стали обсуждать вторую часть фразы
– известные экономисты, влиятельные начальники
образования, сотрудники министерства: «Чего же
мы такие бедные в самом деле, какая
несправедливость, как же нам стать чуть побогаче?..»
Всем кажется, что тот уровень
образования, то качество работы школы и вузов, не
говоря уже о начальном и среднем
профессиональном образовании, соответствуют
гораздо лучшему материальному вознаграждению.
Особенно в этом уверены вузовские товарищи.
Низкое качество российских товаров, слабая
организация труда и полное отсутствие культуры
производства никого не убеждают.
А может быть, дело все-таки в первой
части вопроса? Может быть, стоит усомниться в
своих достижениях?
Если мы такие умные... А вдруг мы вовсе не
такие умные, не такие образованные?
А что если предположить, пусть ненадолго,
что мы такие бедные не только потому, что вообще
денег нет, а еще и потому, что качество нашего
образования недостаточно хорошее, чтобы за него
получать такие деньги.
– Конечно, – тут же скажут люди на «всех
уровнях», – об этом и речь: раньше было хорошее
качество, а теперь денег нет и качество резко
снизилось.
Ну что делать с такой логикой? Ну как ей
возражать?
Помните утесовскую песню про извозчика?..
Попробуйте этому извозчику доказать, что какой
бы ни была красивой и замечательной его коляска и
как бы ни любил он свою прекрасную лошадку, но в
телеге прошлого... никуда не уедешь.
Есть объективная закономерность –
новому времени, новому миру требуются не только
деньги, но и новый принцип движения. И эта
закономерность не имеет никакого отношения к
тому, каким замечательным был прежний принцип
движения. Ну представьте себе, например, диалог
Циолковского с господином Дизелем. Или хотя бы с
братьями Черепановыми.
Братья Черепановы сказали бы
Константину Эдуардовичу:
– У нас прекрасное качество
транспортной системы – нам только денег
побольше, и мы бы наши паровозы подкрасили,
кочегарам бы зарплату наконец выдали,
стрелочникам новую форму купили, и главное –
угля побольше заготовили бы, а то уже скоро
совсем ездить не на чем будет.
А Константин Эдуардович сидит в
президиуме (заслуженный человек все-таки), а в
зале – начальники станций, заслуженные кочегары,
знаменитые бухгалтеры железнодорожного
транспорта. И вот он спрашивает:
– А зачем нам уголь, кочегары, рельсы –
нам ведь известен другой принцип движения. Нужны
ракеты, космонавты, космодромы...
А в зале – хохот, люди от души смеются
над чудаком.
С начала семидесятых годов в мире
получила свое развитие идея о том, что главным
источником прибыли и основной статьей
государственных расходов должна стать система
производства... не товаров или машин, а знаний и
информации. И мы видим, как при всей сложности
сегодняшней жизни выживают и даже развиваются
средства массовой информации. Они становятся
реальным сектором не только общественной жизни,
но и одним из основных секторов экономики. Туда
вкладываются действительно большие деньги.
Таким же значительным сектором
общественной жизни и даже экономики могло бы
стать и образование. Не только могло бы, но и
реально может.
Но представьте себе, что, например,
телевидение осталось по своему содержанию и
техническому состоянию на уровне 70-х или 80-х
годов. Ну кому было бы нужно такое телевидение?
Никому. Кто бы вкладывал в него деньги? Никто.
Хотя были замечательные передачи: «От всей души»,
«Прожектор перестройки», «Сельский час». Хорошие
были передачи? Отличные. Могут они сегодня
появиться на экране? Не могут. Но не потому, что
стали хуже – время другое.
А наше образование по содержанию, по
уровню организации самой системы, по принципу
движения – все еще в 70-х годах.
Читатель может спросить: «А что вы
предлагаете? То плохо, это плохо, а что хорошо?»
Правильный вопрос, справедливый. Ответ
будет такой: «О том, что хорошо, мы пишем в каждом
номере на школьных полосах».
Но эта заметка – про другое. Эта заметка
про то, чтобы не ждать, пока маленький мальчик из
толпы вдруг воскликнет:
– Смотрите, а король-то – голый!
Может, нам самим заметить, что мы бедные
как раз потому, что считаем свою систему
образования по-прежнему лучшей в мире и самой
качественной, а на деле это уже давно не так?
|